— Знаний и навыков в объёме детской музыкальной школы недостаточно?
— В Советском Союзе и России сложилась трёхступенчатая система музыкального образования: детская музыкальная школа — училище (колледж) — консерватория (академия искусств, институт искусств). Наш вуз представляет третью, заключительную, ступень этой триады.
Поэтому программы детской музыкальной школы может быть недостаточно для обучения в вузе. Также необходимо предварительно освоить курс среднего специального учебного заведения: колледжа или училища.
Но при нашем вузе действует подготовительное отделение с годичным и двухгодичным сроком обучения, а также подготовительные курсы. Поэтому если у способных абитуриентов имеются пробелы в образовании — они всё равно имеют шанс у нас учиться.
Юные таланты должны обрести уверенность в себе! Замечательно, если в этом им поможет и данная публикация!
Пробелы в знаниях могут быть связаны с объективными причинами, вызванными проблемами со здоровьем. Мы готовы с пониманием отнестись к данной ситуации, если человек обладает природной одарённостью и желанием совершенствоваться в музыкальном творчестве.
Хотела бы подчеркнуть, что для поступления в вуз не нужен диплом об окончании училища или колледжа. Многие абитуриенты поступают к нам сразу после окончания детской музыкальной школы. Но подготовку, соответствующую музыкальному училищу или колледжу, необходимо иметь.
— Не могли бы Вы подробнее рассказать, как проходят вступительные экзамены?
— Со всеми абитуриентами проводится собеседование. Также проверяются их знания по русскому языку и литературе. Будущие оперные певцы и звукорежиссёры экзаменуются по сольфеджио и элементарной теории музыки, музыканты-исполнители — по сольфеджио и гармонии.
Разумеется, проводится экзамен по специальности. Абитуриенты должны исполнить заранее подготовленную программу. По моей специальности — оперное пение — эта программа включает в себя исполнение арии из оперы русского композитора, исполнение арии из оперы зарубежного композитора (на языке оригинала), исполнение романса и русской народной песни. Такая разносторонняя программа даёт возможность приёмной комиссии оценить творческий потенциал будущих студентов.
— Мне довелось побывать не только в вашем вузе, но и посетить общежитие. Очень приятно, что общежитие находится в непосредственной близости от учебного корпуса. За десять-пятнадцать минут неспешным шагом незрячий студент может дойти от общежития до вуза.
— К сожалению, у нас нет своего общежития. Мы арендуем места в нескольких московских общежитиях: некоторые из них находятся рядом с вузом, некоторые — немного дальше. Все незрячие студенты и, вообще, все студенты с первой группой инвалидности имеют возможность разместиться в ближайшем общежитии.
— Кого из нынешних студентов — инвалидов по зрению Вы могли бы отметить?
— Мне не хотелось бы кого-то специально выделять, так как мы, преподаватели, в равной мере любим всех своих питомцев и «болеем» за них. И студенты нас радуют! Например, в апреле 2016 года наша второкурсница из Екатеринбурга Анастасия Щеглова (колоратурное сопрано) завоевала первую премию на Пятом международном конкурсе вокалистов им. Б.Т. Штоколова в Санкт-Петербурге.
Думаю, что инвалидность по зрению не помешает Насте сделать карьеру оперной певицы… По моему опыту, инвалиды по зрению, так же как и студенты с другими физическими ограничениями, не любят говорить о своих проблемах со здоровьем. Им приходится сложнее, чем здоровым ровесникам. Но они, так же как и Анастасия Щеглова, хотят, чтобы их воспринимали как творческих личностей, а не как представителей «инвалидного сообщества». И это совершенно правильный и логичный подход!
— В Российской государственной специализированной академии искусств не только учатся, но и работают незрячие и слабовидящие люди. Не могли бы Вы представить своих коллег?
— Целый ряд наших сотрудников из числа инвалидов по зрению являются нашими выпускниками. Например, Олеся Генриховна Гринько (колоратурное сопрано) преподаёт у нас на кафедре оперного пения. После окончания вуза она в течение двух лет была у нас ассистентом-стажёром, а потом была зачислена в штат.
Она успешно выступала в различных оперных постановках с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, артистами Мариинского театра, в составе ансамбля старинной музыки «Telemann-consort». Также Олеся даёт сольные концерты, занимается научной работой, исследуя творческое наследие композиторов отечественной школы первой половины ХХ века.
Виталий Валерьевич Калицкий с отличием окончил Государственную специализированную академию искусств в 2006 году по специальности «инструментальное исполнительство» (фортепиано).
