Интервью с руководителем компании «Оптик-Центр», челябинским бизнесменом, дипломированным врачом-офтальмологом Артемом Валерьевичем Власенко.
(Репортаж об открытии офтальмологической клинике «Оптик-Центр» читайте в газете «Поле зрения» №2, 2021 г.)
Делая первые шаги в бизнесе, Артем Власенко сформулировал для себя закон: «Не бойся замараться. Делай дело и не беспокойся, что твоя одежда запылиться или ты наступишь ботинком в грязь».
Профессор Лариса Николаевна Тарасова говорила: «Артем, развивайся! Почему наши пациенты ездят в другие города? Я хочу, чтобы классные офтальмологические центры были в Челябинске!»
Успешный предприниматель, в прошлом хирург-офтальмолог, основатель сети оптических салонов и самой крупной частной офтальмологической клиники на Южном Урале «Оптик-Центр» Артем Валерьевич Власенко выполнил наказ профессора Тарасовой.
Артем Валерьевич, насколько я понимаю, Вашу жизнь можно разделить на два этапа: «до начала собственного дела» и «жизнь в бизнесе». Как складывался первый этап?
Всю свою сознательную жизнь я повторяю про себя: «Не бойся делать тяжелую работу. Чтобы что-то заработать, надо трудиться».
Будучи студентом Челябинской медицинской академии, я вставал в 4-5 утра, чтобы до занятий успеть продать рыбакам мешок мормыша (наживка для рыбалки – прим. ред.), который по наводке отца покупал у промысловиков. На третьей багажной полке ездил в Москву, набивал сумки «Сникерсами» и «Марсами» и продавал в Челябинске.
На третьем курсе, когда я окончательно решил, что буду офтальмологом, познакомился с Ольгой Анатольевной Павленко, врачом Челябинской железнодорожной больницы, и договорился о том, что она будет меня курировать. С каким удовольствием я учился проводить офтальмоскопию, смотреть пациента на щелевой лампе! Ольга Анатольевна снабжала меня книгами по различной тематике, которые покупала для меня на конференциях. Я их читал от корки до корки. Считаю Ольгу Анатольевну человеком, которая дала мне путевку в офтальмологию.
В интернатуре я уже многое знал и умел. Даже имел наглость вступать в полемику с Вадимом Сергеевичем Рыкуном, заведующим курсом глазных болезней.
В 1995 году я окончил Челябинскую государственную медицинскую академию, три года проработал хирургом в Железнодорожной больнице под началом О.А. Павленко.
В середине 90-х годов в больнице уже имплантировали интраокулярные линзы Т-19, Т-26, производство которых было налажено в ЭТП МНТК «Микрохирургия глаза» в Москве.
Только мне было не совсем понятно, почему пациенты покупали линзы в городских аптеках. Я договорился с производителями ИОЛ, на свои деньги приобрел первую партию линз. Пациентам больше не пришлось ездить по городу в поисках хрусталиков – я полностью обеспечивал потребности отделения. Это привело к тому, что пациенты со всего города стали приходить к нам в отделение, чтобы приобрести интраокулярные линзы.
Методы ведения бизнеса даже для 90-х годов были не вполне корректными, что всерьез обеспокоило главного врача, и мне пришлось менять правила. Я открыл кабинет в центре города, куда люди приходили за интраокулярными линзами.
Почему выбор пал на офтальмологию? Вы уже в те годы понимали, что впоследствии на офтальмологии можно неплохо заработать?
Конечно, я не представлял, какую роль в моей жизни будет играть офтальмология. То, чем я руководствовался в выборе будущей медицинской специальности, может вызвать снисходительную улыбку. Рассуждал я примерно так: «Глаз маленький, наверное, и болезней, связанных со зрением, не так много». Как же я ошибался! Со временем, прочитав кучу литературы, основательно погрузившись в тему, понял, что офтальмология – сложнейшая специальность. Помню, как после одной из первых имплантаций, мы ехали в лифте с заведующей отделением, она сказала: «Ну, Артем, беги за бутылкой».
Время шло, я много оперировал, но все чаще мне приходила в голову мысль о том, что в жизни надо что-то менять.
Когда Вы открывали первые оптические салоны, возникали у Вас мысли об офтальмологическом центре?
