Программа «Переступая тьму» на «Радио Марии» в отличие от «Радио Грота» выходит в прямом эфире. И работа в прямом эфире, и запись радиопрограмм накладывают свой отпечаток на работу ведущих и корреспондентов. Учащимся петербургской школы-интерната предоставляется уникальная возможность познакомиться с обеими формами радиожурналистики.
Ольга Александровна подчёркивает, что «Радио Мария» строит свою работу в соответствии с христианскими заповедями. Во многих программах принимают участие священнослужители и миряне Русской Православной Церкви. В сетке вещания присутствуют такие передачи, как «Жития святых Православной Церкви», «Вечерние молитвы РПЦ», «Христианская публицистика», «Евангельские истории для детей»…
Вместе с тем на радиостанции звучат и передачи, не связанные с религией. В студию приглашаются и неверующие люди, если они разделяют основные христианские принципы. Участие в работе подобной радиостанции благотворно сказывается на духовном становлении учащихся.
Переступая тьму, сохраняя надежду
Ольга Александровна познакомила меня с записями нескольких программ. Нельзя не обратить внимание на способность юных радиожурналистов вдумчиво и деликатно говорить на самые сложные, болезненные и даже трагические темы. Одна из передач была посвящена памяти учащегося школы имени К.К. Грота Славы Федосеева. Он ушёл из жизни 1 сентября 2009 года в возрасте пятнадцати лет.
Слава родился незрячим и с больным сердцем… Но в жизни мальчика, несмотря на слабое здоровье и слепоту, было немало светлого и радостного. Друзья Славы Федосеева рассказывали о нём в передаче как о весёлом, добром, талантливом и отзывчивом человеке.
Юные участники программы говорили о том, что, даже теряя близких людей, нельзя впадать в уныние и отчаяние. Переступая тьму, важно всегда сохранять надежду… В этой программе также вспоминали о радиопередачах, в которых успел принять участие Слава Федосеев. Он с воодушевлением готовил репортаж с парусника «Штандарт», пришвартованного на питерском причале, брал интервью у матросов.
Огромный интерес у незрячего мальчика вызвала встреча со старшим звонарём петербургского собора Владимирской иконы Божией Матери В.С. Кайчуком. Слава мечтал пойти учиться в школу звонарей, которую недавно открыл при храме Владимир Степанович…
Каждая передача, выходящая на «Радио Мария», продолжается 40 минут. Обычно она включает в себя и дискуссию в студии, и репортажные фрагменты. Во время прямого эфира слушателям предоставляется возможность позвонить в студию по телефону.
Радиоэфир об инклюзивном образовании
Одна из программ, вызвавшая наибольший интерес слушателей, была посвящена теме инклюзивного образования. Игорь Воробьёв подготовил репортаж из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища. В этом учебном заведении накоплен большой опыт совместного обучения «обыкновенных» студентов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Немало выпускников школы-интерната имени К.К. Грота получили среднее профессиональное образование именно здесь, а затем продолжили обучение в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и других высших учебных заведениях.
Директор училища Николай Константинович Жуков рассказал, что для юных музыкантов-инвалидов по зрению не требуется создавать каких-то особых условий или индивидуальных программ. Незрячие и слабовидящие юноши и девушки успешно проходят обучение вместе со своими зрячими ровесниками. При необходимости сокурсники охотно оказывают им помощь в решении бытовых вопросов.
Ведущая программы Ольга Жданкова обратилась к присутствующей в студии ученице школы-интерната им. К.К. Грота Анастасии Латышкиной с вопросом о том, хотела бы она учиться в массовой школе, а не в специальном учебном заведении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Девушка ответила, что инклюзивное образование, по её мнению, более уместно в вузах и профессиональных училищах. В средней школе детям с особыми потребностями удобнее учиться «среди своих». Но при этом необходимо способствовать контактам и общению учащихся обычных и специальных (коррекционных) школ.
Многим людям живётся тяжелее, чем мне
Игорю Воробьёву всего 25 лет. Но его уже с полным правом можно назвать звездой радиоэфира.
Автор этих строк, также как и многие наши читатели, был заочно знаком с молодым петербуржцем. Мне неоднократно доводилось слушать его радиопередачи. Тем интереснее стала личная встреча. Своего визави хотелось расспросить обо всём: о деталях биографии, подготовке радиопрограмм, личных и творческих планах…
— Игорь, расскажи, пожалуйста, о своей жизни, о своём пути в радиожурналистику.
— Я родился в Ленинграде 12 февраля 1989 года. С рождения являюсь инвалидом по зрению. С 1997 года по 2011 год учился
в Санкт-Петербургской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота.
— Ты учился в классе для незрячих детей?
— Да, в нашей школе, также как и во всех других подобных коррекционных учебных заведениях, учащиеся разделены на два потока.
В «А»-классах обучение происходит по системе Брайля, в «Б»-классах — с помощью плоскопечатной литературы с укрупнённым шрифтом. Я учился в «А»-классе. Но было бы неправильно называть меня незрячим. Считаю себя слабовидящим с небольшим остатком.