Ещё будучи студентом, он стал трудиться у нас в качестве концертмейстера. С 2007 года является преподавателем своей родной кафедры.
Виталий успешно сочетает исполнительскую, педагогическую, научную и организационную деятельность. В 2014 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры (философско-культурологический анализ)».
В качестве преподавателя он подготовил более десяти дипломантов, лауреатов и обладателей Гран-при международных конкурсов. Наш коллега является членом Учёного совета РГСАИ, старшим концертмейстером и заведующим труппой Оперного театра РГСАИ. На ведущих концертных площадках Москвы и российских регионов он выступает в качестве солиста, концертмейстера и участника камерного ансамбля. Калицкий неоднократно становился лауреатом международных конкурсов.
О.Г. Гринько и В.В. Калицкий являются слабовидящими людьми. Также у нас работают и незрячие сотрудники, например, кандидат филологических наук, выпускница филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Татьяна Сергеевна Белова. С 2005 года она преподаёт в нашем вузе итальянский язык, занимается научно-методической работой в сфере языкознания.
— Елена Васильевна, позвольте в конце нашей беседы задать Вам личный вопрос. Как работа в академии повлияла на Вашу жизнь, на Ваше мировоззрение?
— На этот вопрос трудно ответить в двух словах… Я воспринимаю студентов и сотрудников академии как близких, дорогих мне людей. У меня создалось впечатление, что все сотрудники знают по именам всех наших студентов.
Работая в этом вузе, нельзя не задумываться о социальной политике государства. Я убеждена в том, что любое государство может считать себя состоявшимся и сильным только в том случае, если люди с инвалидностью чувствуют себя в нём комфортно.
Именно здесь я стала профессиональной пианисткой
С 2009 года по 2014 год Елена Михайловна Кухаренко была студенткой Российской государственной специализированной академии искусств. В настоящее время она является ассистентом-стажёром этого вуза. Широкой общественности незрячая пианистка стала известна в 2014 году, когда на нескольких российских телеканалах был показан полнометражный документальный фильм режиссёра Виктории Казариной «Игра вслепую».
Кухаренко была главной героиней этой ленты. В съёмках также принял участие ещё один студент академии, тогдашний молодой человек и сокурсник Елены — Роман Чистяков. В беседе с пианисткой хотелось поподробнее узнать об основных этапах её жизни, о съёмках фильма, о творческих планах…
— Елена, наверное, редко кто из музыкантов может похвастаться тем, что уже в начале творческого пути он стал героем полнометражного документального фильма. Обычно такие фильмы посвящаются юбилеям музыкальных виртуозов. А Вам до первого юбилея ещё очень-очень далеко… Меня заинтересовала эта картина. И захотелось познакомиться с Вами поближе.
— Фильм «Игра вслепую» показывали не только по телевидению, но и во многих кинотеатрах в разных регионах России. Хотя, конечно, документальному кино уделяется не так много внимания, как художественному…
Съёмки велись в течение всего 2013 года. Меня и Романа Чистякова снимали в стенах академии, на улицах Москвы, во время концертных выступлений, в студенческом общежитии, в магазине, в выставочном зале и т.д.
— Картина производит сильное впечатление, особенно на тех зрителей, которые до этого никогда не сталкивались с незрячими людьми, не знали об их жизни… Но в чём состоит концепция этого фильма? Что именно хотел сказать зрителям режиссёр?
— Каждый зритель сам определит для себя, в чём именно состоит идея картины, ради чего она была снята. Сейчас картина выложена в Интернете. Можно посмотреть и составить своё мнение.
Для меня участие в съёмках стало огромным подарком и огромным авансом, источником вдохновения, источником новых жизненных сил. А сам фильм — это ценная реликвия, которая останется на всю жизнь!
— Как Вы стали героиней этой ленты? Как познакомились с режиссёром-документалистом?
— Виктория Казарина обратилась в Культурно-спортивный реабилитационный комплекс (КСРК) Всероссийского общества слепых (ВОС) с просьбой предоставить ей координаты смешанных пар, смешанных семей, где один из партнёров был бы слепым, а другой — зрячим… Ей было интересно, есть ли в Москве такие пары, много ли их? И в КСРК ей объяснили, что таких пар много, это вполне распространённое, обычное явление. И с этими парами можно встретиться.
— И потом режиссёр провела кастинг?
— Можно и так сказать. Некоторые пары отказались участвовать в съёмках. Другие показались режиссёру не очень интересными.
