Интервью с директором Департамента управления персоналом компании «Оптэк» Гоар Акоповной Давтян
Обстоятельства не раз вынуждали нашу собеседницу все начинать сначала. Ей часто приходилось принимать трудные решения, но всякий раз она с честью выходила из сложных, порой драматичных ситуаций.
«Ябольше не являюсь директором Департамента продаж медицинской техники, — начала разговор Гоар Акоповна. — В течение трех месяцев я буду работать в качестве наставника нового руководителя департамента. Вместе с этим продолжу свою карьеру в компании в качестве директора Департамента управления персоналом. Раньше я вела эти направления параллельно, но душа больше тяготеет к работе с людьми. Поэтому я решила оставить продажи и с этого года полноценно займусь управлением персоналом компании в целом».
— Гоар Акоповна, компания «Оптэк» провозгласила своей целью создание и развитие долгосрочных партнерских отношений с заказчиками, основанных на доверии.
Это является одним из важнейших слагаемых успеха на рынке. Не могли бы Вы назвать другие составляющие, которые позволяют компании «Оптэк» постоянно достигать конкурентного преимущества?
— Доверие — один из самых важных аспектов. Одно дело заявить, а другое — действительно идти в этом направлении. Никто не провозгласит своей главной целью заработать как можно больше денег, хотя на самом деле так и происходит. Важнейшей составляющей миссии компании «Оптэк» являются партнерские отношения. Наши технологии позволяют заказчикам достигать успеха на рынке.
В моей практике и в практике моих коллег часто возникала дилемма: следовать объявленным принципам или идти за быстрым доходом. Но, несмотря на большой соблазн, наша команда топ-менеджеров всегда понимает, что важнее добиваться долгосрочных отношений с партнером и способствовать развитию их успеха. Следуя этим принципам, мы становимся консультантами и экспертами для наших заказчиков.
На рынке медицинского оборудования много достойных игроков, но бизнес делают люди. Для меня огромное значение имеет ценностные основы. Если мы заявляем, что на первом месте доверие и партнерство, значит это никоим образом не должно ставиться под сомнение. В данном контексте хочется привести слова основателя компании «Панасоник», Коносукэ Мацусита, который еще 100 лет назад написал, что главная миссия любого предприятия — приносить людям пользу.
Важно как себя позиционирует компания и в чем сотрудники видят свою задачу: навязывать свой продукт или быть экспертами для заказчиков. Сейчас настала другая эпоха, компании постепенно начинают понимать, что играть надо по другим правилам.
— Вам кажется, что время, когда основной задачей бизнеса было «навязать» покупателю товар, прошло? Безусловно, есть предприниматели, работающие по цивилизованным правилам, но есть и нечистоплотные.
— Я с вами соглашусь, что сейчас еще много компаний, которые не задумываются о том, чем они заняты. Главная задача — заработать деньги. Но можно наблюдать и серьезные перемены. Я разработала авторскую программу «Лидерство». Суть программы — «лидерство изнутри наружу» — лидерство, которое сочетает успех и внутреннюю гармонию. Тот факт, что программа востребована и имеет успех не только в нашей компании, но и в других уважаемых организациях страны (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, ВШЭ, МИРБИС, Университет управления при Правительстве Москвы), говорит о том, что мир меняется и скоро лидеры новой формации возглавят бизнес. Для них будут важны, прежде всего, духовные ценности, при этом они будут стремиться к материальным благам и успеху. На ценностном уровне мы все одинаковые — мы все хотим уважения, признания и любви. Всячески пытаясь удовлетворить свои потребности, мы становимся неразборчивы к инструментам достижения материальных благ. Именно здесь начинаются проблемы. Человек теряет себя. Он может стать богатым, получить власть, оставаясь при этом глубоко несчастным. В моей коучинговой практике много таких случаев, когда ко мне приходили владельцы крупных компаний и жаловались на отсутствие энергии, внутреннее опустошение. Почему это происходит? Потому что часто, достигая успеха, мы теряем значительно больше: самого себя. Вчера на мастер-классе в Сколково я раздала всем участникам цветные карандаши и попросила нарисовать уголок своей мечты. Никто не нарисовал разрушенные дома на фоне черного неба и несчастных людей. Не надо быть экстрасенсом, чтобы предвидеть, что люди изображают солнце, красивые дома, животных, счастливых людей, иначе говоря, — радость, счастье и любовь. Но в реальной жизни мы имеем совершенно другую картину.
— Как точно называется Ваша программа? Не могли бы рассказать о ней немного подробнее?
