Продолжение. Начало в прошлом номере газеты «Поле зрения»
В прошлом номере газеты «Поле зрения» мы начали знакомство с уникальным реабилитационным центром для людей с одновременными нарушениями зрения и слуха — «Домом слепоглухих» в Пучково, в Троицком муниципальном округе Москвы. Наш корреспондент встретился с незрячим реабилитологом Е.В. Федосеевой, которая возглавляет благотворительный фонд «Дом слепоглухих». Эта организация не только координирует и финансирует работу в Пучково, но и оказывает разностороннюю помощь слепоглухим людям во многих регионах нашей страны.
В этом номере газеты мы представляем заключительную часть беседы с Е.В. Федосеевой. Также у читателей будет возможность познакомиться с другими сотрудниками «Дома слепоглухих» в Пучково, многие из которых сами являются людьми с инвалидностью.
Среднее специальное образование для Алёны Капустян
Елена Валерьевна, Ваш благотворительный фонд «Дом слепоглухих» помогает людям с одновременными нарушениями слуха и зрения. Но особое общественное внимание привлекло Ваше взаимодействие с выпускницей специализированного детского дома из Сергиева Посада Алёной Капустян. Эта девушка полностью лишена слуха и зрения. Благодаря Вашей поддержке она могла в течение четырёх лет учиться в колледже и получить профессию социального работника.
Это был действительно уникальный проект. В этом году Алёна завершила обучение в колледже. Она получила диплом социального работника, стала моей коллегой. Хочется её сердечно поздравить с этим событием!
В течение четырёх лет Вы вели сбор пожертвований для Алёны. На эти средства выплачивалась зарплата двум тьюторам, которые попеременно помогали девушке все годы учёбы.
Во время пребывания в колледже Алёну постоянно сопровождал один из её помощников. С помощью дактиля он синхронно переводил ей всё, что происходит в классе. Мы с Вами уже говорили о дактильной азбуке, когда каждый жест соответствует одной букве или знаку препинания. Глухие зрячие люди воспринимают жесты визуально, а слепоглухие, как Алёна – тактильно. Она чувствует жесты, протянув свою ладонь.
Таким образом, Алёна, будучи тотально слепоглухой, получала полное представление обо всём, что происходило в классе?
Обо всём без исключения! В этом и заключалась суть нашего проекта, суть инклюзии. Когда в рамках учебного процесса студентам колледжа показывались видеофильмы или преподаватель использовал какой-то визуальный ряд, то помощник с помощью дактильной азбуки подробно об этом рассказывал Алёне.
Как происходило общение Алёны с преподавателями и сокурсниками?
Алёна оглохла и ослепла уже в сознательном возрасте. Она не слышит себя, но хорошо владеет голосом. Поэтому тьютору-помощнику достаточно с помощью дактильной азбуки передать то, что говорят другие люди. А своё собственное мнение Алёна всегда может высказать сама.
Работа тьюторов, как правило, ограничивалась продолжительностью учебных занятий. Все домашние задания Алёна делала сама, без какой-либо посторонней помощи.
Она прекрасно владеет компьютером. Брайлевский дисплей даёт ей возможность пользоваться Интернетом, электронной почтой, Ватсапом. Как и каждая студентка колледжа, за четыре года учёбы она написала сотни письменных работ.
Алёна очень старалась, была прилежной, дисциплинированной студенткой. Во-первых, она была готова сделать всё от неё зависящее, чтобы реализовать свою мечту о получении образования. Во-вторых, она прекрасно понимала, что от успеха её учёбы зависит не только её личная судьба. Многие слепоглухие люди тоже мечтают о новых жизненных перспективах. И успех Алёны вдохновил других людей с инвалидностью.
Ваш благотворительный фонд готов к продолжению этого эксперимента? Если другие слепоглухие молодые люди тоже захотят учиться, Вы окажете им поддержку в оплате помощников?
Если поступят заявки от других слепоглухих парней и девушек, то уверяю Вас, что ответ будет положительным.
Алёна Капустян проявила себя как талантливый блогер. В течение всех четырёх лет она подробно рассказывала о своей учёбе.
Её блог – это тоже работа по специальности. Интернет-публикации наглядно показывают возможности слепоглухих людей. Поэтому уже сейчас могу сказать, что она состоялась как социальный работник. Её часто приглашают на различные мероприятия, мастер-классы. Она с удовольствием путешествует, посещает другие регионы России и зарубежные страны.
С недавнего времени Алёна увлеклась бегом на длинные дистанции. Можно сказать, что она пошла по Вашим стопам, ведь Вы в течение многих лет серьёзно занимаетесь марафоном… О своём новом увлечении спортом она увлекательно рассказывает в своём блоге.
