Интервью с генеральным директором Екатеринбургского центра «МНТК «Микрохирургия глаза», главным офтальмологом Свердловской области, заслуженным врачом Российской Федерации, к.м.н.
Олегом Владимировичем Шиловских
— Олег Владимирович, каким был для офтальмологии Свердловской области 2018 год? Подведите итоги работы за 2018 год. Какие основные задачи предстоит решить в 2019 году?
— Слишком больших, радикальных изменений за один год в офтальмологической службе, как правило, не происходит — это все-таки накопительный эффект. Пять лет назад мы начали работать над КСГ в офтальмологии (а еще раньше участвовали в разработке медико-экономических стандартов), взяв курс на увеличение количества современных операций с малым доступом и уход от старых технологий. Были приняты хорошие управленческие решения на уровне ТФОМСа и Минздрава Свердловской области, пересмотрены тарифы на новые методы хирургии в сторону увеличения цены, сделав их более выгодными для применения.
Следующая хорошая тенденция появилась после проведенного анализа по количеству коек в стационарах. Оказалось, что преимущественно они заполнялись больными, находящимися на консервативном лечении, которые в общем-то там лежать не должны. Это касается, например, дистрофических заболеваний, миопии и др. Естественно, что ситуация требовала изменений. Было принято решение о перемещении консервативных курсов, плеоптики и ортоптики на уровень поликлиники. Сейчас даже технически у нас эти услуги невозможно завести в стационарозамещающие или в стационар. То же самое сделали и по лазерным операциям. Сегодня нельзя «кабинетную» лазерную хирургию у взрослых проводить в стационаре. Когда-то это практиковали очень широко, и, наверное, в других субъектах Федерации такое до сих пор есть. Держать пациента в стационаре пять дней нужно было и при хирургии катаракты, иначе уменьшался тариф. Но зачем эти 5 койко-дней нужны при сегодняшних технологиях? У нас в регионе катаракта оперируется в СЗП-условиях, что разумно и правильно. И экономически больницам стало выгодно выполнять хирургию по новым технологиям.
Конечно, все делалось постепенно, год за годом. К чему все это привело? За 5 лет в Свердловской области мы сократили примерно 100 коек, причем сохранив при этом норматив 5,3 на 1 000 жителей. В наших стационарах преобладают сегодня хирургические КСГ.
В 2014 году они составляли в среднем 60%, а к 2018 году — выросли до 73%. Терапевтическое лечение глазных заболеваний в стационарах, наоборот, снизилось на 27%.
В дневном стационаре вообще произошли кардинальные изменения: раньше там были только консервативные курсы, а сейчас проводятся
«кабинетная» лазерная хирургия и частично операции по катаракте и глаукоме. Хирургические КСГ дневного стационара в 2018 году достигли 81% (в 2014 г. — 39%). Сегодня в среднем по России в хирургии катаракты факомульсификация занимает около 70%, а в Свердловской области — порядка 90%. Безусловно, это хорошие, положительные тенденции. И перечисленное далеко не все, что происходит в службе сегодня.
— Что Вас больше всего беспокоит как главного офтальмолога Свердловской области?
— В первую очередь, плохое оснащение государственных больниц и особенно поликлиник. Это сегодняшняя беда: старые щелевые лампы, аппараты Ротта для проверки зрения, давление измеряют по Мак-лакову — методу, который, я считаю, себя изжил, он неудобен, неточен, требует лежачего положения пациента. В нашем Центре метода Маклакова нет с 1990 года. Редко, где в поликлиниках присутствуют рефрактометрия с кератометрией. Бывает, что есть и новое оборудование, но и оно простаивает из-за недостаточной подготовки офтальмологов, особенно в первичном звене. И это вторая большая проблема. Мы прилагаем всяческие усилия для подготовки врачей. У нас есть свой Ветлаб, активно проводим различные курсы обучения. Центр, являясь учебной базой Уральского медицинского университета, каждый год выпускает очень хорошо подготовленных ординаторов. Они уходят от нас в государственные и частные системы.
В течение года мы проводим 6-7 тематических конференций для офтальмологов. Каждый раз их посещают около 150 человек. Мероприятия включены в приказы Минздрава Свердловской области, и люди могут приехать на них официально. Я знаю, что и кафедры нашего медуниверситета занимаются подготовкой врачей, проводят цик-лы усовершенствования. Но надо двигаться дальше. Нужно четко внедрять баллы (кредиты), учитывать их при аттестации специалиста. Врач должен зависеть от своих знаний, своего труда, от тех объемов, что он выполняет. Если человек получает «голую» ставку и его зарплата не меняется от того, принимает он 5 или 10 пациентов, у него не будет стимула развиваться, осваивать новые технологии и так далее.
