В московском ресторане «В темноте?!» врачи-офтальмологи могут лучше понять жизнь своих пациентов
Москва, Октябрьская улица, дом 2 — с ноября 2006 года в столице работает ресторан «В темноте?!», где зрячие люди могут почувствовать себя слепыми... Игорь Борисович Медведев — создатель и владелец ресторана, врач-офтальмолог, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой офтальмологии факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, разработал и запатентовал концепцию ресторана, которая включает кухню, музыкальное сопровождение, работу официантов — «проводников тёмного зала» и многие другие аспекты.
Известно, что рестораны в темноте существуют и во многих зарубежных странах. Но московский — не копирует иностранные аналоги, а является оригинальным российским брендом. Ведущий рубрики «К незримому солнцу» задумался над тем, почему посещение ресторана будет интересно и полезно именно для наших коллег — врачей-офтальмологов.
Доверяй, но проверяй!
Сердце ресторана «В темноте?!» — тёмный зал. Кстати, в этом заведении есть и светлый зал. В светлом зале не так уж светло. Свет там приглушённый… Но источники света всё-таки имеются. И самое главное: обслуживание здесь традиционное, привычное для предприятий общественного питания.
В светлом зале имеется меню, в соответствии с которым можно сделать заказ. Например, в числе горячих мясных блюд предлагается утиная ножка конфи, среди горячих рыбных блюд — морепродукты с овощами и соусом биск. Всё как обычно, но очень вкусно!
Зачем же нужен светлый зал в ресторане «В темноте?!» Как известно, среди москвичей немало людей придирчивых и привередливых, избалованных ресторанными изысками. В тёмном зале клиенту необходимо довериться вкусу шеф-повара, выбрать одно из предложенных меню-сюрпризов.
Но далеко не все посетители готовы сразу решиться на подобный эксперимент: кто-то просто боится темноты, кто-то хотел бы сначала проверить мастерство поваров в привычной атмосфере, при свете. Многие посетители, поужинав в светлом зале и познакомившись с концепцией ресторана, в следующий раз бронируют места уже в тёмном зале.
Внимание! Эксперимент начинается!
Посещение ресторана — это необычный жизненный опыт, психологический эксперимент. При входе в тёмный зал необходимо оставить в запирающихся индивидуальных шкафчиках любые предметы, которые могут излучать свет — мобильные телефоны, часы, зажигалки…
Темнота в зале абсолютная, поэтому любой светящийся объект сразу начнёт привлекать внимание всех гостей и «смажет» эффект. Кроме этого, рекомендуется оставить в шкафчике очки, сумки, аксессуары и т.д. Это позволит, во-первых, не отвлекаться и сконцентрироваться на новых ощущениях, а во-вторых, ничего не забыть за столиком.
Гостям тёмного зала запрещается самостоятельно вставать из-за стола и перемещаться по помещению. Даже войти в «ресторанное пространство» самостоятельно они не могут. В светлом помещении необходимо дождаться официанта. Он образует «паровозик» из нескольких гостей. Каждый посетитель кладёт руку на плечо стоящего впереди гостя.
Официант — гид, проводник, «сталкер» в мир темноты. Именно он сначала становится «ведущим паровозика», а потом рассаживает гостей за столиками, «распределяет» их по залу. Официант практически всегда стоит рядом со столиком, он уходит только для того, чтобы принести еду и напитки. Если у гостя возникло желание покинуть тёмный зал, например, для посещения гигиенической комнаты, то достаточно просто позвать «своего» официанта по имени.
Он сразу же подойдёт и проводит.
Запрет на самостоятельные передвижения обусловлен несколькими прагматическими соображениями. Во-первых, непривыкшие к темноте зрячие люди с большой долей вероятности заблудятся. Вернуться на место без помощи официантов очень непросто, а шумная попытка это сделать привлечёт внимание других посетителей. Во-вторых, официанты находящегося не на своём месте человека тоже не видят… Им необходимо обслуживать гостей, приносить еду и напитки. Неожиданное «препятствие» на дороге способно привести к неприятным казусам.
