Существуют ли различия в механизме избирательного внимания у мужчин и у женщин?
Мужчины и женщины видят одинаково, но порой обращают внимание, действительно, на разные вещи, хотя и далеко не всегда это осознают и поэтому не замечают эти различия. Например, женщины, как правило, обращают пристальное внимание на одежду других людей. Мужчины внимательно фиксируют особенности телосложения окружающих.
Механизм избирательного внимания по-разному функционирует у людей разных профессий? Как он зависит от профессионального опыта?
Общие принципы работы зрительной системы одинаковы. Но есть нюансы работы избирательного внимания у людей разных профессий, с разными навыками. Рассмотрим пример сравнительно редкой профессии: шахматист-профессионал. Вы когда-нибудь изучали видеозаписи шахматных матчей?
Не считаю себя знатоком шахмат, но нельзя не обратить внимания, что взор гроссмейстеров сосредоточен.
Может сложиться впечатление, что гроссмейстеры в течение длительного времени концентрируют свой взгляд на одной точке на шахматной доске. Через какое-то время шахматист переводит свой взгляд на другую точку – и вновь замирает на какое-то время. Взгляд гроссмейстера свидетельствует о его полной концентрации на шахматной партии, которая разыгрывается в настоящий момент в его голове.
Гроссмейстеры реже перемещают взгляд по шахматному полю по сравнению с дилетантами. Они почти никогда не смотрят на зрителей, судей и других людей, находящихся в зале.
О чём свидетельствует такое поведение?
Оно свидетельствует о том, что профессионалы шахматной игры экономно расходуют ресурсы своей зрительной системы, ресурсы головного мозга по сравнению с шахматистами-любителями. Они не могут себе позволить во время спортивного матча расслабленно вертеть головой по сторонам, собирая ненужную, лишнюю информацию.
Всю доску с фигурами они видят, как единое целое, как лицо собеседника во время диалога. Именно поэтому гроссмейстер никогда не будет блуждать глазами по шахматной доске, т.к. это было бы излишней нагрузкой для его зрительной системы и могло бы уменьшить шансы на победу!
Одно из отличий гроссмейстера от рядового любителя шахмат состоит в том, что профессионал в нужный для него момент эффективно контролирует механизм избирательного внимания. Методы контроля движения глаз позволяют измерить выработку навыка при игре в шахматы, при чтении, при управлении любым транспортным средством и даже при врачебной диагностике.
Это и было экспериментально показано Евгением Шелепиным, Ксенией Скуратовой и Натальей Яровой, показавших минимизацию движения глаз пропорционально навыку. Опытный человек умеет «отсекать» ненужную, избыточную информацию. В любой профессии этот навык приходит только с годами.
Почему это важно? Как мы понимаем, ресурсы человеческого мозга не безграничны. Поэтому в режиме реального времени наш мозг постоянно вычленяет нужную нам информацию, которая остаётся в памяти и влияет на нашу жизнь. Кстати, технологии, присущие человеку при выработке навыка за счет управления «системой избирательного внимания», в настоящее время активно внедряются и в компьютерные системы искусственного интеллекта.
Получается, что компьютер может видеть также, как и человек?
Может и должен! Ресурсы современного компьютера, конечно же, существенно превышают человеческие, но они тоже не безграничны. В нашем Институте заведующий лабораторией искусственного интеллекта Роман Малашин и его сотрудники создали алгоритмы распознавания, построенные на фундаментальном принципе наименьшего действия, что обеспечивает экономию ресурсов. Для решения самых разных задач эта программа производит сортировку зрительной информации. Искусственный интеллект получил избирательное внимание человека!
Кстати, механизм избирательного внимания, о котором мы с Вами говорили, позволяет задействовать не только центральное, но и периферическое зрение. Опять приведу в пример работу водителей автотранспорта. Опытный шофёр умеет концентрировать и центральное, и периферическое зрение на факторах, играющих ключевую роль для безопасности дорожного движения. Он одновременно отслеживает не только собственный маршрут движения, но и действия всех участников движения: спереди, сзади, сбоку.
Концентрируясь именно на той визуальной информации, которая необходима для безопасности движения, шофёр может осуществлять движение с минимальным расходом умственных и физических сил. Что нередко отличает начинающего водителя и, тем более, человека, купившего права? Хаотичный взгляд по сторонам! Новичок, сев за руль, часто не понимает, куда же ему надо смотреть в каждый момент времени. Это приводит к быстрой усталости, к потере концентрации внимания.
Юрий Евгеньевич, хотелось бы затронуть в нашей беседе ещё одну тему. В течение многих лет Вы занимаетесь нейроиконикой. Не могли бы Вы рассказать об этой области физиологии зрения?
Нейроиконика – область науки о нейрофизиологических механизмах восприятия и понимания изображений, точнее ‒ о содержащихся в них образах, которая изучает механизмы восприятия наблюдаемых изображений и то, как происходит распознавание зрительных образов в зрительной системе человека и животных.
Не могли бы Вы рассказать о различиях двух научных дисциплин ‒ «иконики» и «нейроиконики»?