Нет, так далеко я не заглядывал. Первая двухэтажная офтальмологическая клиника появилась в 2006 году, спустя 7 лет после открытия первого оптического салона. К тому моменту у нас уже работали 12, существовала солидная клиентская база. Более того, были случаи, когда клиенты обращались к нам за подбором очков или контактных линз, а доктора находили у них катаракту в начальной стадии или того хуже – глаукому. Все эти моменты привели к тому, что было принято решение расширить сферу нашей деятельности. Появились диагностические центры, затем – клиники, где стали проводиться хирургические вмешательства, и только что открытый офтальмологический центр. (Подробно о недавно открытой офтальмологической клинике «Оптик-Центр» читайте в «Поле зрения» №2, 2021 г. ‒ прим. ред.).
Существует версия, что один из филиалов МНТК «Микрохирургия глаза» планировали организовать в Челябинске. Так что новый центр в какой-то степени «восстановил историческую справедливость». Я, конечно, шучу, но в нынешних условиях жители города и области могут рассчитывать на получение практически любого вида лечения по полису ОМС в прекрасных, комфортных условиях. Я горжусь этим.
Вы – успешный предприниматель. Какие принципы являются для Вас основополагающими в бизнесе?
Принципы, которым я следую сейчас, были заложены родителями, например, незапятнанность в бизнесе. Я очень трепетно отношусь к имиджу компании, свято верю в порядочность, всячески стараюсь вести дела честно, интеллигентно, цивилизованно.
Я строю бизнес «в долгую». Мне нравится точка зрения американского экономиста Саймона Синека, которую он высказывает в книге «Бесконечная игра». Он пишет, что в бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке. Бизнес – это не спорт, где главная цель – победить здесь и сейчас. Кто стремится выиграть в краткосрочной перспективе, неизбежно проиграет. Могу привести массу примеров, когда в стремлении получить сиюминутные дивиденды известные производители ведут себя не вполне прилично. Я без них проживу, а выживут ли они без меня в нашем регионе – большой вопрос. Я не иду на контакт с такими компаниями. Со стороны может показаться, что я веду себя излишне жестко, но я не хочу превращать врачей-офтальмологов в продавцов коробок с дешевыми линзами, и в этом меня поддерживают мои сотрудники.
Иногда я задаю себе вопрос, что должно произойти, чтобы я прервал отношения с людьми, с которыми работал 10-15 лет. Очевидно, это предательство или поступок, противоречащий моим базовым принципам. Не скажу, что это часто происходит, но случается.
Руководитель бизнес-структуры должен обладать знаниями в области политэкономии, финансов, знать конъюнктуру рынка, уметь налаживать деловые связи с партнерами, клиентами, создать благоприятный климат в коллективе и т.д. Об этом написано в учебниках, об этом читают лекции на бизнес-семинарах. Что лично Вы, исходя из собственного опыта, добавили бы в этот список качеств делового человека?
На первых этапах я вел бизнес, не связывая его с собственной личностью. Но в последние годы мое видение изменилось. Ключевое значение имеет имидж компании, который в немалой степени зависит от деловой репутации ее руководителя, от того, как он сумеет выстроить отношения с партнерами, клиентами, с некоторыми из которых у нас сложились длительные дружеские отношения. Я этим очень дорожу, и, надеюсь, ни один человек в отрасли не скажет дурного слова ни нашей компании, ни о ее руководителе.
Позволю себе процитировать Вас: «В бизнесе мы должны учиться на примере других компаний». Какие компании послужили примером для Вас?
Я прочел много книг, в которых приводятся примеры успешного роста компаний в различных сферах. В книге Карла Сьюэлла и Пола Брауна «Клиенты на всю жизнь» авторы рекомендуют делать ставку на постоянных клиентов, Джон Шоул в публикации «Первоклассный сервис как конкурентное преимущество» на примере американских автомобильных компаний показывает, что отлично организованный сервис способствует процветанию компании наравне с мощным маркетингом и высококачественным продуктом. Мне очень импонирует то, как строит свой бизнес Ричард Брэнсон, владелец корпорации Virgin Group, или авиаперевозчик Southwest Airlines. В своей работе я стараюсь следовать принципам ведения бизнеса (разумеется, в применении к нашим реалиям), представленным в этих книгах, которые я называю «мои бизнес-буквари».
Для меня концепция магазина хорошего зрения – это не продажа очков, линз – это поиск оптимального решения в зависимости от запросов и мотивации клиента, пациента.
В бессмертной комедии «Кавказская пленница» один из героев произнес фразу, ставшую крылатой: «Имею желание купить дом, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания…» Когда Вы поняли, что Ваши желания совпадают с возможностями?
