К.м.н. А.А.Горбунов известен далеко за пределами Оренбургской области как блистательный офтальмохирург и опытнейший диагност. Заслуженный врач РФ, Отличник здравоохранения, доцент кафедры офтальмологии Оренбургского государственного медицинского университета. С 2009 года по 2017 год он был председателем Совета Оренбургского регионального отделения «Общества офтальмологов России». С 2017 года по 2020 год занимал должность Главного внештатного офтальмолога министерства здравоохранения Оренбургской области. С 2015 года по настоящее время – член Правления Общества офтальмологов России. В июле 1989 года, ещё до официального открытия, он стал сотрудником Оренбургского филиала МНТК. С 1998 года, уже почти четверть века, занимает должность заместителя директора филиала по лечебной работе.
Психологи утверждают, что представление о каждом человеке возникает уже в первые секунды общения… Алексей Александрович – доктор с яркой харизмой и неподражаемым обаянием. Широкоплечий, улыбчивый, открытый, доброжелательный, спокойный, внимательный. Своим внешним видом он способен внушить уверенность в успехе предстоящей операции даже самому мнительному и тревожному пациенту.
В беседе с А.А. Горбуновым хотелось представить основные вехи его жизни, рассказать о лечебной, научной, организационно-административной работе. Разумеется, в разговоре с хирургом журналист не может не попросить своего собеседника рассказать о наиболее ярких, запоминающихся операциях.
Алексей Александрович, Ваш родной город – Оренбург. Наверное, далеко не все читатели газеты «Поле зрения» знают, какую роль сыграл этот южноуральский город в истории Российского государства. Именно отсюда, с берегов реки Урал, из Оренбургской губернии в течение XIX века осуществлялось управление всей Центральной Азией. С 1920 года по 1925 год Оренбург был столицей Киргизской (Казахской) АССР. Потом административные границы поменялись, но в истории страны Оренбург остался как «ворота в Центральную Азию», точка пересечения европейской и азиатской цивилизаций, православия и ислама.
Оренбург действительно был и остаётся городом с богатой историей, многочисленными архитектурными памятниками.
Осенью 1833 года здесь побывал Александр Сергеевич Пушкин, изучавший историю Пугачевского бунта. Он тоже не мог не обратить внимания на удивительное смешение народов, языков, людских типажей в нашем городе. Оренбург всегда был перевалочным пунктом. Отсюда товары из Азии доставлялись не только по всей России, но и во многие европейские страны. И, наоборот, европейская продукция попадала в Центральную Азию.
Мне повезло в том, что родился, вырос и до сих пор живу в самом центре города, возле парка «Тополя», любимого места отдыха оренбуржцев и туристов.
Хотелось бы побольше узнать об основных вехах Вашей жизни.
Родился в 1965 году. Врачей в семье не было, но моя бабушка всегда мечтала о том, что внук станет доктором. Возможно, это её желание подвигло меня к поступлению в медицинский. Уже много позже, когда друзья и знакомые спрашивали меня, почему же я поступил в этот вуз, то в шутку всем отвечал: «А куда же мне надо было поступать? Я родился, вырос и живу во дворе медицинского института. Не хотелось долго ездить на учёбу. А здесь мне всего несколько шагов пройти».
Наверное, всё-таки «территориальный фактор» сыграл при выборе профессии не самую главную роль.
Если говорить серьёзно, то меня в медицине изначально заинтересовала именно хирургия, хотя я о ней практически ничего не знал. Но ещё подростком возникло желание стать хирургом. И потом это желание укрепилось на первом, втором курсах, хотя в первые два года учёбы студенты-медики изучают почти только общеобразовательные предметы. Специальные предметы появляются только с третьего курса.
Знакомство с медициной в вузе происходит медленно, постепенно. Но я уже тогда твёрдо знал: если удалось поступить в медицинский – значит, стану хирургом! Во всяком случае, сделаю для этого всё, что от меня зависит!
Как был сделан выбор в пользу офтальмологии?
Здесь всё просто. Заинтересовала деятельность С.Н. Фёдорова. Узнал о том, что принято решение об открытии в Оренбурге филиала МНТК. Появилась возможность попасть в «целевую интернатуру МНТК», которая была создана на базе нашего института.
Что это значит? Диплом об окончании вуза я получил в 1988 году. И в течение целого года нас готовили в интернатуре к предстоящей работе в филиале. Эта клиника – моё первое и единственное место работы! И таких людей до сих пор много и в головной организации в Москве, и в филиалах, т.е. тех, кто работает в организации с момента её создания, кто пришёл почти без опыта, сразу после окончания медицинского института и интернатуры.
Что Вам запомнилось во время учёбы в интернатуре?
Интернатура проходила на базе офтальмологического отделения Оренбургской областной клинической больницы. Она была наполнена практической работой. Я на практике познакомился с различными этапами операций на переднем отрезке глаза.
Но в качестве интерна я ещё не был самостоятельным хирургом. За спиной всегда стояли более опытные коллеги. Как правило, тогда я не выполнял хирургические вмешательства целиком, а только отдельные этапы.
А уже потом, после открытия филиала, началась самостоятельная работа?
Официальное открытие с участием Святослава Николаевича Фёдорова состоялось 26 декабря 1989 года. В штат я был принят почти на полгода раньше, в июле 1989 года. И уже с осени началась самостоятельная работа.
Первой самостоятельной операцией, которую я стал осуществлять, стала склеропластика. А дальше началось быстрое освоение самых различных хирургических технологий. На сегодняшний день я выполняю почти все хирургические вмешательства на переднем отрезке глаза как с помощью скальпеля, так и с помощью лазера. Владею всеми типами лазеров, которые используются в современной офтальмохирургии.
Витреоретинальными вмешательствами не занимаюсь, но у меня большой опыт взаимодействия с витреоретинальными хирургами, работы в тандеме, при этом один врач должен досконально знать работу другого.
Такой тандем, как правило, необходим при тяжёлых травмах, когда, говоря простым языком, глаз необходимо буквально собирать по частям. Это экстренная хирургия.
Алексей Александрович, у Вас огромный опыт работы в филиале. Какие вехи в его развитии Вам наиболее запомнились? О чём Вы считаете нужным рассказать?
Одна из важнейших вех в истории нашего филиала, также как и других подразделений МНТК – «Ромашка», т.е. операционный конвейер. Особенно интенсивно она использовалась при экстракции катаракты с имплантацией искусственного хрусталика.
Операция была поделена на пять этапов. За каждый этап отвечал свой хирург. Таким образом, пациент «переходил» от одного хирурга к другому.
Эта идея была предложена С.Н. Фёдоровым и внедрена во всех подразделениях МНТК, в том числе и у нас в Оренбурге.
Осталось немало исторических кадров, на которых запечатлено, как Святослав Николаевич сам становится членом хирургической бригады, выполняя один из этапов «Ромашки».
Идею, концепцию «Ромашки» подсказала сама жизнь. Значительную часть сотрудников МНТК сразу после открытия филиала составили молодые специалисты, не имевшие большого опыта работы.
Требовалось в сжатые сроки обучить хирургов!
Конечно. Необходимо было обучить хирургов. Но не в ущерб пациентам! Кроме того, для Святослава Николаевича было важно, чтобы качество работы в регионах ничем не уступало Москве. Так и сейчас происходит в МНТК!