Я очень рада за Алёну! Будет замечательно, если она и других людей с инвалидностью привлечёт к спорту. Бег в тандеме с лидером прекрасно подходит и для незрячих, и для слепоглухих. Два спортсмена объединены эластичной «восьмёркой», которая в какие-то моменты может натягиваться, в какие-то расслабляться.
Разумеется, зрячий спортсмен-лидер находится впереди. Незрячий или слепоглухой человек бежит за ним. Как правило, лидеру даже не нужно говорить о каких-то препятствиях… Очень многое можно понять по натяжению или расслаблению «восьмёрки», которую оба спортсмена держат в руке.
Кроме того, возникают и другие формы невербальной коммуникации во время забега. Даже при полном отсутствии зрения и слуха бегом можно успешно заниматься. Не только на стадионе, но и в городской среде: в парках, на тихих улицах.
Для меня бег на длинные дистанции – не просто увлечение, а жизненная необходимость. Марафон тренирует выносливость, упорство в достижении цели.
Пока Алёне Капустян ещё далеко до марафонских дистанций!
Она успешно приняла участие в любительском забеге на десять километров, о чём увлекательно поведала посетителям своего блога. Кстати, после этого забега в нашем фонде произошло примечательное событие, о котором хотелось бы рассказать читателям.
Москвичка, которая следит за деятельностью фонда в социальных сетях, позвонила нам и сказала, что хочет приехать в наш офис и передать для Алёны Капустян сертификат на покупку спортивной одежды одной известной сети спортивных магазинов.
Эта дама работает в этой сети спортивных магазинов?
Нет. Это частное лицо. Она пришла в магазин, приобрела подарочный сертификат и решила передать его слепоглухой девушке, что вдохновить её на дальнейшие спортивные успехи.
Социальные сети сблизили людей. Судьба Алёны Капустян вызвала неподдельный интерес.
Это далеко не единичный пример. Например, мы подробно рассказываем на наших страницах в соцсетях о жизни участников проекта «сопровождаемого проживания». И некоторые люди из разных регионов России присылают для них сладости, другие подарки.
Для меня такие проявления человеческого внимания означают высшую оценку деятельности фонда «Дом слепоглухих». Значит, мы работаем не зря! Судьбы наших подопечных, их успехи в реабилитационном процессе вызывают интерес!
Незрячему человеку легче понять слепоглухого!
Николай Хлудов, преподаватель компьютерных технологий «Дома слепоглухих», также как Елена Федосеева, полностью лишён зрения. Родился и вырос в Твери. Учился в специализированной школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. Потом переехал в Москву. В 2005 году окончил экономический факультет Российского государственного социального университета.
Николай, расскажите, пожалуйста, о Вашем профессиональном и жизненном пути. Когда Вы стали работать в «Доме слепоглухих»?
Я сюда пришёл в 2018 году. У нас стабильный, дружный коллектив. Почти все сотрудники трудятся по много лет.
До этого работал проектным менеджером в общественной организации «Перспектива». Отвечал за проекты, связанные с инклюзией. Мы объединяли подростков с инвалидностью с их ровесниками без физических ограничений. Проводились совместные экскурсии, выезды на природу, квесты. Были театральные проекты. Кстати, в театральных проектах участвовали не только любители из числа «особых» и относительно здоровых подростков, но и профессиональные актёры и режиссёры. Было очень интересно!
Наверное, Вы приобрели большой опыт, который можно успешно использовать в работе со слепоглухими людьми.
Думаю, что незрячему человеку легче понять слепоглухого в психологическом плане, чем сотруднику без физических ограничений. Кроме того, при овладении компьютерными технологиями моя слепота является преимуществом. Зрячий преподаватель не может иметь такого личного опыта использования компьютера без зрения.
Как строится Ваша работа?
Как правило, я провожу индивидуальные занятия. Групповые занятия у нас тоже иногда проходят, но они являются исключением. Программа занятий разрабатывается для каждого реабилитанта. Люди приезжают сюда на четыре недели. И каждый раз я спрашиваю у них и сам размышляю над тем, чем я могу полезен.
Не могли бы Вы привести конкретный пример?
Женщина шестидесяти лет. В течение жизни полностью потеряла и зрение, и слух. Замужем. Муж не имеет физических ограничений. В бытовом плане помощь есть. Но человек испытывает дефицит общения. Он есть почти у всех слепоглухих. У «тотальников», полностью лишённых и зрения, и слуха, проблема стоит наиболее остро.
Какие ожидания были у этой дамы от пребывания в реабилитационном центре?
Она мечтала о том, чтобы научиться пользоваться Ватсапом. Первый опыт у неё уже был, но возникали большие трудности. Многое было непонятно. Легче всего обращаться с электронными устройствами зрячему человеку. Всё можно увидеть своими глазами! Слепой с хорошим слухом или даже слабослышащий незрячий использует программы экранного доступа, т.е. компьютерные программы, озвучивающие всю текстовую информацию.
Страницы: 1 2