Интервью с организатором выставочно-образовательного проекта «День зрения», директором Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия медицинской оптики и оптометрии» (НОЧУ ДПО «АМОиО»), доктором медицинских наук, профессором Мягковым Александром Владимировичем
— Александр Владимирович, когда Вы определили для себя, что проект «День зрения» будет иметь продолжение? Были сомнения в целесообразности его проведения в этом году?
— Думаю, что решающим фактором были отзывы людей, которые принимали участие в конференции год назад. Многие обращались к нам с вопросом, почему они ничего не знали о проекте и не были приглашены. Большое значение в принятии решения имела поддержка участников «Дня зрения – 2014», их положительные отзывы о формате проведения конференции и ее научной составляющей. У нас открытая площадка.
В проекте принимают участие различные компании, медицинские консультанты по контактной коррекции, очковой коррекции, хирургии и т.д. Думаю, мы нуждаемся в подобном формате мероприятий, где каждый мог бы высказать свое мнение по различным спорным вопросам. Используя прошлогодний опыт, мы не могли проигнорировать мнения слушателей, которые у нас обучались. Сегодня здесь присутствуют знакомые участников «Дня зрения – 2014». Хочется обратить внимание, что слушатели могут общаться с преподавателями целый день, по их просьбе проводятся дополнительные занятия. На обычных курсах при учебных заведениях не всегда возможно обеспечить именно такую организацию. Как правило, преподаватель отчитал лекцию и ушел, а курсанты остаются вечером сами с собой. На теплоходе есть возможность постоянного общения как с преподавателями, так и между собой.
— В этом году занятия проходят в форме сертификационного курса повышения квалификации. Какие вопросы вынесены на повестку дня? Сильно ли отличается эта программа о тех, что Вы проводите в Академии?
— Я бы не хотел использовать слово «сертификационный». Давайте назовем этот курс как «обучение по образовательной программе» или «курсы повышения квалификации». Сертификационный курс завершается сертификационными экзаменами. Однако программа фактически та же, что в Академии, но у участников проекта есть возможность услышать разные мнения специалистов по одному и тому же вопросу. Например, астигматизм. На теплоходе три докладчика рассказывают о собственных методологических подходах коррекции астигматизма контактными линзами. В Академии это не всегда возможно. Специалисты готовы прийти к нам провести занятия по этой теме, но в силу занятости не могут это сделать. Преимущество проекта «День зрения» заключается в том, что на одной площадке выступают несколько лекторов, имеющих собственный опыт работы с различными контактными линзами, а слушатели, сравнивая различные методики, точки зрения, получают полезные знания.
— В проекте участвовали такие компании-производители, как Alcon, OKVision, Bausch+Lomb. Не было ли конфликта интересов?
— Мы уже много лет общаемся с этими компаниями — они участвуют в различных проектах, в том числе в «Осенних рефракционных чтениях». На мой взгляд, компании имеют одну точку зрения и выполняют одну задачу — популяризировать метод контактной коррекции, сделать его более безопасным и, таким образом, не потерять своих клиентов. Понятно, что если не научить специалистов правильно подбирать контактные линзы, пациент через 2-3 года может отказаться от линз, надеть очки или пойти на рефракционную хирургию. Здесь нет никакой конкуренции. Вы, очевидно, обратили внимание, что в программе нет ни одного доклада, который бы рекламировал продукт. Все доклады направлены на ознакомление слушателей с каждой конкретной методикой. Bausch+Lomb, например, рассказывает о своих торических линзах, о подходах и особенностях подбора таких линз, мы рассказываем о нашей продукции и методиках, Alcon — о своих. При этом программа сформирована таким образом, что доклады по одной тематике разнесены по времени, чтобы врач имел возможность получить различную информацию.
Работая над нынешней программой, мы составили опросник и задали будущим участникам вопрос, какие темы, по их мнению, необходимо включить в программу.
В результате мы постарались максимально учесть интересы слушателей, которых интересуют и контактные линзы, и очковая коррекция, и паттерн-лазеры. Сегодня клиники не могут выжить без оптических салонов, как и оптике трудно приходится без клиники. Те, кто имел клиники, открывает оптики, владельцы оптик — клиники; неподдельный интерес проявляется к более высоким технологиям.
— В рамках проекта Вы предложили самый широкий круг научных тем. Но по-прежнему актуальным остается вопрос правового регулирования. С чем связан интерес руководителей именно к этой проблеме (отсутствие информации на постоянной основе или разная трактовка статей, положений документов)?
