11 декабря 2014 года в Научно-исследовательском институте глазных болезней РАМН прошло заседание Московского научного общества офтальмологов, на котором звание «Почетный профессор ФГБУ «НИИГБ» РАМН» было присвоено директору Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, главному специалисту офтальмологу МЗ РФ, заслуженному деятелю науки РФ, заслуженному врачу РФ, председателю межрегиональной общественной организации «Ассоциация врачей-офтальмологов», председателю Комиссии по охране здоровья Общественной палаты РФ, профессору В.В. Нероеву.
Редакция «Поля зрения» попросила Владимира Владимировича ответить на вопросы газеты.
— Уважаемый Владимир Владимирович, что означает для Вас присвоение звания «Почетный профессор ФГБУ «НИИГБ» РАМН»?
— Звание «Почетный профессор ФГБУ «НИИГБ» РАМН» — это, в первую очередь, признание заслуг института, которым я руковожу. Это — дополнительная ответственность, но и, надеюсь, дополнительные возможности. Думаю, что научный потенциал Института глазных болезней РАМН позволит нам совместно реализовать многие социально-значимые исследовательские проекты.
— МНИИ ГБ им. Гельмгольца располагает мощным научным потенциалом, уникальной опытно-экспериментальной базой, что составляет основу для осуществления инновационной деятельности. Расскажите, пожалуйста, по каким направлениям проводятся фундаментальные исследования в Вашем институте?
— Институт с самого своего основания был и остается многопрофильным учреждением, занимающимся всеми проблемами офтальмологии как в лечебном, так и в научном плане. Спектр направлений исследований включает в себя вопросы офтальмоонкологии, патологии сетчатки и зрительного нерва, вирусных и аллергических заболеваний глаз, офтальмотравматологии и реконструктивной хирургии, патологии глаз у детей и рефракционных нарушений. Высокий уровень научных исследований обеспечивается разнообразными клинико-лабораторными подразделениями, оборудованными по последнему слову техники (ультразвуковой диагностики, электро- и психофизических исследований, лабораторий офтальмоиммунологии и офтальмобиохимии), деятельностью патогистологического отделения и, конечно, научного экспериментального центра, где осуществляются исследования на различных лабораторных животных (кролики, мыши и крысы, морские свинки).
— Новое время требует новых форм организации труда и в теоретических, и в научно-практических исследованиях, и в управлении экспериментами. Что в этом плане предпринято в ФГБУ «МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца»? Какими успехами Вы можете гордиться?
— Фундаментально-прикладные и экспериментальные исследования в Институте осуществляются в соответствии с госзаданием по науке и в инициативном плане с учетом важнейших задач, стоящих перед офтальмологами.
К ним относится изучение патогенеза широкого спектра заболеваний, включая разработку и применение моделей заболеваний на различных животных, способов адресной доставки лекарственных препаратов к внутренним структурам глаза с использованием различных наноносителей (кальций-фосфатные наночастицы, липосомы и др.), а также отработку на моделях животных новых хирургических подходов к лечению.
Следует подчеркнуть, что современные фундаментально-прикладные научные исследования в офтальмологии немыслимы без комплексирования с учреждениями смежных специальностей (биология, медицина, математика). Решение научно-практических задач, стоящих перед офтальмологами, мы осуществляем в тесном контакте со специалистами различных подразделений Института биологии развития им. Кольцова, различных кафедр и институтов МГУ им. Ломоносова, Института тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Баумана.
— Как Ваше ведущее учреждение страны делится профессиональным опытом с регионами? Хотели бы Вы дать какие-либо практические советы, рекомендации, которыми могут воспользоваться региональные главные офтальмологи?
— Эта очень разнообразная и многогранная работа складывается из целого ряда направлений.
На протяжении вот уже 7 лет наш институт ежегодно организует Российский общенациональный офтальмологический форум. Мы рассматриваем это мероприятие как площадку для активного общения офтальмологов России и других стран, как возможность рассказать о новейших научных разработках, в том числе проведенных на базе МНИИ ГБ им. Гельм-гольца, как возможность обмена опытом. С гордостью констатирую факт, что это мероприятие собирает и объединяет офтальмологов из всех регионов нашей страны, от Калининградской области до Сахалинской. Хочется подчеркнуть высокую активность наших коллег из Республики Крым.
На протяжении 6 лет активно работает профильная комиссия по офтальмологии при Экспертном совете Минздрава России, председателем которой я являюсь. Мы встречаемся с главными внештатными офтальмологами всех субъектов Российской Федерации как минимум два раза в год с целью обсуждения насущных проблем организации офтальмологической помощи. У нас сложилась достаточно сильная команда, объединяющая главных офтальмологов ряда регионов, благодаря работе которой сегодня значительно обновлена нормативная база отечественной офтальмологии, разработаны порядки, федеральные клинические рекомендации по многим нозологиям.
Замечу, что состояние офтальмологической службы в отдельно взятом регионе во многом зависит от активности работы главного внештатного специалиста. Результатом деятельности главных офтальмологов стала прекрасно организованная и оснащенная офтальмологическая служба в таких регионах, как, например, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область и ряде других (извините, что не смог перечислить всех достойных). В то же время состояние службы во многих регионах остается крайне слабым. Не стану перечислять их, но хочу посоветовать главным офтальмологам с целью решения имеющихся проблем активизировать свои усилия по взаимодействию с местными органами исполнительной власти, общественными организациями, своими коллегами.
— Не могу не задать Вам несколько вопросов как главному специалисту офтальмологу МЗ РФ. В чем, на Ваш взгляд, сегодня нуждается офтальмология? В современном оборудовании, в квалифицированных специалистах, в поддержке государства?
— Как я сказал ранее, к сожалению, сегодня сохраняются значительные различия в состоянии офтальмологической службы в регионах России. В рамках программы модернизации здравоохранения, реализация которой началась в 2011 году, благодаря выделенным денежным средствам, было проведено переоснащение стационаров и поликлиник, во многих регионах осуществлен переход на современные высокие технологии в диагностике и лечении глазных болезней. В то же время высокой остается доля регионов, в которых даже современные рутинные технологии остаются экзотикой, например, микроинвазивные по поводу катаракты не проводятся вообще, отсутствуют оптические когерентные томографы. Без соответствующего оснащения офтальмологические учреждения не смогут заработать на должном уровне.
Страницы: 1 2