С программным докладом «Деятельность Национального медицинского исследовательского центра как механизм реализации государственных проектов в сфере здравоохранения и развития российской офтальмологии» выступил главный внештатный специалист-офтальмолог Минздрава РФ, президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация врачей-офтальмологов», директор ФГБУ «НМИЦ глазных болезней имени Гельмгольца» Минздрава РФ, академик РАН В.В. Нероев.
В докладе академик РАН В.В. Нероев остановился на основных направлениях деятельности НМИЦ, являющихся на сегодняшний день одним из основных механизмов реализации государственных проектов и отраслевых программ.
Приоритеты государственной политики в сфере охраны здоровья граждан страны нашли отражение в законодательных документах, отражающих стратегию развития здравоохранения на ближайшие 5 лет.
Необходимость увеличения продолжительности жизни людей, рост ценности здоровья определены Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Положения Указа Президента нашли отражение в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года», а также в целях и задачах Национального проекта «Здравоохранение» и входящих в него федеральных проектах, старт которому был дан в декабре 2018 года.
В «Плане деятельности Министерства здравоохранения РФ на период 2019—2024 годы» обозначены ключевые направления развития отечественного здравоохранения: повышение доступности медицинской помощи; развитие ее профилактического направления, выявляемости заболеваний; рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни; повышение охвата диспансерным наблюдением лиц с хроническими заболеваниями.
В Национальном проекте «Здравоохранение» выделено 8 федеральных проектов по наиболее важным направлениям с точки зрения сохранения здоровья граждан России и развития системы здравоохранения в целом.
С целью повышения эффективности работы по отдельным направлениям частью национального проекта стал федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий».
Реализация сети НМИЦ предполагает создание вертикально интегрированной системы здравоохранения, что будет способствовать развитию инноваций, ускоренному их внедрению в практическое здравоохранение, укреплению кадрового, в том числе научного, потенциала отрасли, формированию обратной связи с регионами в рамках организационно-методической курации медицинских организаций и развития телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией.
Академик РАН В.В. Нероев отметил, что статус «НМИЦ» получили медицинские организации, являющиеся лидерами по приоритетным направлениям развития здравоохранения и медицинской науки.
В настоящее время это — 24 организации по наиболее значимым профилям медицины. По специальности «глазные болезни» функции НМИЦ возложены на два ведущих учреждения: ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца» и ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова».
Задачи этих организаций равноценны, полномочия разделены Министерством здравоохранения по федеральным округам. ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца»: Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО; ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова»: Приволжский ФО, Северо-Кавказский ФО, Южный ФО, Дальневосточный ФО.
Деятельность НМИЦ прописана в положении и включает два основных направления: аналитическую работу и организационно-методическое руководство региональной офтальмологической службы.
Аналитическая деятельность предполагает анализ всех нормативных документов по профилю «офтальмология», перечня лекарственных препаратов и медицинских изделий, лекарственного обеспечения в регионах, использования препаратов off label, курацию научной деятельности, анализ кадрового обеспечения.
В рамках организационно-методического руководства региональной офтальмологической службы проводятся выездные мероприятия в субъекты Российской Федерации с целью анализа состояния медицинской помощи, разработки способов решения выявленных проблем, внедрения инновационных методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации пациентов с заболеваниями органа зрения. Разрабатываются интерактивные образовательные модули для врачей-офтальмологов.
Взаимодействие с регионами также предполагает проведение дистанционных консультаций, консилиумов с использованием телемедицинских технологий, образовательных мероприятий и других мероприятий, в том числе внедрение медицинских систем, обеспечивающих управление качеством оказания медицинской помощи.
В ходе выездного мероприятия экспертной группой НМИЦ проводится детальный анализ сложившейся в каждом субъекте РФ эпидемиологической ситуации по классу глазных болезней; анализ структуры всех звеньев офтальмологической службы, маршрутизации пациентов; анализ профилактической деятельности; анализ кадрового и материально-технического ресурса, образовательной и научной деятельности, лекарственного обеспечения, доступности телемедицинских технологий, востребованности экспорта медицинских услуг, а также корректности ведения статистического учета и отчетности.
Эти пункты находят отражение в отчетах, которые постоянно предоставляются в Министерство здравоохранения по завершении каждого выездного мероприятия.
Источниками информации для анализа состояния офтальмологической службы в «прикрепленных» субъектах РФ являются данные федеральной статистики, дополнительные сведения, полученные по запросам от главных внештатных специалистов-офтальмологов, региональные нормативные документы.
Офтальмологический паспорт субъекта РФ, введенный в 2013 году в рамках деятельности профильной комиссии Минздрава РФ, основан на показателях форм федеральной статистики и содержит данные практически по всем направлениям анализа.
