А.Б. Качанов – один из самых опытных офтальмохирургов Санкт-Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова. За свою жизнь он выполнил более тридцати тысяч операций (хирургия переднего и заднего отрезков, вспомогательного аппарата глаза, офтальмотравматология и т.д.)
С 2000 года, когда Андрей Борисович стал сотрудником рефракционного отделения Санкт-Петербургского филиала МНТК, он осуществил более 28000 эксимерных и фемтосекундных лазерных рефракционных вмешательств. В 2019 году опытный доктор возглавил отделение рефракционной хирургии и контактной коррекции. На фемтосекундном лазере VISUMAX А.Б. Качанов осуществил более 7000 операций ReLEx® SMILE.
Интенсивную лечебную работу петербургский офтальмолог сочетает с научной, педагогической, а также изобретательской деятельностью. С 1997 года по 2006 год он являлся ассистентом кафедры офтальмологии С-Пб МАПО, с 2006 года и по настоящее время — доцент кафедры офтальмологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
В 1998 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему «Диодлазерная транссклеральная контактная циклокоагуляция в лечении осложнённых форм глауком и офтальмогипертензий» (научный руководитель — проф. В.В. Волков). Автор 11 патентов на изобретения, более 300 научных публикаций, 3 монографий.
В 2015 году за многолетнюю плодотворную работу награждён почётным знаком «Отличник здравоохранения» Минздрава РФ. Член Европейского Общества Катарактальных и Рефракционных Хирургов (ESCRS).
Андрей Борисович – человек увлечённый, с «огоньком» в глазах, влюблённый в профессию. Во время беседы с ним сразу возникает атмосфера радушия и доброжелательности. Он не только обладает блестящими мануальными навыками, аналитическим мышлением и огромным профессиональным опытом, находит подход практически к каждому пациенту. А.Б. Качанов умеет ответить на любой вопрос пациента или коллеги простым, доступным языком.
В беседе с корреспондентом газеты «Поле зрения» Андрей Борисович рассказал об основных вехах своей жизни, о развитии рефракционных технологий в Санкт-Петербургском филиале МНТК, об особенностях, показаниях и противопоказаниях различных рефракционных вмешательств. Мы также уделили внимание психологическим аспектам взаимодействия врача и пациента.
Андрей Борисович, перед тем как начать говорить на профессиональные темы, хотелось бы больше узнать об основных этапах Вашей жизни, о Вашем становлении как врача-офтальмолога, хирурга и учёного-исследователя.
В этом интервью хотелось бы уделить больше внимания не мне лично, а всему коллективу Санкт-Петербургского филиала МНТК. Мне повезло, что уже в течение двух десятилетий я работаю именно здесь.
В МНТК получили развитие самые разные хирургические технологии. Но наша беседа посвящена рефракционной офтальмохирургии. Санкт-Петербургский филиал является одним из ведущих офтальмологических центров в этой сфере. Не только в России, но и в мире. Ежегодно у нас проводится более пяти тысяч (!) рефракционных вмешательств. Мы находимся в группе лидеров и по техническому оснащению, и по квалификации персонала, и по цифрам хирургической активности, и по многим другим показателям.
Почему я заговорил об этом в самом начале нашей беседы? Успех в медицине – это успех коллектива. И если бы не два десятилетия работы в МНТК, то, думаю, моя профессиональная жизнь сложилась бы совсем по-другому.
Отрадно, что в МНТК Вы смогли реализовать свой профессиональный потенциал. Мои первые вопросы будут вполне традиционными. Хотелось бы узнать о Вашем детстве, юности, о годах учёбы, о Ваших учителях, о первых шагах в медицине. Это именно тот «багаж», который формирует врача.
Я родился в 1965 году в городе Гатчина Ленинградской области. Вся жизнь с детства до сего дня связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом). Ещё в детстве у меня сформировалась такая особенность: я всегда запоминал цвет глаз человека, с которым общался.
В детстве и в подростковом возрасте я не предавал этому свойству своей памяти никакого значения, но сейчас – оглядываясь назад! – могу сказать, что это происходило не случайно. Возможно, судьба с детских лет готовила меня к профессии врача-офтальмолога.
В школе всегда интересовался биологией, химией, физикой. А уже в старших классах была твёрдая уверенность в том, что буду поступать в медицинский вуз. Так и получилось. В 1982 году поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, а в 1988 году с отличием его окончил.
