В то время подобной модификации Аллопланта ещё не существовало, но уже через год, в 1999 году, он появился, и сейчас эта методика активно используется по всей России. Потом состоялась командировка в Уфу, где я прошла обучение по изготовлению глазных протезов по уникальной технологии Всероссийского Центра глазной и пластической хирургии. Обучение мое проходило в Лаборатории эстетической коррекции.

К.м.н. И.А. Сироткина в операционной
Зная, что я занимаюсь офтальмопластикой, организатор и руководитель лаборатории Виктор Алексеевич Рыжов, спросил:
— Что же ты хочешь?
— Хочу, чтобы пациенты после удаления глаза, выглядели красиво,— ответила я.
— А рисовать умеешь?— спросил Виктор Алексеевич.
— Ну… В детстве рисовала немного.
— Садись и рисуй. Так я училась…
Осознать, что дали мне в руки, смогла только через много лет.
Немецкие протезисты, увидев наши протезы на X Конгрессе глазных протезистов Европы, очень удивились, что так могут выглядеть пластмассовые протезы.
Авторы этой новаторской технологии — Виктор Алексеевич Рыжов и техники-протезисты лаборатории Геннадий Иванович и Владимир Иванович Тимохины. Только союз офтальмолога-хирурга, занимающегося хирургией переднего отрезка глаза, каждый операционный день восстанавливающего анатомическую целостность глаз, и двух изобретателей смог создать заготовку для изготовления глазного протеза, позволяющую «оживить» взгляд пациента с анофтальмом.
До этого все производители использовали технику зарисовки радужки непосредственно на склере, что не позволяло получить ровный диск радужки и зрачка, протез выглядел кукольным.
Изобретение Рыжова и его соратников позволило изготовить протез с плавным переходом склеры в роговицу, воспроизвести полупрозрачный лимб, что придает натуральный вид искусственному глазу. Заготовка воспроизводит даже куполообразную форму радужной оболочки.
Эту технологию подхватили все российские производители глазных протезов и многие из них не знают, что именно Виктор Алексеевич сделал такой щедрый подарок нам и нашим пациентам.
Яркий, веселый, позитивный человек, он много лет поддерживал меня словом и делом. Если бы не его настрой: «Ира, да это легко!» — я бы оставила протезирование. Слишком много было сложностей в организации и становлении.
Виктор писал замечательные остроумные стихи, посвящая их друзьям и коллегам. Про себя он сочинил песню на мелодию арии «Мистера Икса», которая заканчивалась словами «быть протезистом — судьба моя…» Эта ария в авторском исполнении пользовалась неизменной популярностью в любой аудитории. Недавно Виктора Алексеевича Рыжова не стало. Рано, очень рано. Но дело, которому он посвятил способности, душу, сердце, жизнь… осталось. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени. Светлая память…
В Челябинске мы тоже стали использовать Аллоплант для проведения подобных операций с созданием опорно-двигательной культи и сразу протезировать наших пациентов. Могу сказать, что в настоящее время Челябинская областная клиническая больница № 3 проводит эти операции по формированию опорно-двигательной культи только с использованием Аллопланта. Есть и другие материалы, но их в больнице не применяют.

