Одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения является развитие профилактического направления медицины.
Согласно целям национального проекта «Здравоохранение», охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами к 2020 году должен возрасти до 43,4%, к 2024 году — до 70%.
В целом по отрасли офтальмологии профилактике заболеваний органа зрения уделяется большое внимание, отметил академик РАН В.В. Нероев. В 2017 году 39% посещений врачей-офтальмологов были выполнены в рамках профилактических мероприятий, что превышает средний показатель среди врачебных специальностей, составляющий 25,6%. 7,6% всех случаев заболеваний органа зрения в РФ были диагностированы в ходе профосмотров и диспансеризации населения.
В ряде регионов отмечена высокая эффективность профилактической деятельности. В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах активно проводятся выезды врачей в удаленные территории и процент выявляемой патологии органа зрения достаточно высок.
В Москве, Санкт-Петербурге, Смоленской, Калужской областях при небольшой доле профилактических посещений отмечена их высокая эффективность, что свидетельствует об оптимальной организации таких мероприятий.
В то же время в Белгородской, Ивановской областях около половины всех посещений проводится с профилактической целью, однако их результатом является всего 3% выявленных заболеваний. В такой ситуации следует обратить внимание на методику проведения профосмотров. Количество и качество профилактических мероприятий также страдают в Московской, Псковской, Тульской областях.
Одним из направлений профилактической работы первичного звена является диспансерное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями. Низкий процент охвата пациентов с офтальмопатологией динамическим наблюдением в Мурманской, Архангельской, Орловской областях, Ямало-Ненецком, Ненецком АО, Красноярском крае, Республике Коми обусловлен сниженной доступностью офтальмологической помощи вследствие дефицита имеющихся ресурсов либо объективных территориальных особенностей.
В ходе выездных мероприятий НМИЦ в ряде регионов рекомендована оптимизация объемов и уточнение методологии профосмотров и диспансеризации групп населения, дополнительное обучение врачей с целью соблюдения ими всех необходимых этапов обследования пациентов.
В большинстве субъектов выявлен дефицит кабинетов охраны зрения детей, рекомендована их организация согласно порядку оказания офтальмологической помощи детям.
Отмечено, что часть профилактической работы может быть возложена на офтальмологические кабинеты в центрах здоровья, осуществляющих доврачебный скрининг при условии последующей маршрутизации пациентов с факторами риска в поликлиники. Определенный эффект может дать усиление са-нитарно-просветительской работы среди населения для повышения ответственности за свое здоровье. Во многих регионах рекомендована работа по повышению охвата больных с хронической офтальмопатологией диспансерным наблюдением, ведение регистров пациентов с наиболее значимой патологией, создание автоматизированной системы мониторинга. Курирующая роль НМИЦ представляется целесообразной для выявления причин низкой эффективности профилактических мероприятий и разработки комплексных мер по их оптимизации.
Особое место в национальном проекте «Здравоохранение» уделено повышению доступности первичной офтальмологической помощи.
К 2021 году доступность офтальмологической помощи должна быть обеспечена для каждого населенного пункта с численностью населения свыше 100 человек.
В ходе анализа результатов выезда в 27 субъектов РФ выявлено, что в поликлиниках ряда районов врач-офтальмолог либо отсутствует, либо имеется критический дефицит штатов. Население этих территорий вынуждено обращаться за первичной офтальмологической помощью в соседние районы, что, безусловно, снижает доступность первичной медицинской помощи.
Главным внештатным офтальмологам было рекомендовано принять все меры для обеспечения таких поликлиник офтальмологами.
Показателем доступности медицинской помощи является среднее число посещений врачей-офтальмологов на 1 жителя региона. Высокое число посещений может быть обусловлено либо активными профилактическими мероприятиями, как, например, в Республике Коми, Ямало-Ненецком АО, так и высокой обращаемостью населения. Крайне низкая активность взрослых и детей в отношении посещения офтальмологов в Тыве, Новгородской, Тверской, Владимирской, Псковской областях свидетельствует об имеющихся проблемах с доступностью помощи, недостаточной активности профилактических осмотров.
Особое место в национальном проекте «Здравоохранение» занимает вопрос оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь. Речь идет о повсеместном внедрении электронной записи на прием, сокращении времени ожидания в очереди. В ходе выездного мероприятия проверяется наличие электронного документооборота в медицинской организации 3-го уровня в регионе в целом и бережливых технологий.
Оптимальная ежедневная нагруз-ка на врача-офтальмолога также является одним из индикаторов организации первичного приема. Ежедневный прием более 30 пациентов в Курганской, Тамбовской, Кемеровской, Вологодской, Иркутской, Брянской областях, Алтайском крае может негативно сказаться на результатах работы врача и комфорте пациентов.