Такое ощущение пришло лет 5 тому назад. До этого все ресурсы вкладывали в развитие. Одни считают, что мы правильно поступали, у других может быть иное мнение. Однако сегодня мы с вами сидим в красивом кабинете на 6-м этаже прекрасной клиники, значит поступали правильно.
Какие требования Вы прежде всего предъявляете своим докторам?
С любовью относиться к пациентам. Раньше существовала точка зрения, что врачам надо платить высокую зарплату, и тогда они будут хорошо работать, любить и уважать пациентов. Я считаю, что это не так. Если по своей натуре человек холодный, черствый, то он и за миллион рублей не сможет проникнуться уважением к пациенту. Я своим примером пытаюсь показать, как нужно относиться к клиентам в оптиках, к пациентам в клинике. Пациентов надо любить, как близких тебе людей, находить с людьми общий язык, быть с ними на одной волне. Я воспитал в себе такое отношение к людям, работая в Дорожной клинической больнице, и хочу, чтобы сотрудники вели себя подобным образом. Речь идет о внутренней культуре человека, которую я стараюсь прививать, развивать и укреплять.
У меня есть в голове некий психотип личности, по которому я определю, наш это человек или нет. Если в нем высокий уровень компетенции совпадает с внутренней культурой, заложенной в его генетическом коде, это – счастье.
Много желающих устроиться к вам на работу?
У нас есть открытые вакансии, и все кто хотел или мог работать, уже работают у нас. Сейчас готовим сотрудников из студентов медицинской академии.
Сегодня медработники в государственных лечебных учреждениях получают вполне достойные деньги, и частные клиники не всегда могут конкурировать с государственными по уровню зарплаты. И мы, со своей стороны, делаем все, чтобы стать лучшим работодателем в отрасли: с прекрасными условиями работы, замечательной рабочей атмосферой и плюс с достойной зарплатой.
В частной медицине принято считать, что пациенты идут не в клинику, а к конкретному специалисту: «к профессору Столяренко», «к профессору Коновалову», «профессору Трубилину», «профессору Кожухову» и т.д. В Вашем случае «к кому идут» пациенты «Оптик-Центра»?
Я бы не сказал, что в нашем случае пациенты идут к кому-то конкретно. На нас работает имидж «Оптик-Центр». Мы много лет находимся на этом рынке, и уровень доверия к компании весьма высок. Наша цель – максимально высокий результат, об этом наши пациенты знают не понаслышке. Одним из показателей доверия является то, что в клинике оперируются наши родные и близкие, которые ни секунды не сомневаются в мастерстве врачей.
Ваши слова мне напомнили давнюю традицию мостостроителей. Сдавая, например, железнодорожный мост приемной комиссии, строители, включая рабочих, инженеров, руководителей стройки, становились под ним, и по мосту проезжал тяжелогруженый состав. Таким образом, строители демонстрировали качество и надежность нового моста.
Это – ровным счетом про нас.
Артем Валерьевич, открыв центр, Вы выполнили «программу максимум»?
Новый офтальмологический центр – для меня очередная отсечка. Альберт Эйнштейн сравнивал жизнь с ездой на велосипеде: «Чтобы не упасть, надо все время двигаться вперед». В бизнесе нельзя топтаться на месте, иначе тебя просто обгонят, добавляю я от себя. Мыслей у меня в голове достаточно много, так что будет двигаться вперед.
В 1968 году на Олимпиаде в Мехико американец Боб Бимон, прыгнув в длину на 8 м 90 см, убил надежды нескольких поколений прыгунов. Открытие нового офтальмологического центра оставляет ли шанс Вашим конкурентам в регионе удержаться на плаву?
Хочу повторить одну мысль, которую я уже однажды высказывал: «Синергия оптики и офтальмологии – голубой океан, в котором я хочу плавать. Я не хочу конкурировать, проливать кровь в бизнес-войнах. Это моя ниша. Мы отлично себя чувствуем в этом океане, и так будет, пока кто-нибудь не подберется к нам и не захочет с нами в хорошем смысле побороться. Что ж, я не против. Уверен, я иду по правильному пути.
Благодарю Вас за интересную беседу. Удачи Вам!
Материал подготовил Сергей Тумар
Фото из архива А.В. Власенко
№3/2021 ПОЛЕ ЗРЕНИЯ