Международная научная конференция «Невские горизонты – 2016»
22-23 апреля 2016 года, Санкт-Петербург
Более тысячи офтальмологов из большинства регионов России, а также Беларуси, Казахстана, Украины, Латвии, Германии, США и Израиля приняли участие в международной конференции «Невские горизонты – 2016». В роли организаторов форума выступили Санкт-Петер-бургский государственный педиатрический медицинский университет, а также две общественные организации: «Ассоциация врачей-офтальмологов» и «Общество офтальмологов России».
Председателем организационного комитета стал ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, д.м.н., профессор Д.О. Иванов, его заместителем — заведующий кафедрой офтальмологии этого вуза, д.м.н., профессор В.В. Бржеский. В работе организационного комитета в качестве его сопредседателей приняли участие ведущие петербургские ученые-офтальмологи, д.м.н., профессора Ю.С. Астахов, Э.В. Бойко и Е.Е. Сомов, а также доктора медицинских наук Э.И. Сайдашева и А.Н. Куликов.
Форум «Невские горизонты» проводится в Санкт-Петербурге один раз в два года. Он является одной из крупнейших в России специализированных конференций по детской офтальмологии. Одновременно здесь обсуждается широкий круг вопросов общей офтальмологии. Корреспондент газеты «Поле зрения» пообщался в кулуарах с организаторами и участниками научно-практического мероприятия.
К.м.н., заведующая офтальмологическим отделением Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, член организационного комитета научной конференции «Невские горизонты – 2016» Наталья Николаевна Садовникова:
В Санкт-Петербурге обсуждались важнейшие проблемы детской офтальмологии
— Наталья Николаевна, в офтальмологическом мире проводится значительное число различных научных форумов. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика, «изюминка» «Нев-ских горизонтов»?
— Одним из организаторов форума является Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет. Поэтому главной темой нашей конференции традиционно становится детская офтальмология. В этот раз в Санкт-Петербурге обсуждались важнейшие проблемы детской офтальмологии: особенности аккомодации и рефракции, прогрессирующая миопия, ретинопатия недоношенных. В докладах речь шла о лечении косоглазия, врожденной глаукомы, о хирургии катаракты у детей и т.д.
— Не могли бы Вы отметить доклады, которые произвели на Вас наибольшее впечатление?
— Большой интерес присутствующих вызвало выступление д.м.н., профессора Р.Л. Трояновского «Ретинопатия недоношенных — пожизненная болезнь. Проблема остается».
Роман Леонидович обратил внимание, что ретинопатия недоношенных, к сожалению, является именно пожизненной болезнью. Маленькие пациенты с этим диагнозом находятся под наблюдением детских офтальмологов. После наступления совершеннолетия они становятся пациентами офтальмологов общей практики.
— Таким образом, детская и «взрослая» офтальмология теснейшим образом связаны между собой.
— Наша конференция выявляет эти многочисленные связи! Например, профессор Трояновский рассказал об отслойках сетчатки, с которыми сталкиваются пациенты с ретинопатией недоношенных уже во взрослом возрасте, о выявлении у них вторичной глаукомы.
С интересным докладом выступил к.м.н. Е.Е. Сидоренко. Его выступление было подготовлено совместно с д.м.н., профессором Е.И. Сидоренко и называлось «Новый метод лечения ретинопатии недоношенных с использованием ингибиторов СЭФР». Эти ангибиторы ангиогенеза пока не лицензированы для использования в России, но за рубежом они успешно применяются.
— Как Вы думаете, когда возможно начало практического применения этих лекарственных средств в нашей стране?
— Процесс лицензирования может быть долгим. Сложно давать в этой сфере конкретные прогнозы… Но мне представляется важным, чтобы медики практического звена были осведомлены о результатах последних научных экспериментов, даже если эти разработки еще не вошли в повседневную практику.
Не могу не отметить пленарное заседание «Повреждения органа зрения у детей». Многие доклады на этой научной секции были сделаны военными медиками — действующими и бывшими сотрудниками Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. В военной медицине травмам органа зрения уделяется особое внимание. Д.м.н., профессор Л.И. Балашевич рассказал о «световых повреждениях глаз», д.м.н., профессор Э.В. Бойко — о «витреоретинальной хирургии при открытой травме глаза».
— Наталья Николаевна, какие тенденции в российской и мировой детской офтальмологии проявляются в последние годы?
— Я бы не сказала, что в последние годы в детской офтальмологии происходят какие-то революционные перемены. Но есть изменения, которые не могут не радовать и не вдохновлять! С каждым годом нам удается все лучше, все эффективнее выхаживать малышей с ретинопатией недоношенных. Конечно, мы еще далеки от «победы» над этой болезнью, но прогресс налицо.
Это связано и с новыми методами лечения ретинопатии недоношенных, и с организационными мерами, принимаемыми практически во всех регионах России. Лечение ретинопатии недоношенных происходит на третьей стадии этого заболевания. Ее еще называют «пороговой». На третьей стадии происходит экстраретинальная пролиферация. В этом случае необходимо не упустить время, своевременно произвести лазерное лечение.
Если лазерное лечение не дает необходимых результатов, то на четвертой и пятой стадии заболевания может потребоваться проведение витреоретинальных хирургических операций.
— Каким образом удалось улучшить ситуацию с лечением ретинопатии недоношенных?
— В настоящее время в большинстве регионов нашей страны налажена система регулярных осмотров новорожденных врачами-офтальмологами, имеются оборудование и специалисты для проведения лазерного лечения.
— Происходят ли перемены в детской витреоретинальной офтальмохирургии?
— В этой сфере тоже происходят положительные изменения. Совершенствуются инструменты, уменьшается их калибр. Таким образом, операции становятся менее травматичными, процесс реабилитации маленьких пациентов после витрэктомии происходит быстрее.
Изменяются технологии лечения и при врожденной глаукоме. Еще совсем недавно при проведении хирургических операций при глаукоме мы использовали только клапан Ахмеда. Он и сейчас успешно применяется. Вместе с тем в последнее время также получил распространение клапан «Express».
— Чем отличаются эти два клапана?
— Любая операция при глаукоме направлена на то, чтобы создать искусственное отверстие для оттока внутриглазной жидкости. И клапан служит этой цели. Различия состоят в том, что клапан Ахмеда создан из силикона, а клапан «Express» — из металла. В каждом конкретном случае офтальмохирург может решать, какой клапан лучше имплантировать пациенту.
Имплантация обоих клапанов имеет свои специфические особенности. Но если у врача есть выбор — это повышает эффективность операций!
— Не могли бы Вы подробнее рассказать о работе офтальмологического отделения Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета?
— Отделение находится в тесном, постоянном взаимодействии с кафедрой офтальмологии нашего вуза, которую возглавляет д.м.н., профессор Владимир Всеволодович Бржеский. У нас 54 койки. Мы работаем с пациентами из всех, без исключения, регионов страны: от Калининграда до Камчатки.
Особенностью нашей работы является проведение офтальмохирургических операций маленьким пациентам с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, а также травмами, угрожающими их жизни. Например, ребенку требуется офтальмохирургическое вмешательство и одновременно ему необходимо проводить искусственную вентиляцию легких.
У нас в отделении работают сильные, слаженные реанимационные бригады. Пациенты поступают и на машинах «Скорой помощи», и на вертолетах санитарной авиации…
Еще одна особенность нашей работы — регулярное проведение курсов повышения квалификации врачей для коллег из всех регионов России. Наши сотрудники часто выезжают в командировки. И у нас в отделении, и на кафедре постоянно присутствуют специалисты из регионов.