Какое место занимает баян в Вашей жизни? Чем Вас привлёк этот инструмент?
Отвечу на Ваш вопрос, наверное, неожиданно… Всё-таки, на мой взгляд, первое место в «неформальном рейтинге» музыкальных инструментов занимает фортепьяно (рояль). Именно фортепьяно обладает наибольшей универсальностью.
Иначе говоря: любую музыку любого жанра на фортепьяно удаётся воспроизвести на максимально высоком уровне. Кроме того, именно фортепьяно даёт возможность исполнителю наиболее ярко и выразительно проявить своё мастерство, свою виртуозность, выделиться среди других музыкантов.
А как же баян?
В моём личном «неформальном рейтинге» музыкальных инструментов он занимает почётное второе место. Баян, также как и фортепьяно – лишь немного ему уступая! – представляет исполнителю широчайшую, почти бесконечную палитру творческих возможностей.
Если же говорить о русской народной музыке, об эстрадном репертуаре, развлекательном жанре, то баян можно назвать «главным, основным» инструментом.
С этим утверждением нельзя не согласиться. Вряд ли многим людям захочется приглашать на свадьбу или юбилей пианиста для музыкального сопровождения. Хотя это тоже неплохая идея! А баянисты на различных торжествах – самые желанные гости. Многие мероприятия невозможно без них представить!
Мелодии баяна в наибольшей мере отражают широту и размах русской души. Их восприятие очень близко к восприятию человеческого голоса. При исполнении русских народных песен особенно ценятся проникновенные, чистые, звонкие женские голоса. А баян способен создать такую же хрустальную, звонкую мелодию!
С другой стороны, было бы совершенно неправильно и несправедливо ограничивать сферу распространения музыки для баяна исключительно фольклорным и развлекательным жанрами. На баяне можно сыграть абсолютно всю: от рока до православной, церковной, литургической музыки. Нет ни одного музыкального жанра и стиля, который был бы неподвластен баяну!
Учась в школе, я много посещал концерты солистов-баянистов. Они проходили и в стенах Нижегородской консерватории, в филармонии и в музыкальном колледже имени М.А. Балакирева. И всегда поражался разнообразием программы и мастерству исполнителей!
Отличительная черта баяна – характерный тянущийся, незатухающий звук. Он образуется благодаря мехам, через которые проходит воздух. Возникает звонкий тембр и особая «открытость звука», как говорят баянисты.
Что значит «открытость звука»?
Это значит, что баян может затронуть особые струны человеческой души. Даже знакомые классические мелодии становятся как-то роднее и понятнее, если их исполнить на баяне.
Этот инструмент может заинтересовать, «зажечь» самых разных слушателей: вне зависимости от их возраста, жизненного опыта, музыкальной подготовки и музыкальных вкусов.
Хотел бы процитировать песню артиста Олега Андреевича Анофриева, написанную в 1972 году (он является автором музыки и слов): «Какая ж песня без баяна? Какая ж зорька без росы? Какая Марья без Ивана? Какая ж Волга без Руси?»
В этих немудреных песенных строчках всё сказано!
Для незрячего человека баян имеет особое значение. Не секрет, что многие молодые инвалиды по зрению страдают от одиночества. А баян даёт возможность почувствовать себя востребованным.
В 2000 году я окончил музыкальную школу по классу баяна. А в 2001 году поступил сразу на второй курс Нижегородского музыкального колледжа по классу баяна.
В 2004 году окончил среднюю школу и одновременно музыкальный колледж. Таким образом, три года учился сразу в двух местах: в школе и в колледже.
После окончания колледжа у Вас было желание получить высшее музыкальное образование?
Сразу после окончания колледжа я пытался продолжить обучение в Нижегородской консерватории, но меня не приняли. Не берусь судить, было ли это решение справедливым… В любом случае, творческий человек должен уметь не только «купаться в успехе», но и смиряться с неудачами.
Но высшее музыкальное образование Вы получили?
Это произошло через несколько лет, уже в родном Владимире. Я окончил музыкально-педагогический факультет Владимирского государственного педагогического университета.
В 2004 году в Нижнем Новгороде, не поступив в консерваторию, я в тот же год стал студентом медицинского колледжа по специальности: медбрат по массажу.
