Государственное финансирование — залог существования Центра
Рассказывая о Центре, нельзя не упомянуть и вопрос финансирования. Школа восстановления трудоспособности слепых была создана в 1963 году на средства ВОС. В советское время Общество слепых получало значительную прибыль от деятельности специализированных предприятий и могло использовать эти средства на реализацию реабилитационных программ.

Психолог О.М. Малышева и реабилитант из Ижевска А. Козлов
В девяностые годы ситуация изменилась: специализированные предприятия сами стали нуждаться в помощи и поддержке, большинство из них стало убыточными. Соответственно, с начала девяностых годов финансовые проблемы обрушились и на Волоколамский Центр.
«С 1995 года финансирование нашей организации полностью взял на себя федеральный бюджет, за что мы очень благодарны. Государственное финансирование — единственный источник наших доходов и залог существования Центра. Мы не занимаемся коммерческой деятельностью, не оказываем никаких платных услуг и не собираем благотворительные пожертвования. Все учебные курсы, в том числе и факультативные занятия, а также проживание и питание предоставляются нашим подопечным на безвозмездной основе. Им также компенсируется стоимость проезда от места жительства в Волоколамск и обратно», — рассказал С.И. Степанов.
Устойчивое финансирование удалось наладить не сразу. В 1998 году Центр даже на девять месяцев был вынужден приостановить свою работу, так как денежные средства из Москвы перестали поступать. «Я очень надеюсь, что больше таких печальных ситуаций случаться не будет, — задумчиво произносит Сергей Иванович. — Этот Центр является уникальным, и финансовые неурядицы не могут и не должны препятствовать его работе».
Кстати, попасть сюда незрячие и слабовидящие люди могут очень просто. Достаточно обратиться с запросом в любую местную организацию ВОС (они расположены во всех крупных городах, многих районных центрах). Местные организации переправляют заявки в региональные структуры ВОС, а уже оттуда они поступают в Волоколамск. Если желающих больше, чем мест, то путёвки-приглашения распределяются таким образом, чтобы не «обидеть» ни один регион… Но очередь всё равно дойдёт до каждого желающего, просто иногда необходимо подождать несколько месяцев.
Первый мастер-обувщик в Песковке

Освоение премудростей ремонта обуви доставляет видимое удовольствие реабилитантам
Е.Ф. Байкузин, 1977 года рождения, в ранней юности потерял зрение из-за последствий травмы. В 2011 году он прошёл обучение в Центре реабилитации слепых в Волоколамске по профессии «ремонт обуви». После возвращения в родной посёлок Песковка Омутнинского района Кировской области молодой человек решил не сидеть сложа руки, а использовать полученные знания.
«Население Песковки составляет более шести тысяч жителей, но там не было ни одной мастерской по ремонту обуви. Так сложилось, что местные жители привыкли ремонтировать сапоги и ботинки в районном центре Омутнинске. А ведь до него от посёлка надо ехать почти 50 километров! Евгений Фаритович понял, что его услуги мастера-обувщика будут пользоваться спросом у односельчан. И он не прогадал: сейчас почти все жители Песковки знают, что в их посёлке живёт замечательный незрячий умелец, который быстро, качественно и недорого отремонтирует любую обувь», — с гордостью повествует о своём выпускнике преподаватель учебного курса «ремонт обуви» Н.Н. Симакова.
Именно у неё Евгений Байкузин осваивал премудрости обувного ремесла. А значит нынешняя профессиональная востребованность кировчанина — это и её заслуга. «Чтобы незрячий человек нашёл себя в профессии, должны одновременно проявиться несколько факторов: его собственные способности и трудолюбие, помощь родных и близких, а также квалифицированная работа преподавателей и мастеров производственного обучения», — подчёркивает Надежда Николаевна.
Она обращает внимание, что деятельность Байкузина была бы невозможна, если бы не деятельная поддержка его родственников. Они приобрели для новоиспеченного обувщика оборудование и расходные материалы, позволили преобразовать в мастерскую одну из комнат квартиры.
От географических открытий к зубчатым заплатам
По профессии Н.Н. Симакова — преподаватель географии в средней школе. «У меня большой опыт педагогической и воспитательной работы в самых разных организациях: ясли, детский сад, средняя школа», — поясняет моя собеседница. Она стала сотрудником Центра реабилитации слепых в 2000 году. Первые три года трудилась воспитателем, занималась решением бытовых вопросов своих подопечных.
В 2003 году руководство Центра решило организовать обучение реабилитантов ремонту обуви. За дело предложили взяться Надежде Николаевне. «Далеко не каждое ремесло доступно для незрячих. А ремонтировать обувь инвалиды по зрению могут вполне профессионально», — рассказывает улыбчивая блондинка. Перед тем, как начать преподавать, она в течение нескольких месяцев изучала премудрости кожевенно-сапожного ремесла в одной из обувных мастерских родного Волоколамска.
Считает ли она профессию сапожника творческой? «Вне всякого сомнения! Это не менее увлекательное дело, чем, скажем, преподавать географию», — эмоционально отвечает Н.Н. Симакова. Чтобы подкрепить свой тезис она показывает несколько женских сапожек, украшенных элегантными зубчатыми заплатами: «Глядя на эту обувь, никто не догадается, что заплаты имеют функциональное значение и связаны с повреждениями кожи. Сапоги смотрятся как новые, а заплаты воспринимаются как оригинальное дизайнерское решение».
В последнее время в связи с ростом благосостояния населения обувь стали ремонтировать меньше. Не может ли профессия обув-щика со временем, вообще, исчезнуть? «И профессия не исчезнет, и незрячие будут этим делом заниматься! — убеждена Н.Н. Симакова. — Работа обувщика в чём-то схожа с трудом реставратора. Конечно, в ряде случаев дешевле и удобнее купить новую обувь вместо того, чтобы ремонтировать старую. Но с другой стороны, многие люди привязаны именно к своей старой, разношенной обувке… По каким-то причинам она может быть им особенно дорога и ценна, стать настоящим личным раритетом. В этом случае на ремонт никаких денег не жалко!»
Глаза не видят, а руки делают
«Глаза не видят, а руки делают», — под таким названием в различных регионах нашей страны нередко проходят выставки работ незрячих и слабовидящих мастеров резьбы по дереву. Можно ли рекомендовать эту профессию людям, лишённым способности видеть мир?
«Резьба по дереву в равной мере доступна и незрячим, и слабовидящим», — уверена преподаватель этого предмета Т.Н. Горохова. Татьяна Николаевна — выпускница профильного факультета Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова, расположенного в городе Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области.

