С 1991 года в Москве действует уникальное высшее учебное заведение — Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ). Главное предназначение этого вуза — обучение творческим специальностям россиян с ограниченными возможностями здоровья.
В академии работают три факультета: музыкальный, изобразительного искусства и театральный. Незрячие и слабовидящие юноши и девушки проходят обучение на музыкальном факультете. Среди студентов театрального факультета преобладают инвалиды по слуху. На факультете изобразительного искусства могут успешно проявить себя люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Этот вуз создан специально для абитуриентов с инвалидностью. Но здесь учатся и студенты, не имеющие проблем со здоровьем. Академия ставит своей целью раскрытие творческого потенциала своих питомцев. Её сотрудники уверены в том, что физические ограничения не могут и не должны препятствовать профессиональной реализации человека. Успех этого вуза — это сотни выпускников, которые нашли свой путь в искусстве, востребованы на рынке труда, радуют своим творчеством слушателей и зрителей.
Ведущий рубрики «К незримому солнцу» встретился с проректором по учебной и воспитательной работе, доцентом кафедры оперного пения Еленой Васильевной Клименко и незрячей пианисткой, лауреатом нескольких международных конкурсов, ассистентом-стажёром академии Еленой Михайловной Кухаренко.
Юные таланты должны обрести уверенность в себе
— Елена Васильевна, какие задачи ставит перед собой Российская государственная специализированная академия искусств? Ради чего было создано это учебное заведение?
— Наша главная задача состоит в социально-культурной и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью, в том числе инвалидов по зрению.
За четверть века своего существования деятельность нашего вуза стала ярким свидетельством того факта, что студенты «с особыми образовательными потребностями» могут творить, учиться, работать не хуже, чем их относительно здоровые ровесники.
Интеграция людей с инвалидностью является общенациональной задачей для каждой страны, которая хочет быть современной, цивилизованной, гуманной. Академия призвана участвовать в решении этой задачи.
— Сотрудники академии в беседах со мной подчёркивали, что она является уникальным вузом, единственным в мире… Но ведь существует Галлодетский университет глухих в США, Курский музыкальный колледж-интернат слепых в России, а также множество других специализированных учебных заведений для различных категорий инвалидов…
— На самом деле в мире действует немало учебных заведений для различных категорий инвалидов. Уникальность нашего вуза состоит в том, что он создан для студентов с самыми разными формами инвалидности. В этом и состоит наше принципиальное отличие от американского университета глухих или российского музыкального колледжа-интерната для слепых. У нас учатся студенты с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, инвалиды по общим заболеваниям.
На сегодняшний день из 196 наших студентов 102 имеют инвалидность. Из них 37 — инвалиды по зрению. Но уникальность вуза состоит не только в этом. У нас реализуется концепция «обратной инклюзии». В мире не существует высшего учебного заведения, которое работает в соответствии с данными принципами.
— Что означает «обратная инклюзия»?
— «Прямая инклюзия», получившая широкое распространение в сфере высшего и среднего образования в последние годы, означает интеграцию инвалидов в коллектив здоровых сверстников.
Например, если незрячий учащийся посещает общеобразовательную среднюю школу по месту жительства или незрячий студент учится в консерватории — это и есть прямая инклюзия. При этом люди с инвалидностью практически всегда составляют в учебном заведении явное меньшинство.
«Обратная инклюзия» означает, что «особые студенты» составляют в вузе большинство. Здоровым студентам предстоит интегрироваться в «инвалидное сообщество».
Сотрудники академии убеждены в том, что «обратная инклюзия» также имеет право на существование, как и прямая инклюзия.
— В чём состоит преимущество этой концепции?
— С одной стороны, обратная инклюзия призвана обеспечить особые образовательные потребности людей с физическими и сенсорными ограничениями, с другой — дать возможность парням и девушкам с инвалидностью и без инвалидности общаться друг с другом, узнавать друг друга, дружить.
Кстати, к нам охотно поступают учиться не только абитуриенты с инвалидностью, но и другие молодые люди, имеющие проблемы со здоровьем. Например, у нас учатся студенты с сахарным диабетом и другими тяжёлыми заболеваниями.
Они учатся у нас именно потому, что знают, что здесь каждому студенту гарантируется индивидуальный подход.
— Студенты с инвалидностью всегда должны составлять большинство?
— Да. В этом состоит суть нашей концепции. Для абитуриентов с инвалидностью и без инвалидности конкурс проводится раздельно. Но в любом случае для обучения в вузе по творческим специальностям необходимы одарённость, упорство, трудолюбие, настойчивость.
— Надо ли молодым людям с инвалидностью предоставлять привилегии при поступлении в вуз?
— Эта практика вполне себя оправдала. Я бы говорила не о «привилегиях», а о «компенсации», связанной с трудной, даже экстремальной жизненной ситуацией многих наших абитуриентов и студентов.
— Как организован у вас процесс обучения?
— Наш вуз является образовательным учреждением, подведомственным Министерству культуры Российской Федерации. Образовательный процесс соответствует государственным стандартам для творческих профессий, принятым в нашей стране. Программа обучения для актёров и дизайнеров рассчитана на четыре года и завершается присуждением степени «бакалавра».
По музыкальным специальностям у нас учатся пять лет, на факультете изобразительного искусства — шесть лет. После успешного прохождения курса обучения выпускник становится дипломированным «специалистом».
Кроме того, у нас организована система постдипломного, послевузовского образования. Имеется аспирантура и ассистентура-стажировка. В настоящее время в вузе повышают свой образовательный уровень пять аспирантов и восемь ассистентов-стажёров. Среди них также имеются инвалиды по зрению.
— В чём отличие между этими образовательными формами?
— Длительность аспирантуры составляет три года. Предполагается, что за этот срок аспирант под руководством своего научного руководителя подготовит к защите диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук.
Ассистентура-стажировка длится два года. Она направлена, в первую очередь, не на научную, а на педагогическую деятельность, а также самостоятельное творчество. Ассистенты-стажёры помогают нашим преподавателям в индивидуальной работе со студентами.
— Хотелось бы поговорить с Вами о требованиях, которым должны соответствовать незрячие и слабовидящие абитуриенты, которые хотят обучаться на музыкальном факультете.
— На музыкальном факультете можно обучаться по трём специальностям: «искусство концертного исполнительства», «музыкально-театральное искусство» (искусство оперного пения) и «музыкальная звукорежиссура». По специальности «искусство концертного исполнительства» проводится обучение практически по всем музыкальным инструментам, представленным в симфоническом оркестре и в оркестре русских народных инструментов: фортепиано, флейта, кларнет, труба, саксофон, тромбон, баян, гитара, балалайка, домбра, скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Подготовка абитуриента должна соответствовать программе музыкального (музыкально-педагогического) училища или колледжа. Эти требования к подготовке не зависят от наличия или отсутствия инвалидности.