И в итоге было принято решение сделать фильм о нас с Романом Чистяковым. Мы стали парой, будучи студентами музыкального факультета Российской государственной специализированной академии искусств. Роман — тоже пианист. Он — зрячий, никакой инвалидности у него нет.
— Почему всё-таки режиссёр хотела привлечь к участию в картине именно смешанные пары? Есть ведь немало семей, где оба супруга являются незрячими…
— Мне думается, что изначальная идея состояла в том, чтобы через конкретную смешанную пару показать взаимодействие слепых и зрячих, инвалидов и неинвалидов. Режиссёр хотела, чтобы зритель задумался об интеграции, инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Она считала, что во взаимоотношениях Мужчины и Женщины, как в капле воды, отражаются взаимоотношения в нашем обществе.
Виктория Казарина хотела разобраться, понимает ли Роман, будучи зрячим, особенности, «спе-цифику» моей жизни, способен ли он оказаться «в моей шкуре»… Например, в фильме есть эпизод, когда мы вместе с Романом посещаем выставку скульптуры в Третьяковской галерее в Москве. Эта выставка была специально адаптирована для инвалидов по зрению. Скульптуры можно было «осматривать» руками. Там были надписи по Брайлю.
Особенностью фильма стало то, что не только я должна была знакомиться с выставкой в темноте, но и Роман. Ему повязали светонепроницаемую повязку. В таком виде он не только знакомился со скульптурами, но и определял, что именно они изображают.
— Честно говоря, меня немного удивили эпизоды фильма, когда Вы неловко разрезаете торт — и получаются неровные куски. Или зачем-то показано, как Вы неумело чистите ботинки… Вам не было обидно, что в фильм вошли такие комичные бытовые эпизоды?
— Я была главной героиней, но не создателем фильма. Было отснято много материала. В картину вошла только его небольшая часть… Я не участвовала в отборе материала, и режиссёр этот вопрос со мной не согласовывала.
Эпизоды с разрезанием торта, уходом за обувью и другими бытовыми моментами меня совершенно не обидели! Наоборот, они показались мне в фильме вполне уместными и забавными… Когда я оказываюсь в неловких ситуациях или не могу справиться с какими-то бытовыми делами, то стараюсь относиться к этому с чувством юмора. Мне думается, что смех, в том числе смех над собой — это лучшее средство реабилитации!
Как я уже говорила, съёмки фильма продолжались около года. Камера сопровождала нас с Романом практически повсюду. И мы уже перестали её замечать, вели себя совершенно естественно. Однажды оператор присутствовал на вечеринке в студенческом общежитии. Когда я разрезала торт и стала раскладывать куски по тарелкам, то обнаружила, что торт разрезан неровно. Кому-то из гостей достался большой кусок, а кому-то маленький. Гости это тоже, конечно, обнаружили.
Мы все тогда посмеялись над этой ситуацией. А режиссёр решила включить этот эпизод в картину.
— Зрячие люди нередко интересуются именно бытовой стороной жизни инвалидов по зрению…
— К этому можно относиться по-разному. Но мне такой интерес представляется нормальным и естественным. Зрячим действительно интересно, как слепой человек выбирает одежду и обувь в магазине, убирает квартиру, готовит еду, гладит бельё и занимается другими бытовыми делами… Наш фильм тоже отразил этот интерес. Например, были съёмки в обувном магазине.
— Вам не показалось странным, что бытовая сторона Вашей жизни вызвала у режиссёра бльший интерес, чем Ваши музыкальные успехи, чем Ваше творчество?
— Исполнительная деятельность в фильме тоже показана. В частности, там есть эпизод, когда я играю на сцене Московского Дома музыки на фестивале «Музыка света». Что касается личных и бытовых эпизодов фильма… Любой артист должен быть готов к тому, что общественность интересует самые разные стороны его жизни. Всё-таки артисты, музыканты — это публичные персоны.
— Елена, хотелось бы подробнее узнать об основных вехах Вашей жизни.
— Я родилась в 1988 году в Республике Беларусь, в древнем городе Полоцке Витебской области. Кстати, именно там находится географический центр Европы. Это географическое изыскание увековечивает памятный знак, установленный в центре Полоцка.
В детстве у меня было хорошее зрение. Но в семь лет я получила тяжёлую травму (сотрясение мозга) во время игры на детской площадке. Через полгода после этой травмы зрение стало ухудшаться, началось отслоение сетчатки…
За два с половиной года, к десяти годам, я полностью потеряла зрение. В то время я была ребёнком и не осознавала, что зрение уходит безвозвратно. Мама говорила мне, что так как мне капают капли, то скоро я снова стану хорошо видеть…