Преподаватель резьбы по дереву Т.Н. Горохова
«Технология работы зрячих и незрячих мастеров отличается незначительно, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Слепым умельцам трудно украшать изделия геометрическим орнаментом. Им лучше удается орнамент с различными растительными элементами, листьями, цветами… Зритель никогда не сможет самостоятельно определить, что какое-то изделие создал незрячий мастер. А если люди узнают об этом, то испытывают неподдельное восхищение!»
Разумеется, за пять месяцев невозможно стать профессиональным резчиком. На постижение этого художественного ремесла уходят долгие годы. Но во всяком случае первые шаги на долгом пути к мастерству часто делаются именно в Волоколамске… Сюда принимают всех: и тех, кто уже занимался резьбой и другими видами художественного творчества, и людей, у которых полностью отсутствует соответствующий опыт.
Во время учебных занятий реабилитанты шаг за шагом проходят весь путь, превращающий бесформенный кусок дерева в забавную ложку, ажурный лоток для фруктов и конфет, изысканный подсвечник или оригинальный ковшик. Сначала необходимо из картона или линолеума изготовить шаблон и прикрепить его к заготовке.
Шаблон обводится маркером, и в дело идёт пила. Необходимо отпилить всё лишнее таким образом, чтобы были точно обозначены размеры будущей вещи. Потом наступает черёд полукруглых стамесок различного диаметра, с помощью которых и воплощается художественный замысел, наносится орнамент и другие элементы украшений. Далее изделие обрабатывается шкурками (наждачной бумагой различной зернистости).
Потом необходимо провести тонировку изделия: покрыть его специальной краской для дерева. И всё — работа почти закончена! Осталось только покрыть готовую вещь лаком, мастикой или воском, чтобы она дольше сохранялась и красивее выглядела.
«Мне бы хотелось обратить внимание на работы незрячего резчика по дереву Александра Анатольевича Романова, 1979 года рождения. В 1998 году он прошёл курс обучения в нашем Центре и с тех пор остаётся в дружеском контакте с нашими преподавателями и сотрудниками», — рассказывает Т.Н. Горохова.
А.А. Романов живёт в подмосковном городе Клин. Уже в 1999 году, через год после начала занятий резьбой, в местной организации Клинского общества инвалидов состоялась его первая персональная выставка. В 2004 году Александр стал одним из учредителей художественного объединения незрячих и слабовидящих художников «Арт-Гомер». С тех пор он принимал участие в многочисленных выставках этого художественного объединения, а также организовывал свои персональные экспозиции.
В 2006 году однофамилец российских императоров стал лауреатом международной премии «Филантроп», отмечающей выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства. В ноябре 2011 года его пригласили на встречу с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который решил лично пообщаться с людьми, добившимися выдающихся успехов в спорте, искусстве, науке и других видах деятельности, несмотря на ограниченные возможности здоровья.
Творческий полёт художника не ограничивается рамками резьбы по дереву. Он создаёт также живописные работы, используя шаблоны и трафареты. Кроме того, Романов пишет стихи, фантастические рассказы и повести. В 2011 году в московском издательстве «Луч» вышел в свет сборник его фантастических повестей «Фантасмагория, или Сказки третьего тысячелетия».
Татьяна Николаевна также с увлечением рассказывает о других резчиках-выпускниках Центра: Сергее Юрьевиче Царапкине из Москвы, Александре Матвеевиче Грищенко из Белгорода… О своих питомцах преподаватель может говорить бесконечно: «Чтобы стать успешным резчиком по дереву, необходимо обладать физической силой, воображением, образным мышлением. Надо чувствовать возможности материала, понимать особенности каждой породы дерева… Принесут пользу также навыки лепки из пластилина. Многие художественные произведения сначала создаются в пластилине, а уже потом воплощаются в дереве».