Офтальмология меня заинтересовала уже с первых курсов. Думаю, что это заслуга тогдашнего заведующего кафедрой офтальмологии нашего вуза, профессора А.И. Горбаня. Именно он, друг и сподвижник академика С.Н. Фёдорова, стал первым директором Ленинградского (Санкт-Петербургского) филиала МНТК и занимал эту должность до 1994 года.
Анатолий Иванович был человеком ярким, харизматичным. Он умел читать лекции живо, проникновенно. У него было большое чувство юмора. Лекции А.И. Горбаня убедили меня в том, что офтальмология – это интересно! Это именно то, чем я хочу заниматься! Уже с третьего курса стал посещать студенческое научное общество офтальмологов. Его курировала ассистент кафедры Эмма Лазаревна Сапегина. Впоследствии она в течение многих лет была заместителем директора Санкт-Петербургского филиала МНТК и внесла большой вклад в его развитие.
Шестой курс в медицинском вузе носил в то время название «субординатура», и для меня она стала счастливым билетом – это была субординатура по офтальмологии и, по сути, первый год практической работы в избранной специальности.
Можно сказать, «боевое крещение».
Да. Именно в субординатуре парни и девушки могли удостовериться, правильно ли они выбрали специальность, приносят ли они пользу врачебному коллективу, умеют ли они находить общий язык с пациентами и вызывать у них доверие. Это время, когда ты одновременно учишься и работаешь.
А вот уже клиническую ординатуру на кафедре офтальмологии я проходил на базе Мариинской больницы (тогда она носила имя В.В. Куйбышева). Руководителем офтальмологического отделения был Лев Васильевич Каргашин, опытный офтальмохирург, человек огромной эрудиции. Не могу не отметить его талант рисовальщика. По сути, он был настоящим художником. Целый ряд научных офтальмологических трактатов профессора А.И. Горбаня иллюстрированы рисунками Льва Васильевича.
Мне хочется назвать имена моих замечательных преподавателей в ординатуре по офтальмологии в Педиатрическом институте. Это, конечно же, профессор Евгений Евгеньевич Сомов, принявший эстафету руководства кафедрой офтальмологии из рук Анатолия Ивановича Горбаня, доцент Семён Михайлович Чутко, опытные офтальмохирурги и мои первые хирургические наставники –Борис Яковлевич Кессель, Владимир Александрович Шерешевский, Наталья Дмитриевна Серебрянникова и другие.
Кстати, среди моих сокурсников по вузу оказалось немало коллег, впоследствии добившихся больших успехов в офтальмологии. Могу упомянуть нынешнего заместителя директора С-Пб филиала НМИЦ ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза» по клинической и организационной работе д.м.н. М.В. Гацу, доктора А.А. Варавка и других.
Как сложилась Ваша профессиональная жизнь после окончания вуза?
В 1990 году я стал работать в Городской офтальмологической больнице №7. Место это, без преувеличения, знаменитое. «Улица Моховая, дом 38» ‒ этот адрес знают не только петербуржцы, но и, наверное, значительная часть окулистов России. Больница №7 – прямая наследница первой в России и второй в мире специализированной офтальмологической клиники, основанной в 1824 году.
В 1997 году стационар больницы переехал в многопрофильную больницу №2, а на Моховой, в историческом здании, осталось только диагностическое отделение.
Говоря о своей работе в этой клинике, не могу не упомянуть два имени. В первую очередь, это профессор Вениамин Васильевич Волков, выдающийся отечественный офтальмолог, создатель крупнейшей ленинградской-петербургской офтальмологической научной школы. В 1989 году, уйдя с военной службы и покинув стены Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, В.В. Волков стал профессором-консультантом больницы №7. Одновременно при этой больнице была создана межотраслевая научно-исследовательская лаборатория «Офтальмологическая оптика», которую возглавил Вениамин Васильевич.
В то время я работал в глаукомном отделении больницы, много оперировал и одновременно стал сотрудником лаборатории В.В. Волкова. Вениамин Васильевич стал научным руководителем моей кандидатской диссертации «Диодлазерная транссклеральная контактная циклокоагуляция в лечении осложнённых форм глауком и офтальмогипертензий», защита которой состоялась в 1998 году.
И второй человек, которого нельзя не упомянуть в этой беседе, ‒ профессор Юрий Сергеевич Астахов, который в то время был главным офтальмологом Ленинграда (Санкт-Петербурга). Эту должность он занимал более тридцати лет. Он не являлся моим непосредственным учителем, но мне довелось с ним общаться. Это один из тех людей, которые внесли огромный, неоценимый вклад в организацию офтальмологической помощи в Северной столице, в том числе в работу больницы №7 и Офтальмологического центра многопрофильной больницы №2.