Академик РАН В.В. Нероев представил отдельные, наиболее значимые аспекты анализа деятельности офтальмологической службы в «прикрепленных» субъектах РФ к НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца. За 9 месяцев 2019 года экспертные группы НМИЦ осуществили выездные мероприятия в 27 регионов, что позволило определить причины выявленных отклонений.
В настоящее время оптимизация кадрового ресурса офтальмологической службы проводится в соответствии с основными задачами федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». С 2014 года в среднем по стране обеспеченность врачами-офтальмологами соответствует рекомендуемому расчетному показателю 0,9 ставки на 10 000 населения. В то же время в части регионов выявлен существенный кадровый дефицит. Это — Псковская, Мурманская, Владимирская, Тверская, Курганская, Тульская области, Республика Тыва.
В большинстве регионов с низкой обеспеченностью врачами-офтальмологами отмечена низкая укомплектованность штатных должностей.
Большое внимание в федеральном проекте уделяется вопросу непрерывного образования и повышения квалификации врачебных кадров. Низкий процент офтальмологов, имеющих первую и высшую квалификационные категории в части регионов, остро ставит вопрос стимулирования и повышения образовательного уровня врачей.
Особое внимание уделяется первичному звену здравоохранения. Одной из основных целей национального проекта «Здравоохранение» является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медицинскую помощь. Целевым показателем является рост укомплектованности врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с 80% до 83% — к 2020 году, к 2024 году — до 95% (при коэффициенте совместительства 1,2). В Омской, Тюменской, Ивановской, Свердловской, Белгородской областях, Республике Коми укомплектованность уже превышает показатель 2024 года, однако в Архангельской, Мурманской, Тверской, Курской, Томской, Псковской областях, Хакасии укомплектованность штатных должностей существенно ниже среднего российского показателя.
Причина сложившейся ситуации может заключаться как в истинном дефиците врачебных кадров, так и в нерациональном распределении врачей между организациями амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
Фактическое число врачей амбулаторно-поликлинического звена в некоторых регионах также оказалась выше расчетного показателя. Это — Калужская область, Санкт-Петербург, Москва, Тюменская и Московская области. Однако в большинстве субъектов отмечается выраженный дефицит по отношению к расчетному показателю. Если в регионе отсутствует или слаборазвита система медицинских организаций 2-го уровня, офтальмологическая помощь для населения становится труднодоступной. Это приводит к тому, что функции медицинских организаций 1-го и 2-го уровня преимущественно выполняют медицинские организации 3-го уровня, что нарушает порядок и маршрутизацию больных.
В результате выездных мероприятий НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца такая ситуация выявлена в Тамбовской, Костромской, Орловской, Вологодской, Мурманской областях, Красноярском крае.
По расчетным данным Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, оптимальным в среднем по России считается соотношение врачей поликлиники и стационара 5,86:1. Фактические цифры значительно отличаются от расчетных. В ряде регионов это соотношение еще ниже.
В среднем по стране на одного врача стационара приходится 2,8 врача поликлиники, т.е. в 2 раза меньше. На одного врача стационара приходится менее двух врачей поликлиники в Воронежской, Мурманской, Курганской, Томской, Тверской областях.
Комплексный анализ показал, что в Липецкой, Калининградской, Московской, Архангельской областях, Республики Алтай низкая укомплектованность штатных должностей поликлиник сочетается с нехваткой врачей в целом по региону, что требует неотложных мер по привлечению дополнительных кадров. В Иркутской, Тамбовской, Новосибирской, Томской областях, Алтайском крае кадры нерационально распределены. Рекомендуется пересмотреть штаты стационаров и вывести часть ресурсов на амбулаторный уровень. В Костромской, Ленинградской, Вологодской, Курганской, Тверской, Владимирской, Мурманской, Псковской областях отмечено сочетание обоих факторов.
Решение имеющихся проблем кадрового обеспечения первичного звена офтальмологической службы представляется одной из первостепенных задач.
Остановившись на путях решения кадровых проблем амбулаторно-поликлинического звена офтальмологической службы в субъектах Российской Федерации, докладчик обратил внимание на необходимость разработки региональных перспективных планов развития кадровых ресурсов офтальмологической службы, целевого направления студентов в ВУЗы и регулирования последипломного образования с акцентом на подготовку врачей-офтальмологов для первичного звена. В ряде регионов рекомендована выработка дополнительных мер социальной и финансовой поддержки врачей-офтальмологов в отдаленных районах, создание для них приемлемых условий работы путем материально-технического оснащения кабинетов. В случаях низкого соотношения врачей амбулаторной и стационарной помощи требуется перемещение части ресурсов стационарной помощи на амбулаторный уровень с соответствующими кадровыми перестановками.
Координирующая роль НМИЦ представляется целесообразной с целью выявления кадрового дисбаланса, разработки перспективных планов оптимизации кадровой структуры и устранения кадровых диспропорций, повышения квалификации врачей, проведение образовательных мероприятий.
Страницы: 1 2