Руководитель Интернет-портала FashionEducation.ru и Школы Fashion Журналистики (Москва) И.Ю. Каримова уже третий год подряд участвует в работе Экспертного совета премии «Золотой лорнет». В этом году на церемонии награждения именно она вручала победителям «Специальный приз Экспертного совета» за идею и развитие нового средства информации на оптическом рынке — telegram-канала «Opticmag».
— Ирина Юрьевна, особенность Экспертного совета состоит в том, что в нем представлены люди с самым различным жизненным и профессиональным опытом. Не могли бы Вы рассказать, что привело Вас в команду экспертов «Золотого лорнета»?
— Поскольку моя сфера деятельности в настоящее время — это мода, дизайн, маркетинг, международное и стратегическое развитие, PR и т.д., то меня пригласили в Экспертный совет как представителя этой сферы. И я думаю, что это приглашение далеко не случайно! «Золотой лорнет» соединяет оптическую индустрию с миром моды. Очки уже давно стали частью имиджа человека, его образа. Например, таких известных личностей, как Эвелина Хромченко, Ксения Собчак и многих других, невозможно представить без очков.
Женскому образу очки нередко придают строгость, сдержанность, лаконичность… Впрочем, есть и много других вариантов. Можно добавить образу и большей остроты и даже вызова. Все зависит от дизайна очков, от цветового решения, от сочетаемости очков с одеждой, бижутерией, ювелирными украшениями…
— Вы говорите об образе деловой женщины, частью которого являются очки?
— Очки классических форм действительно настраивают на деловой лад. Но я бы хотела подчеркнуть другое: в современном мире очки все чаще воспринимаются как модный аксессуар. При этом массовое распространение контактных линз не вытесняет очки, а скорее переосмысливает их роль как модного и функционального аксессуара.
Наверное, уместно сказать и о себе… В повседневной жизни я в основном пользуюсь контактными линзами. Решение надеть очки у меня всегда является осознанным и связано с конкретной жизненной ситуацией. У меня имеется целая коллекция очков, в том числе и солнцезащитных, которая отлично сочетается с гардеробом.
У моей мамы, представительницы старшего поколения, ситуация другая. Контактными линзами она не пользуется. Поэтому очки являются повседневным аксессуаром. Эти индивидуальные привычки клиентов необходимо учитывать салонам оптики при организации их работы, при разработке методик продаж.
— Чем отличалась церемония вручения «Золотого лорнета» в 2020 году от предыдущих мероприятий?
— Разумеется, каждый год в церемонию награждения и в организацию конкурса вносятся коррективы, так как жизнь не стоит на месте. Эти коррективы связаны с развитием рынка. В этом году у нас впервые состоялось вручение «Специального приза Экспертного совета» за идею и развитие нового средства информации на оптическом рынке — telegram-канала «Opticmag».
Мы отметили не только конкретный Интернет-проект, который представляется мне успешным, актуальным и востребованным, но и важную тенденцию. Чтобы в современном мире быть успешным в оптической индустрии, надо быть активным в Интернете, работать с социальными сетями.
— Какие еще тенденции Вы бы отметили?
— Тенденция, которую нельзя не заметить и с которой нельзя не считаться, — увеличение объемов Интернет-продаж. Это удобно для потребителя и удобно для самого продавца, так как сокращает издержки и позволяет значительно увеличивать продажи благодаря правильно выстроенной системе интернет-коммуникаций.
— Получается, что люди уже не придут лишний раз в салон оптики, а закажут товар в Интернете?
— Не совсем так. Нужно понимать, о каком товаре идет речь. Например, контактные линзы все чаще приобретаются в Интернете. И я, признаться, так поступаю. Зато при приобретении очков салоны оптики продолжают оставаться жизненно необходимыми. Это связано и с медицинской стороной коррекции зрения, и с техническими вопросами изготовления очков, и с вопросами моды и дизайна. В конце концов, личную консультацию ничто не заменит.
Развитие сегмента e-commerce, с одной стороны, дает большие возможности для увеличения продаж, а с другой стороны, ставит перед традиционной розничной торговлей новые вызовы и задачи по привлечению покупателей: теперь мало просто продавать, нужно консультировать, обучать и формировать правильное позиционирование и лояльность бренду.
Важно понимать, как позиционирует себя оптический салон, на какую целевую аудиторию он рассчитан. В этом вопросе не может быть мелочей. Где расположен торговый объект? Удобно ли до него добраться на личном и общественном транспорте? Есть ли места для парковки? Как оборудованы торговые площади? Какая атмосфера царит в салоне? Как встречают посетителей? Разбираются ли продавцы-консультанты в имеющемся ассортименте? Как организована работа врачей-офтальмологов и/или оптометристов, осуществляющих проверку зрения клиентов? От всех этих факторов зависит успех.
— Как Вы оцениваете российские салоны оптики? Налажена ли в них система обучения, мотивации и контроля сотрудников? Сформировались ли корпоративные стандарты?
— Российский рынок оптики в целом уделяет больше внимание развитию и обучению своих сотрудников, формированию корпоративной культуры и этики работы с покупателями. Мне довелось поработать с крупной российской сетью салонов оптики, сотрудникам и руководству которой я читала корпоративный семинар по маркетингу и брендингу. Это сотрудничество оставило очень приятное впечатление, особенно когда я увидела, насколько вся команда заинтересована в развитии и построении долгосрочных отношений со своими клиентами.
И в целом, заходя в салоны оптики в России, обычно встречаешь теплое и уважительное отношение к клиентам и посетителям. Так что в этом отношении профессионализм и вежливость – на уровне мировых стандартов. Я считаю, что все игроки рынка, а также премия «Золотой лорнет» и отраслевые масс-медиа сделали многое для развития рынка оптики в целом.