«В этих стенах встречаешь много боли… Но здешнюю атмосферу никто не сможет назвать тяжёлой и тоскливой! Несмотря на обрушившееся на них горе, наши подопечные в большинстве своём сохраняют энергию, оптимизм, способность радоваться каждому дню. Мы помогаем им справиться с новыми жизненными обстоятельствами и стать хозяином своей судьбы», — эти слова генерального директора Центра реабилитации слепых Всероссийского общества слепых (ВОС) С.И. Степанова передают суть работы реабилитационного учреждения, расположенного в городе Волоколамске Московской области.
Работа в новых условиях
Центр реабилитации слепых ВОС был создан в 1963 году в городе Чебоксары, столице Чувашии. В то время эта организация называлась «Школа восстановления трудоспособности слепых». В 1977 году состоялся переезд в город Волоколамск Московской области. Произошло это по организационным соображениям: в Школу восстановления трудоспособности слепых люди приезжали со всей страны, и добираться до Чебоксар им было неудобно. Инвалиды по зрению обращались с просьбами о размещении реабилитационного учреждения в Москве или её ближайших окрестностях.
«Школа восстановления трудоспособности слепых занималась элементарной бытовой реабилитацией пациентов, потерявших зрение во взрослом возрасте, — рассказывает Сергей Иванович Степанов. — В то время большинство таких людей могли трудо-устроиться на специализированных предприятиях ВОС, где они в основном работали слесарями-сборщиками на конвейере. Перед тем как пойти на производство, необходимо было приобрести целый ряд навыков: научиться ориентироваться в пространстве, овладеть азами бытового самообслуживания, освоить рельефно-точечный шрифт и т.д.».
Эта учебная программа и сегодня продолжает оставаться актуальной. Впрочем, новые реалии жизни, сложившиеся после распада Советского Союза, привели к изменениям в работе Центра. «После 1991 года значительно сократилось число инвалидов по зрению, работающих на специализированных предприятиях ВОС. Во-первых, из-за новых экономических условий там существенно уменьшилась потребность в персонале. Во-вторых, сами незрячие и слабовидящие люди уже не спешат трудоустраиваться на производство. Кого-то пугает рутина и монотонность. Кто-то хотел бы обязательно работать среди зрячих коллег, а не вместе со своими товарищами по несчастью…», — обрисовывает сложившуюся ситуацию С.И. Степанов.
В этих условиях подготовка инвалидов по зрению к трудоустройству на специализированные предприятия перестала быть основной целью деятельности учебно-реабилитационной организации в Волоколамске. В середине девяностых годов изменилось не только название, но и суть работы.
Профессиональные навыки, востребованные в мире зрячих
«Необходимо дать людям, потерявшим зрение, профессиональные навыки, востребованные в мире зрячих», — подчёркивает директор Центра. Чтобы решить эту задачу, в 1992 году здесь появилось новое отделение: профессиональной реабилитации. В нём предлагается освоить девять специальностей: практическое цветоводство и основы овощеводства, домашнее подворье, ремонт обуви, лозоплетение, игра на баяне, резьба по дереву, макраме, переплётное дело и вязание на спицах.
Срок обучения всем ремёслам, кроме переплётного дела, составляет 5 месяцев. Навыками переплётчика предлагается овладеть быстрее: за два с половиной месяца. Одновременно обучение проходят 40 человек, приезжающих из всех регионов европейской части России. В течение года организуется два учебных курса.
Жители Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов направляются в город Бийск Алтайского края, где действует филиал центра. Ещё один филиал расположен в городе Железногорске Курской области. Но там нет отделения профессиональной реабилитации, а работа проводится только по овладению социально-бытовыми навыками.
Слушателей учебных курсов здесь называют задорно-боевым словом «курсанты». 80 человек каждый год получают курсантский диплом. Что даёт этот документ? «Далеко не все наши выпускники стремятся трудоустроиться по выбранной специальности или зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей, — рассказывает С.И. Степанов. — Но дело не в «корочке» и не в записи в трудовой книжке… Даже если человек будет делать поделки из дерева или ремонтировать обувь только для себя и своих близких — это уже огромное дело! Новые знания и навыки помогают преодолевать последствия слепоты, чувствовать себя нужным и востребованным, испытывать радость от творческого труда».
От бытовой самостоятельности — к овладению профессией
На сегодняшний день в Центре реабилитации слепых действует три отделения: социальной реабилитации, профессиональной реабилитации и социальной реабилитации слепоглухих. Специальное отделение для слепоглухих было создано в 1993 году. Одновременно в нём могут проходить обучение всего два человека.
Такая ситуация вполне объяснима: реабилитация инвалидов с одновременными глубокими нарушениями зрения и слуха может проходить только индивидуально.
Впрочем, и в остальных отделениях учебные группы, как правило, не превышают четырёх-пяти человек. Проводится много индивидуальных занятий.
Деятельность отделений социальной и профессиональной реабилитации тесно связана между собой. Курс социальной реабилитации продолжается два с половиной месяца. Таким образом, он в два раза короче, чем курс профессиональной реабилитации. В течение года проводятся четыре учебных курса, в каждом из которых могут принять участие от 40 до 45 человек.
«Во время курса социальной реабилитации изучается пространственная ориентировка, домоводство и самообслуживание, система чтения и письма по Брайлю. Реабилитанты также осваивают компьютерные технологии и получают первичные знания и навыки в обработке дерева и металла, электромонтажных и электросборочных работах, различных видах рукоделия, — разъясняет С.И. Степанов. — Мы рекомендуем всем людям, потерявшим зрение, сначала пройти курс социальной реабилитации, а уже потом приезжать к нам для обучения на отделении профессиональной реабилитации».
Этот совет директора вполне логичен. Во время прохождения курса социальной реабилитации учащиеся могут познакомиться и с программами профессиональной направленности. Таким образом, каждый сможет определить, какая профессия ему наиболее интересна и близка.