Иконика – наука об изображениях, их построении, передаче, восприятии и распознавании. Иконика аккумулирует знания, полученные в оптике, математике и ряде других дисциплин.
Нейроиконика ‒ часть иконики, наука об изображениях, их синтезе, передаче, приеме, восприятии, хранении и понимании смысла, а также о роли контекста в зрительной системе живых организмов. Нейроиконика – междисциплинарная область научных исследований, в которой используются оптические технологии, цифровые технологии обработки изображений.
В отличие от иконики, нейроиконика не просто изучает восприятие и распознавание изображений, но и включает исследование «карт» деятельности мозга человека, обеспечивающего эти процессы, а также вопросы понимания изображений, роль контекста.
Контекст, в котором находится объект и его изображение, имеет огромное значение для восприятия. Как показала Валерия Бондарко и Валерий Чихман, даже ширина рамки важна для понимания картины. Более того, с помощью нейрофизиологических исследований показано, что икона в храме воспринимается совсем по-другому, чем та же икона, но выставленная в музее.
В начале нашей беседы Вы упомянули о неосознаваемой информации, которую наш мозг хранит в «подсознании». Какую роль она играет в нашей зрительной системе?
Огромное количество неосознаваемо воспринятой информация присутствует в нашем подсознании. Нам лишь кажется, что не все отложилось в нашей памяти. Неосознанно воспринятая информация хранится в памяти и продолжает определять наше принятие решений.
Именно принятие решений является важнейшим когнитивным процессом, завершающим обработку изображений в мозге и обеспечивающим эффективную деятельность человека. В свою очередь, процесс принятия решения заключается в так называемом «оптимальном выборе» среди различных альтернативных возможностей. Если говорить простым языком, то нейроиконика изучает, каким образом зрительная информация влияет на жизнь человека.
Зрительная картина мира, которую мы воспринимаем, имеет принципиальное значение для формирования нашего мышления. А мышление определяет поведение человека и взаимодействие людей!
Одна из областей нейроиконики ‒ изучение восприятия и воспроизведения изображений, обеспечивающих зрительную невербальную коммуникацию, ‒ мимики и пантомимики, жестов и телодвижений.
Хотелось бы привести простой пример, иллюстрирующий исследования в области нейроиконики. Как Вы думаете, Мона Лиза на знаменитой картине Леонардо да Винчи улыбается или не улыбается?
Какое это имеет отношение к нейроиконике?
Именно нейроиконика помогает нам изучить, каким образом разные люди или один и тот же наблюдатель воспринимают картину «Мона Лиза», а также любые другие изображения. Нейроиконика тесно связана с искусственным интеллектом, и у современных интеллектуальных машин нашего Института при восприятии «Моны Лизы» возникает неопределенность при необходимости принятия решения о природе выражения ее лица – мимолетная радость или легкая грусть тронула ее губы.
Нейроиконика помогает нам разгадать «тайну Моны Лизы» и её загадочного взгляда?
Эта тайна уже разгадана! И большой вклад в разгадку внесли научные сотрудники нашей лаборатории Ольга Жукова и Екатерина Малахова! Почему разные люди по-разному воспринимают «Мону Лизу»? Кому-то кажется, что она улыбается, кому-то, что она смотрит серьёзно… Это связано с тем, что Леонардо создал и использовал в этой картине очень сложную технику живописи ‒ сфумато, которая позволила создать изображения с минимальной выраженностью изгиба губ и размытостью, затуманиванием фона.
Другими словами, Леонардо да Винчи своей техникой изображения мимики достиг порога восприятия человеком. Он работал на грани зрительных возможностей человека. Поэтому наблюдатель то видит улыбку у Моны Лизы, то нет. То улыбка есть, то она исчезает.
В зависимости от индивидуальных особенностей и сиюминутного настроения, а также особенностей избирательного внимания каждый человек каждый раз воспринимает картину великого художника по-разному. В этом и состоит таинственность этого, почти мистического изображения!
Делитесь ли Вы с офтальмологами результатами Ваших исследований в области нейроиконики?
Да. На фотографии из архива доктора В.А. Рейтузова изображена сцена моего общения с ординаторами на кафедре офтальмологии. На фото есть и сам преподаватель доцент Владимир Алексеевич Рейтузов. Кстати, с ним мы в настоящее время продолжаем начатую давно работу по динамическому тесту для определения возможностей цветового зрения пациентов, применении этого теста в неврологической клинике и в эргономике для профотбора.

Студенты кафедры офтальмологии, доцент В.А. Рейтузов, профессор Ю.Е. Шелепин
Юрий Евгеньевич, позвольте сердечно поблагодарить Вас за яркую, интересную беседу, позволившую читателям нашей газеты лучше понять особенности нашего зрения!
Мне думается, что наша беседа поставила больше вопросов, чем дала ответов! И это нормальная ситуация, когда мы говорим о научных исследованиях. Физиология зрения – научная дисциплина, теснейшим образом связанная с офтальмологией. Надеюсь, что наше сотрудничество с газетой «Поле зрения» будет продолжаться!
Беседу вёл Илья Бруштейн
Страницы: 1 2