Среди регионов с невысокой нагрузкой на офтальмолога: в Новгородской, Московской областях, Республике Тыва, также отмечена сниженная активность населения в отношении посещения врачей. Подобная ситуация требует проведения комплексных мер по оптимизации работы первичного звена.
При формировании перечня мероприятий по повышению доступности первичной офтальмологической помощи в регионах была отмечена первостепенная необходимость устранения кадрового дефицита. Нагрузка врача-офтальмолога на приеме в условиях недостатка кадров может быть частично снижена путем повышения роли среднего медицинского персонала и оптометристов в ходе первичного приема. Внедрение бережливых технологий позволяет повысить эффективность и комфортность приема для пациентов.
В регионах с неравномерной плотностью населения рекомендована географическая оптимизация размещения офтальмологических кабинетов, разработка адекватной маршрутизации пациентов, закрепленной в региональных нормативных документах.
В случае низкой активности посещения офтальмологов пациентами требуется изучение причин сложившейся ситуации, развитие пациентоориентированных информационных технологий, принятие дополнительных санитарно-просветительных мер для повышения мотивации граждан на посещение офтальмолога: проведение акций, дней открытых дверей, школы здоровья, более активного использования возможностей центров здоровья.
Представляется целесообразным усиление координирующей функции НМИЦ с целью выявления причин низкой доступности офтальмологической помощи, разработки оптимальной маршрутизации пациентов, методического сопровождения санитарно-просветительских мер среди населения.
Эпидемиологические показатели общей и первичной заболеваемости болезнями глаза отражают большинство аспектов организации и деятельности офтальмологической службы при приоритетном вкладе первичного звена.
В большинстве регионов наблюдается однонаправленное отклонение общей и первичной заболеваемости совокупного населения. Академик РАН В.В. Нероев подчеркнул, что во всех случаях низкие показатели ассоциировались с выявленными существенными дефектами в организации амбулаторно-поликлинического звена офтальмологической службы, кадровым дефицитом, неукомплектованностью кабинетов оборудованием, сниженной доступностью помощи.
При этом какой-либо взаимосвязи между показателями заболеваемости взрослого и детского населения в отдельном регионе выявить не удалось, что говорит о различиях в организации офтальмологической помощи взрослым и детям.
Заболеваемость у детей формируется в основном за счет высокого охвата обязательными профосмотрами, у взрослых — по обращаемости с уже случившимся заболеванием.
В связи с этим очевидна разница организационных мероприятий, способствующих ранней диагностике и адекватному ведению пациентов разных возрастных категорий.
В ходе комплексного анализа состояния первичного звена офтальмологической службы субъектов РФ были отобраны наиболее значимые критерии. При анализе помощи для взрослых это — показатель первичной заболеваемости и инвалидности по зрению, кадровый ресурс, эффективность профилактической деятельности, диспансерного наблюдения. Использовалась бальная система оценки каждого критерия. Это позволило выделить регионы с наиболее высоким уровнем организации первичного звена офтальмологической помощи взрослому населению, несмотря на отдельные имеющиеся проблемы. Это — Тюменская, Кемеровская области, Санкт-Петербург, Москва, Свердловская, Новосибирская, Томская области, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Красноярский край, Республика Коми, Калужская, Белгородская области.
Субъекты РФ с дефектами оказания первичной амбулаторной-поликлинической помощи: Псковская, Костромская области, Республика Хакасия, Орловская, Смоленская области, Республика Тыва, Калининградская, Тамбовская, Курская, Липецкая, Архангельская, Курганская области.
Далее академик РАН В.В. Нероев остановился на результатах комплексного анализа деятельности первичного звена детской офтальмологической службы. Среди наиболее значимых критериев бальной оценки были отработаны показатели первичной заболеваемости и инвалидности по зрению среди детей, эффективность профилактической работы, диспансерного наблюдения, обеспеченность кабинетами охраны зрения детей. Докладчик отметил регионы с высоким уровнем организации первичного звена детской офтальмологической службы: Кемеровская область, Санкт-Петербург, Тамбовская, Новосибирская области, Республика Коми, Томская, Брянская области, Республика Карелия. Регионы с дефектами оказания первичной амбулаторно-поликлинической помощи детям: Псковская, Тверская, Рязанская, Смоленская, Мурманская, Иркутская области.
В целом первичная офтальмологическая помощь взрослым и детям лучше всего организована в Санкт-Петербурге, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях.
В ходе выездных мероприятий большое внимание уделяется организации специализированной помощи населению региона; проводится комплексный анализ кадрового ресурса стационаров, эффективности работы койки, обоснованности госпитализации, хирургической активности.
