Освоение языков девушка рассматривает как часть реабилитационного процесса, наряду с занятиями музыкой, пространственной ориентировкой и адаптивной физической культурой: «Незрячие люди лишены возможности зрительного контакта со своими согражданами. Тем важнее для них обладать развитыми коммуникативными способностями. На уроках русского, башкирского, английского языков нас учат не только грамматике и фонетике, но и культуре речи, умению чётко и ясно выражать свои мысли, отстаивать свои позиции в споре, не обижая собеседника… Все эти навыки очень помогут во взрослой жизни».
После окончания школы Алина собирается одновременно поступить в два учебных заведения: на филологический факультет университета и в музыкальное училище по классу баяна. «Я уверена, что у меня хватит сил, чтобы учиться сразу в двух местах. Музыка и Слово очень связаны между собой и дополняют друг друга…», — делится своими планами трудолюбивая девушка.
Душа народа — в танце
Р.А. Кинзикеев преподаёт в школе ритмику, а также руководит работой танцевального кружка. По профессии он — танцор и балетмейстер, выпускник Казанского государственного института культуры. Рифу Ахтямовичу довелось в качестве танцора выступать в прославленном коллективе — Государственном академическом ансамбле народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гас-карова. Впоследствии в качестве балетмейстера он работал с популярным ансамблем «Булгары» из города Набережные Челны.
«Все учащиеся школы разделены у нас на два потока, — рассказывает об особенностях учебного процесса Р.А. Кинзикеев. — В «А»-классах обучаются незрячие дети. В «Б»-классах — слабовидящие. Эти отличия в зрительных возможностях играют существенную роль при обучении ритмики и танцу. Тотально незрячие дети тоже могут научиться хорошо танцевать, но им существенно труднее ориентироваться на сцене, у них обычно хуже координация движений, менее развито пространственное воображение, часто присутствует страх и неуверенность… Эти факторы преподавателю необходимо учитывать».
Риф Ахтямович обращает внимание, что некоторые танцы особенно подходят для людей, лишенных зрения. К ним относятся, например, степ и ча-ча-ча. «Прекрасно зарекомендовали себя все танцы, которые можно танцевать на месте или перемещаясь на расстоянии вытянутой руки. Сначала можно осваивать эти танцы, а уже потом переходить к танцевальным жанрам, предполагающим перемещения по сцене».
Как преодолеть страх слепого ребёнка, который боится двигаться по сцене? «На начальном этапе обучения незрячие дети либо танцуют на месте, либо занимаются парными танцами. При парных танцах «тотальник» всегда может рассчитывать на страховку своего зрячего или слабовидящего партнера. Это придаёт чувство уверенности и безопасности. Ничто не мешает наслаждаться танцевальным процессом!»
Со временем и при условии регулярных занятий страх перед сценой уходит сам собой. И человек, лишённый зрения, способен танцевать так, что зрители даже не догадываются о его особенностях. «Опыт показывает, что те незрячие, которые научились хорошо танцевать, обычно не испытывают особых сложностей при пространственной ориентировке с белой тростью, — дополняет свой рассказ балетмейстер.— Они обладают большой мобильностью, легко осваивают новые маршруты передвижения в городе и в сельской местности. Танцоры приобретают не только красивую осанку, но и уверенность в себе».
Важное место в программе занятий занимают башкирские народные танцы. Любимый танец самого Рифа Ахтямовича — гульназира. «Душа народа, его мудрость, его философия, его поэзия выражена в танце, — подчёркивает преподаватель.— Мужчины-танцоры в башкирских танцах представляют образы джигитов, охотников, воинов, защитников. Каждое их движение символизирует мужественность, силу, выносливость, решительность, отвагу... Женские движения — плавные, нежные и грациозные. Они олицетворяют такие качества, как скромность, верность, непорочность. Не случайно во время танца башкирская девушка опускает глаза и закрывает ладонью лицо. Тем самым она выражает традиционные народные представления о девичьей чести и гордости».