Неожиданное решение! В то время, не поступив в консерваторию, Вы так разочаровались в музыкальной карьере, что решили резко сменить сферу деятельности?
Нет. Дело совсем не в этом. В музыке я не разочаровался и от идеи стать профессиональным музыкантом не отказался.
Просто мне всегда было интересно заниматься разными вещами, не зацикливаться на чём-то одном, расширять свой кругозор. Кроме того, сказалось и влияние мамы. Она по профессии медицинская сестра.
С одной стороны, мама всегда гордилась моими музыкальными успехами, поддерживала занятия музыкой. С другой стороны, она опасалась, что я не смогу с помощью музыки зарабатывать на жизнь. И эти опасения были небезосновательными. Далеко не все музыканты могут найти работу по специальности!
Поэтому мама настоятельно рекомендовала мне приобрести специальность медбрата по массажу. В этой сфере у незрячих людей, как правило, хорошие перспективы трудоустройства.
Вы охотно последовали материнскому совету?
Я исходил из того, что вполне возможно совмещать оба занятия. Кстати, в течение трёх лет во Владимире так и было. На полставки я трудился в детской музыкальной школе и одновременно как массажист работал в районной поликлинике. Самым главным для меня было – не сидеть дома!
Кстати, в Нижегородской школе-интернате массаж интенсивно преподавался в десятом и одиннадцатом классах. Поэтому выпускников школы, в том числе и меня, принимали сразу на третий курс медицинского колледжа. Диплом массажиста можно было получить за два года, а не за четыре!
Во Владимир Вы вернулись в 2006 году с дипломом музыкального и медицинского колледжей. Как сложилась Ваша жизнь в родном городе?
Преподаю баян в детской музыкальной школе. Отделение школы находится в здании Владимирской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. То есть система такая же, какая была во время моей учёбы в Нижнем Новгороде. Также являюсь концертмейстером детского духового ансамбля.
У меня есть возможность выступать как солист-баянист и в дуэте баянов. Ещё аккомпанирую детскому хору на баяне, возглавляю вокально-инструментальный ансамбль «Взлёт» в нашей музыкальной школе. Работы много!
На что Вы обращаете внимание учащихся во время занятий?
Стремлюсь показать мальчишкам и девчонкам красоту и величие баяна! Это можно понять, например, разучивая «Русский танец» советского композитора Георгия Шендерёва. Сначала мелодия медленная, меланхоличная. Баян звучит грустно, задушевно, буквально слезы готовы из глаз политься… Но потом – совершенно неожиданно, непредсказуемо! – настроение в этой музыкальной пьесе меняется. Музыка становится быстрой, задорной, залихватской!
При исполнении «Русского танца» пальцы во второй части пьесы должны буквально летать по клавишам. Здесь много сложных динамических оттенков.
Наверное, не каждый ребёнок или подросток может справиться с таким сложным музыкальным произведением из репертуара профессиональных баянистов.
Конечно, кто-то из детей играет лучше, кто-то хуже. Но учащимся нравится, если педагог в них верит, ставит перед ними сложные, но интересные, вдохновляющие задачи!
У незрячих детей часто бывают проблемы с координацией движений. Занятия музыкой, в том числе постижение баяна, помогают с этими проблемами справиться!
И, конечно, детям очень приятно, что они дарят радость слушателям всех возрастов. Я уж не говорю о гордости родителей, которые сидя в зрительном зале, ловят каждый звук, когда сын или дочь выступают на сцене. А я как учитель чувствую свою причастность к этим детским успехам!
Чтобы понять особенности игры на баяне, читатели газеты «Поле зрения» могут познакомиться, например, с «Чардашом» в обработке Николая Ризоля. В Интернете много записей этого произведения в исполнении самых разных баянистов.
Музыка огненная, завораживающая… Кажется, она способна зажечь, воспламенить любое сердце, если оно бьётся в груди! Энергия, которая исходит от баяна, буквально бьёт через край. Это чувствуется в любой качественной записи. Я уже не говорю о «живом» концерте!
Баянист должен продемонстрировать лёгкость, размах пальцев, чёткость, стремительность исполнения. Если всё это присутствует, то у слушателей дух захватывает, а ноги сами тянутся в пляс.