Академик РАН В.В. Нероев представил некоторые из этих показателей. Практически во всех регионах ощущается существенный кадровый профицит в офтальмологических стационарах на фоне выраженного дефицита в первичном звене здравоохранения. Наибольший профицит врачей стационарного звена отмечен в Тамбовской, Мурманской, Тюменской, Новгородской, Курганской областях, Ханты-Мансийском АО, Республике Тыва и Республике Хакасия. При этом показатели деятельности коечного фонда в прикрепленных регионах имеют высокую вариабельность. Средняя занятость койки крайне низка в Тыве, Тверской, Курской, Белгородской областях и неоправданно высока в Мурманской, Псковской, Калужской областях. При обоих вариантах главным специалистам-офтальмологам рекомендовано проработать мероприятия по оптимизации коечного фонда, которые повлекут за собой не только повышение эффективности его деятельности, но и мероприятия по пересмотру структуры офтальмологических кадров в субъекте в соответствии с рекомендациями «Порядка оказания офтальмологической помощи населению».
Одним из основных показателей деятельности офтальмологических стационаров является уровень хирургической активности. При среднем показателе по России 95,6 больше всех оперируют офтальмологи в Карелии, Новосибирской, Воронежской, Мурманской, Томской, Тюменской, Ивановской, Липецкой областях, в Москве и Санкт-Петербурге. Существенно ниже среднероссийской хирургическая активность оказалась в Ямало-Ненецком АО, Брянской, Московской, Тверской, Ленинградской, Орловской, Псковской, Владимирской, Калининградской областях.
В каждом случае была проанализирована обоснованность госпитализации пациента в круглосуточный стационар, выявлены причины низкой оперативной активности — дефекты материально-технического обеспечения либо квалификация врачей.
Далее академик РАН В.В. Нероев отдельно остановился на хирургической активности при глаукоме. В среднем по стране показатель составляет чуть менее 63%. Пациентов с глаукомой практически не оперируют в Ямало-Ненецком АО, крайне мало операций проводится в Республике Алтай. Лишь треть пациентов с глаукомой госпитализируется в Ленинградской, Новгородской, Тверской, Иркутской, Московской областях. В перечисленных регионах необходимо пересмотреть обоснованность пациентов с глаукомой преимущественно для медикаментозного лечения.
В среднем по стране хирургическая активность при катаракте составляет 107%. По итогам аналитической работы самый низкий показатель выявлен в Тверской области, где оперируется чуть больше половины больных, госпитализированных с этим диагнозом. В то же время крайне высокие показатели в регионах с относительно небольшой территорией (Воронежская, Липецкая области) ставят под сомнение необходимость одномоментной операции на двух глазах.
Результатом анализа деятельности офтальмологических стационаров в регионах стал перечень мероприятий по их оптимизации. Обязательным условием повышения эффективности работы стационаров является их оснащение современным оборудованием, позволяющим выполнять высокотехнологичные операции, внедрять новые технологии хирургического лечения.
Практически во всех регионах требуется оптимизация штатного расписания стационаров, перевод части ресурсов на амбулаторный уровень, развитие стационарзамещающих технологий.
Выявлено, что в большинстве регионов основную нагрузку по оказанию населению специализированной офтальмологической помощи оказывают стационары 3-го уровня. Развитие сети стационаров 2-го уровня, консультативно-диагностических центров, позволит разгрузить медицинские организации 3-го уровня и повысит объемы сложных хирургических вмешательств.
Части регионов рекомендовано внедрение автоматизированных листов ожидания оперативного лечения для повышения взаимодействия медицинских организации разного уровня.
Завершая свое выступление, академик РАН В.В. Нероев отметил, что курирующая деятельность НМИЦ осуществляется путем оказания организационно-методической помощи, проведения дистанционных консультаций пациентам и обучающих мероприятий для врачей с использованием телемедицинских технологий, содействия внедрению новых медицинских технологий.
Национальный проект «Здравоохранение», подчеркнул академик РАН В.В. Нероев, и входящие в него федеральные проекты, план деятельности Министерства здравоохранения направлены на совершенствование отечественной системы здравоохранения, повышение качества медицинского обслуживания населения по каждому профилю. Реализация всех мероприятий будет эффективна только при условии формирования единой системы с активным подключением каждого субъекта РФ с едиными требованиями к качеству оказания медицинской помощи. Национальные медицинские исследовательские центры призваны обеспечить быструю, эффективную связь между федеральным и региональным уровнями медицинской службы, способствовать повсеместному внедрению передовых технологий и решению региональных проблем организации медицинской помощи.
Страницы: 1 2