Глазные протезы
— Почему эта тема — формирование опорно-двигательной культи — является столь важной для Вас?
— Это действительно очень важная тема! От опорно-двигательной культи во многом зависит успех протезирования. Именно опорно-двигательная культя восстанавливает объем утраченного глаза и обеспечивает подвижность протеза, обеспечивает движение глазного яблока.
— Таким образом, искусственное глазное яблоко синхронно совершает движение с родным глазом?
— Да, движение глаза и протеза синхронны, но полного объема движений глазной протез не имеет, т.к. при движении его края упираются в конъюнктивальные своды, а глаз проскальзывает. Но если регулярно (один раз в два года) изготавливать новый индивидуальный протез, то каждое следующее протезирование позволяет получить больший объем движений, за счет растяжения сводов.
— То есть без опорно-двигательной культи протезирование невозможно?
— Без опорно-двигательной культи протезирование необходимо проводить как можно раньше, лучше сразу на операционном столе. Тогда наиболее правильно формируется полость и возможно получить лучший эстетический результат, в том числе подвижность протеза. Но без формирования опорно-двигательной культи адекватного объёма нарушаются анатомические соотношения тканей в орбите и результат протезирования не всегда удовлетворительный.
Аллоплант как биоматериал идеально подходит для формирования культи. Этой теме была посвящена и моя кандидатская диссертация «Формирование опорно-двигательной культи с использованием комбинированного биоматериала Аллоплант», которая была защищена в 2005 году.
— Сколько пациентов обслуживает «Уральский Центр глазного протезирования»?
— Ежегодно мы принимаем около тысячи человек, из них 250 человек — новые пациенты. Всего в нашей картотеке 3500 пациентов. Это не только жители Челябинской области, но и других регионов Уральского федерального округа. Есть пациенты из соседнего Казахстана. Некоторые люди приезжают из дальних регионов России, хотя они вполне могли бы осуществить глазное протезирование поближе к дому, но доверяют нам.
Все пациенты — очень разные. Кто-то ответственно и дисциплинированно относится к собственному здоровью, приходит к нам регулярно. Некоторые люди «исчезают» на долгие годы, хотя им давно пора заменить протез или его отремонтировать.

Глазные протезы
— Чем отличаются индивидуальные и стандартные протезы?
— В индивидуальном протезе художник-протезист рисует радужку глаза, создает форму точно соответствующую полости пациента, воссоздает сосудистый рисунок на склере, чтобы искусственный глаз максимально повторял родной. То есть индивидуальный протез создаётся для конкретного человека. Как правило, он удобнее и смотрится лучше! Но и стандартные протезы, как правило, удовлетворяют и всем медицинским, и эстетическим требованиям.
Проблема заключается в том, что любая лаборатория глазного протезирования должна иметь в наличии не менее двух тысяч стандартных протезов. Тогда у пациента будет выбор, и он сможет подобрать подходящий протез. А в нашем Центре стандартных протезов всегда гораздо больше!
К сожалению, в России ещё есть кабинеты (лаборатории) глазного протезирования, в которых в наличии имеется не более полутысячи протезов. Это недопустимо мало! В таком случае пациенту приходится «брать что дают». Протез, может, и будет неплохим, но не соответствовать полости. Две тысячи протезов на выбор — это разумный, необходимый стандарт, который всем организациям нашего профиля нужно соблюдать.
— Не могли бы Вы рассказать о технологии изготовления глазных протезов?
— И в России, и в мире существует два вида глазных протезов: стеклянные и пластмассовые. Наш Центр занимается изготовлением исключительно пластмассовых протезов. Современные технологии позволяют создавать пластмассовые протезы, отлично имитирующие анатомические структуры своего глаза. В чём главное достоинство стеклянного протеза? В блеске стекла, имитирующем блеск живых глаз. На сегодняшний день такого же блеска можно достичь и со специальной пластмассой.
Технология изготовления (прессовки) глазных протезов схожа с технологией зубного протезирования. Применяются практически те же инструменты и механизмы.
— Ирина Анатольевна, как бы Вы могли охарактеризовать смысл Вашей работы, цель работы «Уральского центра глазного протезирования OKORIS»?
— Глаза — зеркало души. И даже искусственный, но с любовью изготовленный глаз несет в себе черты характера его хозяина, отражая сомнения, ожидания, радость, надежду… После проведения протезирования человек чувствует себя свободно и независимо, не привлекая к себе любопытных взглядов, живет полноценной жизнью.
Коллектив «Уральского центра глазного протезирования OKORIS» — небольшой, исключительно женский. У нас работает пять техников-протезистов. Большинство из них трудится с момента образования нашего медицинского Центра. Всем своим коллегам я очень благодарна за преданность делу, ответственность, душевную щедрость, готовность помочь словом и делом. Хотелось бы назвать всех поимённо: Елена Борисовна Юнусова, Людмила Юрьевна Суханова, Светлана Владимировна Изгагина, Татьяна Викторовна Мельникова, Валентина Владимировна Карюкина. Не сомневаюсь, что вместе мы ещё долгие годы будем работать на благо наших пациентов.
Беседовал Илья Бруштейн
Фотографии из архива И.А. Сироткиной
«Поле зрения. Газета для офтальмологов» №1, 2018