Почувствуй себя слепым!
Все официанты ресторана — инвалиды первой группы по зрению. В большинстве своём — это тотально незрячие люди, некоторые обладают небольшим остатком зрительных функций. Но, в любом случае, познание мира происходит у них по-другому, чем у «глазастых» сограждан. Зрительные образы либо полностью отсутствуют, либо играют второстепенную (вспомогательную) роль. Незрячие и слабовидящие люди познают мир через звуки, прикосновения, обоняние…
Посещение ресторана, его тёмного зала — это возможность почувствовать себя слепым, это — смена ролей. В обычной жизни инвалиды по зрению ощущают свою постоянную зависимость от окружающих, от посторонней помощи и поддержки. В ресторане всё происходит наоборот: мы, зрячие, в буквальном смысле слова, даже шага не можем ступить без дружеского, любезного содействия незрячих «гидов».
Официанты не только приносят еду. Они становятся внимательными и доброжелательными собеседниками, рассказывают о своей жизни, дают выговориться гостям, шутят… В ресторане «В темноте?!» нередко отмечаются особые события — дни рождения, юбилеи, встречи друзей и влюблённых после долгой разлуки. Официанты всегда тепло поздравляют гостей с этими датами, стремятся создать тёплую, дружелюбную атмосферу.
Социально-реабилитационный проект
«Как врач-офтальмолог я несу ответственность за своих пациентов, переживаю за их судьбы. Поэтому возникла идея создания социально-реабилитационного проекта для самых тяжёлых офтальмологических пациентов, для незрячих людей, — рассказывает И.Б. Медведев. — Наши официанты — это не просто люди, которые приносят еду в тёмном помещении. Все они являются яркими личностями, ведущими активный образ жизни, несмотря на тяжёлую инвалидность. Среди них есть прекрасные музыканты, успешные спортсмены».
Почему посещение ресторана можно порекомендовать именно врачам-офтальмологам? «Думаю, что основных причин три, — поясняет Игорь Медведев. — Во-первых, наши коллеги могут почувствовать себя в роли своих пациентов. Во-вторых, они могут по-новому оценить огромный потенциал, колоссальные личностные возможности незрячих людей. У нас ведь работают не только незрячие официанты. Мы часто приглашаем слепых инструменталистов и вокалистов. И в темноте их творчество воспринимается по-особенному! В-третьих, темнота даёт возможность по-другому взглянуть и на самих себя, отвлечься от будничной суеты».
Мы почти постоянно находимся «в окружении» электронных гаджетов. В обычном ресторане люди общаются друг с другом и одновременно отвечают на звонки, просматривают электронную почту в смартфоне… А в темноте есть возможность сосредоточиться на общении с визави, уделяя больше внимания смыслу слов и интонаций, улавливая изменение настроения собеседника.
Кроме того, именно в темноте можно по достоинству оценить прекрасную кухню, а также коктейльную и винную карты. Таким образом, ресторан соединяет роскошь общения и гастрономического удовольствия.
Меню-сюрприз
В светлом зале ресторана можно сделать конкретный заказ (в соответствии с меню). Кто-то заказывает ризотто с белыми грибами, кто-то сёмгу с соусом тархун, кому-то захотелось отведать цыплёнка табака или обычного домашнего борща.
У всех посетителей ресторана свои пристрастия. Некоторые люди в течение многих лет посещают одни и те же заведения общественного питания и заказывают одни и те же блюда. Кто-то постоянно хочет попробовать что-то новое. Но, в любом случае, в обычной жизни каждый человек имеет возможность сам определять своё «гастрономическое поведение».
В тёмном зале нельзя заказать конкретное блюдо. На выбор предлагается пять меню-сюрпризов. Белое меню включает в себя блюда из рыбы, птицы и морепродуктов. В красном меню гурманов ожидают яства из мяса и птицы (рыба и морепродукты здесь исключены).
В синем меню, наоборот: в обязательном порядке присутствует рыба и морепродукты, а птица и мясо не предусмотрены. Есть и специальное меню для вегетарианцев. Куда же без него в современном московском ресторане! А ещё имеется сюрприз-меню с блюдами американской кухни! Любители стейков и бургеров будут довольны.