— Вы сказали про конференции, которые организовывает ваша клиника. Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО) ассоциируется с Екатеринбургским центром «МНТК «Микрохирургия глаза». Какие вопросы будут обсуждать на конференции в 2019 году? В чем отличительная особенность данного форума от конференций, которые проходят в стране?
— Наша международная Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии уже давно стала популярной среди коллег. В 2018 году к нам приезжали 1000 участников из 17 стран. Очень интересен формат конференции — «круглый стол» с заявленной темой «Дискуссионные вопросы в офтальмохирургии», где в каждой секции представлено такое количество докладов, которое позволяет участникам подискутировать, поговорить, пообсуждать все важные вопросы. Такой стиль мы стараемся пропагандировать на всех наших конференциях, понимая, что запоминается именно то, в чем вы активно принимаете участие. Традиционно на ЕАКО проходят сателлитные симпозиумы, видеосекция по сложным случаям, медицинская выставка. Для наших гостей мы всегда готовим хорошую культурную программу. И будущая ЕАКО исключением не будет. Она состоится в 2021 году.
— Какое место занимает в Свердловской области Екатеринбургский центр «МНТК «Микрохирургия глаза»? Дайте комментарий Ваше-му высказыванию: «Предприятие должно работать, развиваться и нести бремя социального бизнеса самостоятельно».
— За более чем 30 лет существования, мы вписались не только в областную, но и в региональную систему здравоохранения. Я имею в виду Тюменскую область, ХМАО-Югра, ЯНАО, Челябинскую область, Курганскую. Конечно, больше всего помощи, а именно 80%, мы оказываем жителям Свердловской области, поскольку расположены в Екатеринбурге. Она территориально большая, в ней проживают порядка 5 млн человек. Поэтому из 18 наших филиалов в Уральском федеральном округе 14 открыты в нашей области. Представительства и филиалы Центра — это небольшие, прекрасно оснащенные миниклиники в разных городах. Все имеют детский блок, блоки плеоптики и ортоптики. Во многих есть лазерная хирургия, проводится консервативное лечение. Представительство Нижнего Тагила (это большой город) оснащено хорошей операционной, где выполняют хирургию наши выездные бригады. На наших базах проводится 76% операций от всех в области. 80% медпомощи в филиалах выполняется за счет средств ОМС.
Будучи руководителем частной медицинской клиники, я являюсь главным внештатным офтальмологом нашего областного Минздрава. Наверно, это все-таки редкость.
Я работаю здесь как консультант, стараюсь действовать так, чтобы прежде чем принять какое-то управленческое решение по службе, обсудить его с коллегами из других больниц, офтальмологических отделений. Так происходит всегда. Только после того как конценсус с коллегами найден, предложение уходит в Минздрав нашей области и ТФОМС. Такая работа в унисон приносит свои плоды.
К тем положительным тенденциям, о которых я говорил выше, привела именно наша совместная работа.
— На протяжении многих лет во всем мире глаукома занимает лидирующие позиции среди причин необратимой слепоты. Как главный офтальмолог Свердловской области могли бы Вы рассказать, какие социальные программы выполняются в области? Как ведется просветительская работа с больными, страдающими глаукомой?
— В Екатеринбурге работает городское отделение диагностики и лечения глаукомы нашего Центра «Микрохирургия глаза». Оно очень хорошо оснащено, мы к этому приложили большие усилия, вложили немалые средства. Принимает отделение ежедневно в среднем 130 человек и сегодня практически замыкает диспансеризацию по глаукоме крупного города. Но этого недостаточно, мы обязательно будем расширяться и, думаю, через год-два удвоим ежедневный прием. Ситуация уже меняется к лучшему. Например, в Свердловской области количество операций при глаукоме составляет примерно 1300 в год. Если посмотреть данные по РФ в целом, то получается, что в стране каждое пятое оперативное вмешательство при глаукоме выполняется в нашей области. Это уже такой устойчивый тренд. На протяжении последних пяти лет нам удалось снизить выход на первичную инвалидность по глаукоме практически в два раза. Переход в первую группу сократился в 3 раза. Это итог нашей совместной работы с коллегами из региона. Во многих городах сейчас, вы знаете, организованы профосмотры, работают «Центры здоровья». При выявлении у пациента повышенного или асимметричного внутриглазного давления, его сразу направляют на специализированный прием.
Страницы: 1 2