Математика — гимнастика для ума
В Уфимской школе-интернате № 28 работают восемь преподавателей, которые сами являются инвалидами по зрению. Одна из них — Д.М. Батраченко. «Я родилась в 1950 году в селе Урзай Буздякского района, — рассказывает Дамира Минишевна. — В возрасте пяти лет после перенесённой кори полностью потеряла зрение. С тех пор прошло уже несколько десятилетий. Но свои ощущения я прекрасно помню до сих пор… После наступления слепоты в течение некоторого времени мне снились цветные сны, перед глазами у меня стояли зрительные образы… Но постепенно эти образы блекли, как бы растворялись в памяти. Мир стал для меня становиться бесцветным».
С 1958 года по 1967 год незрячая девушка училась в специализированной восьмилетней школе-интернате, расположенной в башкирском городе Бирске. Для завершения школьного образования Дамира отправилась в Свердловск (нынешний Екатеринбург), где действовала школа-интернат, дающая инвалидам по зрению полное среднее образование.
После получения школьного аттестата Д.М. Батраченко в 1969 году стала студенткой физико-математического факультета Уфимского педагогического института. В 1974 года она дипломированным специалистом пришла на работу в школу-интернат № 28. В её трудовой книжке всего одна запись. Первое место работы было и остаётся единственным.
Почему прилежная ученица решила стать преподавателем математики? «Математика — это гимнастика для ума. И это — самое главное для меня! — уверенным голосом отвечает моя собеседница.— Слепота — тяжёлое испытание. Но ещё более тяжко лишиться способности мыслить! Пелена может заслонить глаза и лишить солнечного света. Но самое главное, чтобы эта пелена не проникла в мозг и не лишила счастья думать, решать задачи, находить ответы на поставленные вопросы».
Дамира Минишевна убеждена в том, что математика была и остаётся одним из важнейших школьных предметов, в том числе и в специальных (коррекционных) школах: «У моих учеников шесть уроков математики в неделю. Ни одна научная дисциплина не изучается в средней школе так интенсивно. И это совершенно правильно! Математику недаром называют королевой наук. Она играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка и развитии его интеллектуальных способностей».
В настоящее время Д.М. Бартаченко ведёт занятия в четырёх классах: седьмом, восьмом, одиннадцатом и двенадцатом. «Моя общая педагогическая нагрузка составляет 24 часа в неделю, — рассказывает преподаватель.— Я веду занятия только в классах для незрячих детей. Думаю, что слепому педагогу гораздо легче и эффективнее работать с детьми, которые находятся в аналогичной жизненной ситуации. А со слабовидящими ребятами сподручнее справляться зрячему или слабовидящему коллеге».
К идее совместного обучения незрячих и слабовидящих детей Дамира Минишевна относится отрицательно: «Необходимы раздельные классы. И в нашей школе, к моей радости, они действительно существуют… Когда в одном классе используются и плоскопечатные, и рельефно-точечные учебники и пособия, страдает качество обучения.
Для слепых детей необходима иная методика преподавания математики, чем для слабовидящих. У них по-другому развивается пространственное воображение, у них другие представления об окружающем мире… Кстати, для математики пространственное воображение также важно, как и для занятий танцами. Раздельные классы, ориентированные на зрительные возможности учащихся, не мешают нашим детям прекрасно общаться и дружить во внеурочное время».
Может ли математика стать будущей профессией для незрячих школьников? «В теоретической математике и в программировании «тотальники» могут на равных соперничать со зрячими. В качестве школьных и вузовских преподавателей математики мои товарищи по несчастью тоже востребованы… Сложнее обстоит дело с инженерными специальностями, где сейчас обычно требуется хотя бы остаток зрения. Надеюсь, что в недалёком будущем с развитием компьютерных технологий работа инженера или инженера-проектировщика тоже станет вполне реальной», — даёт свою экспертную оценку Дамира Минишевна.
В конце нашей беседы я обращаю внимание на стоящий в кабинете почётный кубок и висящий на стене диплом лауреата премии «Герой нашего времени», учреждённой телекомпанией «Вся Уфа». Несколько лет назад преподаватель математики стала лауреатом в номинации «Сильные духом». Сама Дамира Минишевна «героем нашего времени» себя не считает: «Я просто делаю свою работу… Хочется быть для учеников не только учителем, но и старшим другом. Тогда работа приносит радость».