Заведующий отделением лазерной хирургии, д.м.н., профессор А.С. Измайлов работает в Санкт-Петербургском филиале ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» с 1990 года. Он пришёл на должность научного сотрудника научно-информационного отдела. С 1992 года является бессменным руководителем отделения лазерной хирургии.
Эта область офтальмологии заинтересовала Александра Измайлова ещё во время учёбы в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, где он занимался в Военно-научном обществе слушателей под руководством Л.И. Балашевича.
В 1994 году А.С. Измайлов защитил кандидатскую диссертацию «Обоснование возможностей лечебного применения в офтальмологии полупроводникового минилазера». В 2004 году была защищена докторская диссертация «Диабетическая ретинопатия и макулярный отёк (диагностика и лазерное лечение)». С 2007 года одновременно с работой в МНТК является профессором кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
А.С. Измайлов – автор 2 изобретений, 94 научных работ, 18 рационализаторских предложений. Он опубликовал 4 учебно-методических пособия, 4 главы в монографии «Глазные проявления диабета» (под ред. проф. Л.И. Балашевича) и 7 глав в монографии «Диабетическая офтальмопатия» (под ред. проф. Л.И. Балашевича и проф. А.С. Измайлова).
Александр Сергеевич принимал участие в создании, экспериментальных и клинических испытаниях первого российского полупроводникового (диодного) лазерного офтальмокоагулятора. Он был медицинским соразработчиком первой отечественной цифровой системы флюоресцентной ангио-графии. А.С. Измайлов участвовал в разработке нового диодного лазера для транспупиллярной термотерапии и микрофотокоагуляции, а также зелёного лазера с удвоением частоты офтальмокоагулятора.
На сегодняшний день сферой его научных интересов является лечение патологии сетчатки, в частности, макулярной хориоидальной неоваскуляризации и диабетической ретинопатии. Поэтому неудивительно, что значительное место в нашей беседе заняло обсуждение глазных осложнений при диабете. Александр Сергеевич также рассказал о своём пути в медицинской науке, поделился мыслями о развитии отечественного здравоохранения.
– Александр Сергеевич, на страницах газеты «Поле зрения» значительное место занимают материалы, посвящённые деятельности ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова». В прошлом номере была опубликована беседа с директором Санкт-Петербургского филиала МНТК Л.И. Балашевичем. Во время нашей встречи профессор Л.И. Балашевич рекомендовал редакции представить Вашу научную деятельность, рассказать о Вашем жизненном пути… Мой первый вопрос вполне традиционен: Когда Вы решили стать врачом? Что повлияло на это решение?
– Мне очень приятно, что Вы предоставили мне возможность выступить на страницах газеты. Я считаю себя не только коллегой и подчинённым, но и, прежде всего, благодарным учеником Л.И. Балашевича. Когда мы познакомились, Леонид Иосифович был моложе, чем я сейчас. Наше творческое взаимодействие и сотрудничество продолжается уже несколько десятилетий. Я родился и вырос на Украине, в Днепропетровске. Родители до сих пор там живут. Правда, в ближайшее время они собираются переехать в Санкт-Петербург. Отец,Сергей Григорьевич, по профессии – гидрогеолог. Мама, Жанна Акимовна, всю жизнь проработала врачом-офтальмологом.
– Наверное, пример мамы помог выбрать профессию.
– В школьные годы у меня было много увлечений. Представления о будущей профессии тоже постоянно менялись. То мне хотелось быть космонавтом, то лётчиком, то сталеваром, то химиком, то геологом (как папа), то врачом (как мама)...
В любом случае, у меня всегда был интерес к технике, к техническим экспериментам. В старших классах школы серьёзно увлёкся пиротехникой. Устраивал фейерверки, пускал ракеты. Кроме того, я окончил музыкальную школу по классу фортепьяно, но становиться профессиональным музыкантом не хотелось.
В десятом, выпускном классе наконец-то возникло твёрдое желание стать врачом. Однажды на улице встретил нашего школьного преподавателя по начальной военной подготовке (сейчас этот предмет называется ОБЖ – Основы безопасности жизнедеятельности). Я рассказал ему о своём желании стать врачом. А он предложил подумать о том, чтобы совместить медицину и военную службу. Так возникла идея поступать в Ленинградскую Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. Вступительные экзамены были довольно сложными. Но мне удалось поступить с первого раза.
– Вы стали курсантом в 1977 году. А уже через год, в 1978 году, пришли на кафедру офтальмологии, в Военно-научное общество слушателей.
– В Военно-научном обществе слушателей у каждого курсанта и слушателя академии был свой научный руководитель. Моим научным руководителем стал Леонид Иосифович Балашевич. В то время он был кандидатом медицинских наук, старшим преподавателем, полковником медицинской службы.
