«Привилегия» журналистской работы состоит в возможности регулярно общаться с яркими, увлечёнными, талантливыми людьми, состоявшимися в своей профессии, постоянно двигающимися вперёд. К сожалению, далеко не всегда сухие строчки текста, в том числе «расшифровка» интервью, передают обаяние человека, его харизму, темперамент.
Врач-офтальмолог «Детского медицинского центра» Управления делами Президента РФ к.м.н. О.В. Курганова – «домашний» детский доктор, которого и дети, и взрослые воспринимают как настоящего друга, почти члена семьи. Общаясь с ней, нельзя не обратить внимания, как она любит детей, интересуется не только их состоянием здоровья, но и внутренним миром, этапами их взросления.
С Олесей Владимировной можно было бы поговорить на самые разные темы, связанные с детской офтальмологией. Но центральной темой этого интервью мы решили сделать раннее вмешательство. С какими проблемами обращаются родители новорожденных детей к врачу-офтальмологу?
Кроме того, хотелось познакомить читателей с основными вехами жизни талантливого доктора и учёного-исследователя. Интервью с Олесей Владимировной получилось необычным, т.к. значительное место в нашем разговоре заняли не только сугубо медицинские, но и психологические аспекты детской офтальмологии.
В этой связи нельзя не вспомнить известное высказывание Гиппократа о том, что «врач должен лечить не болезнь, а больного». А применительно к маленьким пациентам этот тезис приобретает особое значение!
Путь в медицине
Олеся Владимировна, спасибо за возможность ближе познакомиться с Вами, узнать о Вашем профессиональном и жизненном пути. Давайте начнём с «истоков». Где Вы родились? Где прошло Ваше детство? Как пришли в медицину?
Я – москвичка. Родной район – Таганка. Это самый центр столицы. С детства было желание стать доктором. Здесь сказалось, конечно, и влияние семьи. У нас много медиков в роду!
После школы поступила на педиатрический факультет Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Диплом получила в 2012 году.
Учёба в медицинском вузе всегда очень разносторонняя. Много теоретических дисциплин. Хотелось бы узнать, как у Вас проходило знакомство с практическим здравоохранением?
Разумеется, никто не может стать доктором только благодаря изучению учебников и сдачи экзаменов. Будущий врач должен пройти «боевое крещение» в больнице, научиться быть частью врачебного коллектива.
После окончания третьего курса я проходила практику в офтальмологическом отделении Морозовской детской городской клинической больницы. В этом отделении работает замечательный доктор Е.Д. Горбунова. Знаю её с детства. Пришла к ней в качестве пациентки с близорукостью. Потом именно она стала моим первым наставником в профессии. А сейчас Елена Давидовна для меня – друг, коллега, единомышленница.
Какие впечатления остались у Вас после первой практики в клинике?
Конечно, было волнение. И осталось очень много самых разнообразных воспоминаний. Я обратила внимание, что отделение уютное, что в нём царит доброжелательная, домашняя атмосфера. Всё это, разумеется, способствует успеху лечения!
Какие у Вас были обязанности во время первой практики?
Любая профессия осваивается постепенно, шаг за шагом. Медицина не является исключением! Ничего сложного мне, студентке-третьекурснице, тогда не поручали. Закапывала капли, выдавала таблетки. Ухаживала за детьми после операции.
В дальнейшем были и другие практики в этом отделении, которое стало для меня «родным». Что такое детская офтальмология в больнице? К сожалению, нередко приходится сталкиваться с печальными, драматичными ситуациями. Ребёнок упал с качелей, ударился, повредил глаз. Один малыш ткнул другому в глаз карандашом или пальцем. Дети падают с велосипеда, качель, с горки… В итоге тупая травма глаза или ушибленная рана века.
Все эти ситуации проходили на Ваших глазах?
Да. Особенно мне запомнилась одна девочка, которой было лет шесть-семь. Однажды, когда я утром пришла на работу, то узнала, что она поступила к нам в отделение ночью. В глаз попал острый предмет. Проникающее ранение левого глаза. Она была экстренно прооперирована.
У кровати ребёнка был её папа. Я ей закапывала капли. Сразу обратила внимание, что она находится в состоянии сильнейшего стресса, не может понять, что с ней произошло. Такая резкая смена обстановки: ещё вчера она бегала, играла, а теперь лежит в больничной палате!