В нашем классе было девять учащихся, из них только двое — тотально слепые. То есть не все люди, использующие рельефно-точечную литературу, являются незрячими. Слабовидящих среди них большинство. Просто остаток зрительных функций, которым мы обладаем, не позволяет читать обычные книги, писать по-зрячему. В этой связи рельефно-точечный шрифт является жизненно-необходимым.
— В настоящее время ты продолжаешь читать и писать по Брайлю?
— Навыки письма и чтения по Брайлю у меня сохраняются. Но применяю их довольно редко. Как и многим слабовидящим людям, мне хочется использовать свои скромные зрительные возможности. Поэтому стараюсь считывать текст с экрана компьютера, с максимально возможным увеличением. Пишу с помощью обычной компьютерной клавиатуры.
Очень люблю фотографировать, заниматься видеосъёмкой. Правда, чтобы что-то разобрать приходиться утыкаться носом в экран. Зато ощущаешь себя зрячим! А для инвалидов по зрению это приятное чувство.
— Почему ты не используешь белую трость при передвижении по городу?
— С точки зрения безопасности использование белой трости в моём случае было бы разумным. У меня совсем небольшой остаток зрения. И я вижу только с очень близкого расстояния… Но всё-таки пока у меня получается обходиться без трости. В психологическом плане мне так комфортнее.
Я активно использую GPS-навигацию. По Санкт-Петербургу передвигаюсь совершенно свободно. В других городах стараюсь использовать такси.
— Одна из главных задач этого интервью — побольше узнать о передаче «Переступая тьму», выходящей на «Радио Мария».
— В сентябре 2008 года в нашей школе в качестве педагога дополнительного образования стала работать Ольга Александровна Жданкова. Она создала радиоклуб, сплотила вокруг себя любителей радио. У нас было огромное желание создавать собственные радиопрограммы. Но не было ни опыта, ни технических средств. Всё наше оснащение состояло из нескольких плёночных диктофонов.
Ольга Александровна обратилась на «Радио Мария», где ей уже раньше доводилось выступать. Нам согласились ежемесячно предоставлять радиоэфир. Так родилась программа «Переступая тьму».
— Кто придумал название программы?
— Не могу ответить на этот вопрос. Название родилось на одном из заседаний радиоклуба. Это было коллективное творчество.
— Ты сразу стал постоянным ведущим?
— Во время первых программ ведущей была только Ольга Александровна. Она заметила мою активность и предложила стать её напарником.
— Игорь, ты являешься не только ведущим передачи, но и автором многих сюжетов, а также звукорежиссёром…
— Меня интересует техническая сторона радио, создание и монтаж радиорепортажей. Передача идёт в прямом эфире, но она всегда включает в себя интервью и репортажи, которые записывались раннее. Монтажом я занимаюсь у себя дома, за домашним компьютером.
— Какие цели и задачи ставят перед собой создатели программы «Переступая тьму»?
— Для меня эта ежемесячная радиопередача стала главным делом жизни, моим главным проектом. Целей у передачи несколько. Во-первых, мы хотим рассказать широкому кругу радиослушателей о деятельности школы имени Грота, о её сотрудниках и учащихся. Во-вторых, нам бы хотелось представить мир инвалидов по зрению, их чувства, переживания, радости и горести, их взгляд на мир. В-третьих, эта программа, также как и школьное «Радио Грота», даёт возможность незрячим и слабовидящим учащимся познакомиться с творческими и техническими аспектами мира радио.
— Расскажи, пожалуйста, о своих поездках по стране.
— В октябре 2011 года удалось посетить Курск и подготовить две передачи о Курском музыкальном колледже-интернате слепых. В ноябре 2013 года побывал в Уфе. Результатом этой поездки стали репортажи из музея истории Башкирской республиканской организации ВОС, Республиканской библиотеки для слепых и слабовидящих, а также Национального музея Республики Башкортостан.
В Курске на меня произвела огромное впечатление творческая атмосфера, царящая в колледже. Было очень интересно познакомиться с вокалистами, послушать выступления хора, оркестра народных инструментов… В Уфе тоже состоялось немало незабываемых встреч. Я узнал много нового об истории и культуре башкирского народа и жизни инвалидов по зрению в этом регионе.
— Позволь задать тебе несколько житейских вопросов. Радиопрограмма «Переступая тьму» создаётся на общественных началах. Как ты зарабатываешь на жизнь?
— Кроме пенсии инвалида первой группы, у меня нет других постоянных источников доходов. Иногда я зарабатываю деньги, ремонтируя компьютеры или занимаясь их настройкой… Но материальная сторона не является для меня главной.
Работа над программой «Переступая тьму» помогла мне найти новых друзей, познакомиться с разными людьми. Это важный жизненный опыт.
— Почему после окончания средней школы ты не стал получать высшее образование? Или не устроился на постоянную работу?
— Я не исключаю, что в дальнейшем получу высшее образование. