Окончание беседы. Начало – в прошлом номере газеты «Поле зрения»
Юрий Евгеньевич, первая часть нашей беседы была проиллюстрирована примечательной фотографией. Вы находитесь между двух Героев Социалистического Труда – членом-корреспондентом РАН М.М. Мирошниковым и профессором В.В. Волковым. Знаю, что этот снимок имеет для Вас особое значение.
Профессора В.В. Волкова читатели газеты «Поле зрение» хорошо знают, а член-корреспондент РАН, профессор М.М. Мирошников ‒ выдающийся физик-оптик, создатель новой науки – иконики. Он является крупнейшим специалистом в области инфракрасной оптики. То, что на этом снимке я нахожусь между Мирошниковым и Волковым важно именно потому, что физиологическая оптика «расположена» между оптикой и офтальмологией.
Этот символический снимок был сделан доктором медицинских наук, профессором кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии Сергеем Алексеевичем Коскиным, когда мы все вышли из Малого зала заседаний Президиума РАН после заседания у академика Жореса Ивановича Алферова, на котором мы обсуждали перспективы дальнейших работ в области нейроиконики.
Это обсуждение было инициировано успешным проведением 29-й «Европейской конференции по зрительному восприятию ECVP – 2006» в Санкт-Петербурге незадолго до этой встречи.
Конференция была организована тогдашним начальником кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии, доктором медицинских наук, профессором Э.В. Бойко (ныне – директором Санкт-Петербургского филиала МНТК) и мной при активной поддержке Санкт-Петербургского научного центра РАН, Правительства Санкт-Петербурга, Института физиологии РАН, командования Военно-медицинской академии и других структур.
Россия является ведущей страной в области исследований физиологии зрения со времён М.В. Ломоносова, первым в мире предложившим трехкомпонентную теорию зрительного восприятия. На конференции было много прекрасных докладов!
Юрий Евгеньевич, в прошлый раз мы с Вами говорили о связи зрения и целеполагания. Хотелось бы продолжить разговор на эту тему!
Я бы предложил раскрыть нашим уважаемым читателям один «секрет»: рассказать о том, как долго мы с Вами «колдовали» над заголовком этой беседы!
Это обычная практика для любого средства массовой информации: заголовок должен чётко и ёмко отражать суть публикации. В первую очередь, это, конечно, задача журналиста! Но и мнение собеседника является при подборке заголовка очень важным.
Мне думается, что наш с Вами заголовок – это квинтэссенция работы учёных по исследованию важной темы, важной проблемы физиологии зрения. Давайте вернёмся к нашему заголовку. Почему человек осознанно видит только то, что может увидеть? То, что может увидеть человек, определяется анатомической и функциональной организацией его зрительной системы. Именно это, в первую очередь, и устанавливает осматривающий пациента офтальмолог.
Для правильного диагноза врач должен применить имеющийся у него арсенал знаний и навыков. Также предполагается наличие стандартных способов и средств диагностики. А вот то, что же может и что же хочет увидеть в естественной обстановке конкретный человек, представляет интерес для специалистов самых разных специальностей: офтальмологов, нейроофтальмологов, психофизиологов, психологов ‒ вплоть до специалистов по искусственному интеллекту, эргономике, по организации безопасности дорожного движения.
Увидит ли, например, водитель на дороге препятствие, зависит не только от его остроты зрения, от опыта, навыка вождения, но еще и от того, на что направлено его внимание. В головном мозге существует особый «механизм избирательного внимания».
Исследование этого механизма – одна из важнейших, фундаментальных задач физиологии зрения. Этот механизм имеется не только в нашей, человеческой, зрительной системе. Он присутствует в зрительных системах практически всех хищников.
Именно механизм избирательного внимания позволяет хищникам и приматам переводить взор на цель. Стремление к достижению цели обеспечивает, так называемый механизм целеполагания. Есть еще механизм общего внимания, внимания к опасности, тревоги, готовности. Механизм общего внимания является основным у травоядных, у жертв. Жизнь сложных организмов без избирательного внимания и внимания как бдительности невозможна.
Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как функционирует механизм избирательного внимания. Как он влияет на нашу жизнь?
В мозгу существует механизм, позволяющий нам значительную часть информации воспринимать неосознанно, а небольшую часть – осознанно. Другими словами ‒ только небольшая часть поступающей информации нами осознается и осознанно используется в принятии тех или других решений. Количество неосознанно воспринимаемой информации огромно, именно оно определяет принятие решений и нашу во многом кажущуюся свободу воли, навык.
В мозгу есть специальная крупномасштабная нейронная сеть общего и сеть избирательного внимания, включающая некоторые зоны теменной и лобной коры, многие подкорковые ядра. Механизм избирательного внимания произвольно направляет взор (фовеа ‒ область сетчатки с самым высоким разрешением) на участок в поле зрения представляющий для наблюдателя особый интерес. Включается механизм распознавания образов и сцен, происходит оценка положения человека в данной сцене, затем наступает принятие решений, при необходимости прогнозирование и выполнение действий.
Как Ваши коллеги-физиологи изучают действие этого механизма?
Алексей Хараузов и Ольга Вахрамеева с помощью изощренных нейрофизиологических технологий установили, как отдельные нейроны и крупномасштабные нейронные сети обеспечивают осознаваемое и неосознаваемое восприятие, распознавание цели и принятие решений.
И это не какой-то сугубо академический вопрос. Он имеет прикладное значение. Без внимания не может быть учебы или работы. Качество работы механизма избирательного внимания определяет уровень квалификации человека. С управлением вниманием тесно связан любой профессиональный навык: от навыка собирателя грибов до навыка хирурга.
Основа всей работы в эргономике и в офтальмоэргономике ‒ проверка внимания и оценка навыка, связанного с совершенствованием внимания.
Офтальмолог, нейроофтальмолог и невролог, измеряя остроту зрения, границы поля зрения, проводя проверку аккомодационно-конвергенционного рефлекса могут заметить по разбросу результатов измерений проявления нарушений работы механизма избирательного внимания.
Один из актуальных вопросов, стоящих перед профессиональным сообществом, заключается в том, чтобы понять, почему у разных людей этот механизм работает по-разному. Почему разные люди видят одно и то же, но по-разному это воспринимают?
Все люди без патологий видят практически одинаково, иначе жизнь общества как единого целого была бы невозможна. Но важно то, что запоминают и понимают увиденное по-разному!
Приведу конкретный пример. Если человек находится на тротуаре и не собирается переходить дорогу, то всё происходящее на дороге – за редчайшими исключениями, только подтверждающими правило! – не имеет отношения к его личной безопасности. Именно по этой причине зрительная информация, касающаяся автомобилистов ‒ участников дорожного движения, многими пешеходами не воспринимается. Всё меняется в тот момент, когда пешеход садится за руль или даже пешком пересекает автомобильную магистраль. В этом случае избирательное внимание зрительной системы в результате навыка автоматически перестраивается.
Наш мозг, в первую очередь, воспринимает именно ту информацию, которая ему нужна, которая может пригодиться. А вся лишняя информация отсеивается.
В целом, система работает именно так. Но здесь имеется и немало нюансов. У некоторых людей зрительная система способна воспринимать большой объём информации, не имеющей отношение к их собственной жизни. Другие люди лишены такой возможности.
Индивидуальных особенностей, связанных с функционированием механизма избирательного внимания, очень много. Не надо забывать о возрастных отличиях! Дети и старики выходят на дорогу, не думая о том, что они могут попасть под колёса проезжающего транспорта. Они – в буквальном смысле этого выражения! – не видят несущихся автомобилей. Дети и старики менее внимательны, они поэтому чаще становятся жертвами ДТП.
Страницы: 1 2