У Л.И. Балашевича был свой «фирменный» стиль общения с курсантами и слушателями. Он говорил так: «Давать простые задачи молодым людям – это значит отбить у них желание заниматься наукой». Поэтому он с первых недель занятий ставил перед своими подопечными трудные задачи, рассматривал их как помощников и коллег, а не статистов, вовлекал в решение прикладных научных проблем.
– Для Леонида Иосифовича было важно, чтобы курсанты и слушатели почувствовали себя настоящими учёными?
– Именно в этом, мне думается, и состоит суть его педагогического метода. Например, уже на втором курсе под его руководством я стал заниматься проблемами патологии сетчатки и лазерной хирургией.
– В настоящее время Вы являетесь одним из ведущих специалистов России по лазерным методам лечения заболеваний сетчатки.
– Думаю, что годы учёбы в Военно-медицинской академии, во многом, способствовали дальнейшей успешной научной карьере. Леонид Иосифович увидел мой интерес к лазерной хирургии и предложил проводить эксперименты на... кроликах. Речь шла о том, чтобы изучить воздействие различных лазеров на сетчатку глаза пушистых зверьков.
– Эксперименты с кроликами. Это звучит очень мило...
– Зверьки забавные. Работать с ними доставляло удовольствие. Но эта работа была отнюдь не «сахарной». Эксперименты продолжались много часов, были довольно утомительными. А ведь надо было уделять внимание и другим предметам.
В 1981 году я получил свою первую награду – Диплом победителя конкурса на лучшую студенческую работу. Этот конкурс организовывало Министерство высшего и среднего образования СССР. В 1982 году мне вновь довелось стать победителем этого конкурса.
– Вероятно, эти награды стали стимулом для дальнейшего постижения медицинской науки.
– Да. Я осознал, что лазерная хирургия – это одно из важнейших дел моей жизни.
– Служба военного врача имеет свою специфику. Не всегда можно заниматься тем, к чему лежит душа...
– После окончания учёбы в Военно-медицинской академии у меня было желание продолжать заниматься научной работой в этом учебном заведении. Но такой возможности не представилось. Я отправился служить на Балтийский флот. В этом и есть суть работы и образа жизни военного врача – мы служим там, куда пошлёт Родина, там, где мы нужнее всего.
– Как долго продолжалась Ваша служба на Балтийском флоте?
– С 1983 года по 1987 год. Я был начальником медицинской службы корабля радиотехнического обеспечения. Кроме врачебных обязанностей, привлекался также к несению вахты как штурман. По моим подсчётам, из четырёх лет на флоте – два с половиной года я провёл в дальних походах, в основном в Северной Атлантике.
– Наверное, эту службу трудно было совместить с продолжением научной деятельности...
– Я старался оставаться в курсе событий: общался с коллегами, читал научные журналы, по возможности принимал участие в научных конференциях. Половину отпуска посвящал экспериментальным исследованиям на кафедре офтальмологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
– В 1987 году Вас перевели в качестве научного сотрудника в одну из лабораторий Военно-медицинской академии. Можно ли этот жизненный этап охарактеризовать как «возвращение в большую науку»?
– Вы подобрали правильное определение. В лаборатории я занимался проблемами гигиенического нормирования неинизирующих излучений. Это счастье, что в лаборатории понадобился такой специалист, и я снова смог вернуться в стены академии!
В Военно-медицинской академии я проработал три года. В 1990 году уволился в запас из рядов Вооруженных сил в звании капитана медицинской службы и перешёл работать в МНТК.
Я всегда хотел заниматься лазерной хирургией. Но в Военно-медицинской академии возможностей заниматься клинической работой для меня тогда не было. Это стало возможным в МНТК. Мне очень хотелось работать вместе с Леонидом Иосифовичем, продолжить наше научное сотрудничество.
– Почему возникла необходимость в создании отделения лазерной хирургии в МНТК?
– Организацию офтальмологической помощи на современном уровне невозможно представить себе без лазерной хирургии. Лазерные манипуляции проводятся и на переднем, и на заднем отрезке глаза. Они малотравматичны, почти не имеют противопоказаний (т.е. подходят для значительного числа пациентов с различными сопутствующими заболеваниями), практически безболезненны, могут проводиться в амбулаторных условиях.
На заднем отрезке глаза лазерные вмешательства проводятся при диабетической и посттромботической ретинопатии, ретинитах Илса и Коатса, центральной серозной хориоретинопатии и целом ряде других заболеваний. На переднем отрезке глаза лазерные вмешательства нередко требуются при наличии вторичной катаракты, некоторых форм глаукомы и т.д.
– Не могли бы Вы представить лазерное отделение, которым Вы руководите уже в течение 20 лет?
– У нас работают 9 сотрудников: 5 врачей и 4 медицинские сестры. Это дружный, сплочённый коллектив, которому я всецело доверяю. Имеется всё необходимое оборудование для лазерных операций и на переднем, и на заднем отрезке глаза. В год мы проводим более пяти с половиной тысяч лазерных вмешательств, а число амбулаторных консультаций просто не поддаётся учёту.