— Я бы назвал это «многофакторным заболеванием». На сегодняшний день происходит определенное упорядочение бизнеса, и люди стараются вести дела в правовом русле: получить лицензию, соответствовать всем требованиям. С другой стороны, я выступаю за маленькие компании, которые могли бы оказывать квалифицированную помощь в небольших населенных пунктах. Однако такие компании не могут себе позволить иметь собственного юриста, который мог бы помочь правильно истолковать тот или иной закон. Еще одна проблема заключается в манере написания законов: «Казнить нельзя помиловать». Один чиновник трактует закон так, другой — иначе, мы представляем по-своему. Наконец, принимаемые законы несовершенны — много нестыковок одного закона с другим и т.д. Чиновники одного Министерства, например, образования и науки, к сожалению, не всегда хорошо ориентируются в законодательстве Министерства здравоохранения.
Или приказ о рецепте, я всегда привожу этот пример. Здесь возникает коллизия: у нас есть ГОСТ, в котором есть рекомендованная форма рецепта, есть приказ Минздрава, предписывающий свою форму. С точки зрения медицинского оптика-техника, изготавливающего очки, он (оптик-техник) вообще никакого отношения к Минздраву не имеет, потому что не оказывает медицинскую услугу. Следовательно, когда мы получаем лицензию на изготовление очков, основной регламентирующий нашу деятельность документ, — это ГОСТ, который содержит рекомендованную форму рецепта. Мастер-оптик работает по ГОСТу, выписывает и использует одну форму рецепта, врач выписывает свою форму рецепта. То есть министерство и Росздравнадзор не смогли состыковать разные формы рецепта. Оптики, естественно, задают вопрос, что же им делать? Если они не будут работать по ГОСТу, их может наказать Росздравнадзор за нарушение лицензионного требования, врача могут наказать за неиспользование рецепта, предписанного министерством. Нельзя не упомянуть еще один момент: оптический бизнес, в отличие от Общества офтальмологов, не консолидирован, по многим вопросам у нас противоположные точки зрения.
— В любой современной системе образования возникает вопрос о методике преподавания, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Существуют ли в Академии собственные оригинальные методы обучения, чтобы помочь слушателям справиться с этой нелегкой задачей?
— Вы знаете, мне очень понравился новый закон об образовании, где все упорядочено, и я, как руководитель, могу учитывать пожелания и наших заказчиков, слушателей, и современные тенденции. Мы можем составлять общие, индивидуальные программы, которые не нужно ни с кем согласовывать, кроме заказчика. В определенной степени наша программа уникальна. Безусловно, мы соблюдаем все требования, но в рамках программы можем изменить количество часов, тематику, подойти к разбору одного вопроса с нескольких сторон. Во-вторых, наша оригинальная методика (ее сейчас стали использовать во многих учебных заведениях) предусматривает включение производственной практики в середине обучения. Мы первые пришли к этой идее. Обычно слушатель сначала получает теоретические знания, затем в конце курса обучения проходит практику, во время которой у него могут возникнуть вопросы, а решить их у слушателя времени не остается, так как впереди — только итоговый экзамен. Мы разбили курс по оптометрии на 2 части: общая оптометрия, где мы изучаем основы геометрической оптики, основы очковой коррекции, приборы, их использование; затем курсанты проходят практику с наставником либо в нашей академической клинике, прекрасно оборудованной, либо на своем рабочем месте. Мы много внимания и времени уделяем именно практике. Я считаю, что нельзя по скайпу обучить курсанта правильно обращаться с контактными линзами, чтобы не было такого, что «линза свернулась в трубочку, а трубочка в глаз не вставляется». Еще одно преимущество такого построения курса заключается в том, что у нас есть возможность изменить программу второго цикла.
По результатам он-лайн тестов мы корректируем цикл обучения, если более 50% слушателей сделали ошибки по какой-то теме. Важным является и то, что программа позволяет проводить индивидуальные практические занятия с теми слушателями, которые не усвоили материал. Замечательным подспорьем в процессе обучения служит прекрасно оборудованная учебная клиника с видео-щелевыми лампами. Наш преподаватель Елена Ивановна Демина или я ведем прием «пациентов», в роли которых выступают слушатели, одновременно комментируем наши действия, а слушатели следят на мониторе за происходящим.