Что же мы едим?
Гостю остаётся только сделать выбор и… ждать, чем же его удивит повар. Конечно же, такая система работы предлагает высокую степень доверия гостей к поварской команде и всем сотрудникам заведения. В конце концов, когда мы приглашены домой к друзьям, то тоже обычно не можем заранее заказать «угощение». Нам остаётся полагаться на вкус хозяина или хозяйки… Так же происходит и здесь.
Но вот заказ сделан, глаза привыкли к темноте. Официант принёс закуску, потом — горячее блюдо, десерт. Но тайна всё равно остаётся! «Что же мы едим?», — это, наверное, главный вопрос, который гости обсуждают за столом. Абсолютная темнота не позволяет использовать зрительные анализаторы, а официантам строго-настрого запрещено говорить посетителям, что же они им принесли. Даже не пытайтесь их об этом спрашивать!
Идея состоит в том, чтобы гости по вкусу и запаху сами определили, что же им положили в тарелку. Это действительно интересный, поучительный опыт! Но, вот, ужин закончен… После того как гости покинули тёмный зал — им показывают картинки того, что же они сегодня ели. И можно сравнить свои догадки с реальностью.
Но что же делать постоянным посетителям? Тем, кто пришёл сюда в пятый, десятый, двадцатый раз… Этот ресторан — особенный. В первую очередь это касается его тёмного зала, предназначенного для «особых случаев». Сюда не ходят каждый день. Но постоянных посетителей всё равно немало. При следующем визите можно заказать другое меню. Кроме того, все меню регулярно меняются, чтобы продолжать удивлять наших самых верных и преданных гостей.
«Затушевать» ошибки не получится!
Руководить таким рестораном совсем не просто. И на поваров здесь ложится особая нагрузка. Всё-таки значительную часть информации об окружающем мире, в том числе и о нашей пище, человек получает с помощью зрения. Остальные сенсорные каналы (слух, обоняние, осязание и вкус) работают по остаточному принципу.
В обычном кафе или ресторане повар вполне может с помощью «красивой сервировки», привлекательного внешнего вида кушанья скрыть, «затушевать» какие-то ошибки в своей работе или даже ненадлежащее качество исходного продукта. В темноте такой трюк уже не пройдёт! Вкусовые рецепторы в новой обстановке обостряются, и любая оплошность повара сразу же станет очевидна для гостей.
На такой работе у повара расслабиться не получится. Это, разумеется, относится и к незрячим официантам. Ведь они не просто приносят людям блюда и напитки, а становятся проводниками в мир темноты. По их поведению гости нередко судят обо всех незрячих. И официанты ресторана осознают возложенную на них ответственность.
Терапевтический эффект темноты
Иногда сотрудникам ресторана приходится сталкиваться и со скептическим отношением к их проекту. Кто-то считает, что он может на собственной кухне выключить свет и поесть. Зачем, мол, для этого куда-то идти.
Но на самом деле не всё так просто… Абсолютную темноту не так легко создать в домашних условиях, тем более на кухне, где, как правило, что-то «предательски» подсвечивает. И темнота — далеко не единственный фактор, определяющий успех московского ресторана.
Ресторан дарит людям уникальный психологический опыт, даёт возможность побыть не просто в темноте, а в комфортной обстановке: много приятных, доброжелательных людей вокруг, вкусная пища, расслабляющая музыка.
И в этой ситуации терапевтический эффект темноты, который отмечают многие психологи, проявляется в полной мере. Например, в такой обстановке люди начинают более внимательно слышать и слушать друг друга, общение получается более гармоничным.
Как говорит известная поговорка, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. К ресторану «В темноте?!» эта народная мудрость вроде бы не имеет отношения. Хотя как сказать… В абсолютной темноте у людей открывается «другое зрение». И хотя в этом месте ничего нельзя увидеть вокруг, зато многое можно разглядеть в самом себе.
Добро пожаловать в темноту!