Я её, конечно, приободрила, мы общались в течение дня. А на следующий день, когда я снова пришла на работу, коллеги сообщили мне, что эта девочка меня вспоминала, что она меня ждёт. Она спрашивала: «А где эта добрая тётя? Пусть она снова закапает мне капли!» Мне, конечно, было очень приятно получить такое признание от юной пациентки!
Ваш рассказ стал ещё одним примером того, насколько важна сестринская практика для освоения врачебного дела!
На мой взгляд, и сестринская, и врачебная практика очень важны для студентов-медиков. И не только в плане практического применения вузовских знаний, но и умения устанавливать контакт с пациентами, завоёвывать их доверие. Это в полной мере относится и к взрослым, и к юным пациентам.
Когда и почему Вы решили стать врачом-офтальмологом?
Изначально поступая в медицинский университет, я четко знала и понимала, что выберу педиатрию и что хочу в дальнейшем быть детским офтальмологом. Плюс ко всему у меня был перед глазами пример моего лечащего врача Е.Д. Горбуновой. Летняя практика в родном отделении Морозовской больницы лишь еще больше убедила меня в правильном решении и выборе специализации.
Как известно, в вузе курс офтальмологии сравнительно небольшой. Эту дисциплину мы изучали на четвёртом курсе. Но меня офтальмология заинтересовала ещё гораздо раньше. Поэтому, начиная с четвёртого курса, стала посещать научный кружок при профильной кафедре.
Это было интересно! Кружок я посещала, в первую очередь, чтобы окунуться в мир детской офтальмологии.
Мы анализировали различные клинические случаи. Заседания кружка проходили в различных клиниках. Кружковцы могли присутствовать при общении пациентов с лечащими докторами.
Где Вы проходили клиническую ординатуру?
В родном медицинском университете.
Вам запомнились какие-то примечательные случаи, с которыми доводилось сталкиваться как клинический ординатор?
Не буду оригинальной, если скажу, что врачам-офтальмологам часто запоминаются травмы. И я не являюсь исключением! Например, при мне в отделении находился подросток с тяжелейшей травмой органа зрения, вызванной петардами.
В мое последнее дежурство поступил подросток лет четырнадцати с инородным телом в роговице. Это была деревянная стружка. Пришлось удалять инородное тело в два этапа, настолько оно было глубокое. Мальчик около трёх-четырёх дней проходил с ним, сразу не заметил, пока глаз сильно не покраснел. Он занимался в гараже какими-то столярными работами.
Как сложилась Ваша профессиональная деятельность после окончания клинической ординатуры?
С 2014 года я стала работать в Детском медицинском центре Управления делами Президента РФ. Одновременно в августе 2017 года в качестве детского офтальмолога влилась в коллектив частного лечебного учреждения «Клиники семейной офтальмологии профессора Трубилина».
Лечебную работу сочетала с научными исследованиями. Защитила диссертацию на тему «Клинико-экономические аспекты диагностики аномалий рефракции у детей с содружественным косоглазием».
Первый триместр беременности – самый важный для формирования органа зрения нового человека
Олеся Владимировна, изначально мы планировали уделить основное внимание в нашей беседе офтальмологической помощи в первый год жизни ребёнка. Но в начале этого разговора хотелось бы поговорить о том, какое значение имеет состояние здоровья женщины во время беременности для формирования органа зрения малыша.
Здоровье детских глаз зиждется на правильном ведении беременности! Это ключевой вопрос. При этом первый триместр беременности – самый важный для формирования органа зрения нового человека.
Существуют стандартные правила, которые не теряют своей актуальности. Беременным важно больше бывать на свежем воздухе, по возможности, ограничить использование общественного транспорта, избегать места массового скопления людей, не волноваться, окружать себя положительными эмоциями, правильно питаться и т.д.
К сожалению, не всегда эти правила получается соблюдать!
Детские врачи-офтальмологи прекрасно знают, что перенесённые матерью заболевания во время беременности, в первую очередь, инфекционные, могут оказать негативное влияние на формирование глаза. Осматривая младенца, мы наблюдаем признаки гипоксии на глазном дне или признаки перенесенной внутриутробной инфекции.
Женщине, вынашивающей малыша, очень важно соблюдать режим физических нагрузок, не переутомляться… На мой взгляд, ключевое значение имеет психологический климат в семье.