— Программа называется «Лидерство в эпоху мудрости», состоит из пяти модулей. Каждый модуль можно рассматривать отдельно. Я провожу индивидуальные занятия и совместные тренинги, читаю лекции. Первый модуль программы посвящен персональному лидерству. Два учебных дня мы стараемся ответить на вопрос: «Кто я?», мои ценности, энергия лидера... Мы склонны строго судить других и гораздо мягче — себя. Но остальные делают то же самое! Вот так и получается, что мы ищем причины негативного к себе отношения в недоброжелательности других, в то время как они лежат в нас самих. Мне кажется, что наши беды происходят от того, что мы хотим всех изменить, при этом сами не меняемся. Мы носим маски, это очень удобно. Я предлагаю слушателям объективно взглянуть внутрь себя и понять, какое основное послание они несут окружающим. Успех лидера во многом зависит от его целостности как личности, полного соответствия, гармонии внутреннего содержания с внешним проявлением «Я». Жизнь у таких людей течет изнутри кнаружи, а не наоборот.
Вторая часть курса знакомит с таким понятием, как «лидерство во взаимоотношениях». Мы со слушателями пытаемся ответить на вопросы: как первенствовать во время коммуникации, как вести себя в конфликтных ситуациях. Пытаемся понять, что значит целостность, как человек чувствует и проявляет себя. Целостный человек берет на себя ответственность за свою жизнь, живет в согласии с собой и окружающими, живет «здесь и сейчас», принимает себя таким, какой он есть, позволяет пережить эмоции, какими бы они ни были, и не осуждает себя за это. Цельные люди невероятно притягательны.
Третья часть дает представление об эмоциональном интеллекте. Теорию эмоционального интеллекта начали разрабатывать в 90-е годы в Йельском университете. Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией. Здесь важно осознать, что благодаря конфликтным ситуациям, человек получает «доступ к себе». Одним из самых больших препятствий на пути личностного и карьерного успеха является гнев. Когда мы не в состоянии контролировать свой гнев, мы страдаем. Когда люди начинают видеть внутри себя источник гнева, то у них появляется возможность управлять этим чувством. Социологические опросы показывают, что эмоционально компетентный руководитель может управлять и возникновением эмоций: чем выше уровень руководителя, тем большее значение имеет эмоциональный интеллект.
Четвертый модуль называется «эффективный руководитель». Некоторые качества закладываются самой природой, но главное — работать над собой. Свой управленческий опыт я использую на занятиях: чем мотивировать сотрудников, как ставить цели, каким образом вовлекать в рабочий процесс. Вместе со слушателями стараемся найти ответы на вопросы: как можно быть успешным, гармоничным и счастливым? Как быть в ладу со своими ценностями, но при этом быть успешным и богатым.
Пятый — лидерство в стиле коучинга.
В 2013 году я окончила школу бизнес-коучинга и с этого момента начала применять базовые элементы в руководстве своими отделами. Этот метод управления основан, прежде всего, на вере в потенциал человека.
— Каким образом Вы пришли к авторской программе?
— Спасибо за вопрос. В 2008 году в стране разразился первый кризис. В это время швейцарская компания «Малик менедж-мент», занимающаяся бизнес-консалтингом, пригласила представителей крупнейших европейских компаний на тренинг. Среди участников были топ-менеджеры Siemens, Bosch, Carl Zeiss. Мы обсуждали различные темы, в том числе кризис и пути его преодоления. Мое предложение заключалось в смене парадигм. Если бизнес служит лишь идее зарабатывать деньги, то это тупиковый путь. Бизнес должен служить во благо людей, делать их счастливыми. Надо сказать, что мне повезло: в нашей компании исповедовались такие важные принципы, как уважение, доверие, честность. Я не сомневалась, что все собравшиеся придерживаются похожих идей. Мою концепцию слушатели не приняли и смотрели на меня, как на инопланетянку. Нам предложили собрать команду единомышленников и предоставить варианты решения проблемы. В нашей группе оказалось всего 5 человек из 70 участников, которые согласились, что современный руководитель должен следовать духовным принципам, при этом никто ему не мешает стремиться к успеху, к ценностям материальным. Победили приверженцы идеи увольнения персонала, сокращения зарплат, поиска новых рынков, выпуска новой продукции и т.д. Меня это очень сильно задело.
С тех пор я начала думать о проблеме лидерства. И чувствовала призыв, что этим нужно заняться, но не знала, с какой стороны подойти. Я «закинула» во Вселенную свое «Я хочу». А там, где «Я хочу», вся Вселенная и вся энергия с тобой. Я постоянно читаю журнал «Гарвард Бизнес Ревю», где часто печатают статьи о важности доверия, партнерстве, о счастье. Постепенно я накапливала материалы на интересующую меня тему, стала посещать тренинги по лидерству. На одном из занятий меня попросили написать, в чем я вижу свою миссию. И я написала: «Я — проводник общечеловеческих ценностей в бизнес». Там же я указала, что необходимо разработать авторскую программу, выступать с лекциями, писать статьи, вести тренинги и создать школу лидерства. Года через четыре, разбирая бумаги, наткнулась на свои записи и поняла, что 80 процентов из написанного уже сделано. Оставалось только наработанный годами опыт изложить в своей авторской программе.
…Вдруг мне звонят из Первого медицинского университета им. Сеченова и предлагают вести модуль «Лидерство» в программе МБА для главных врачей.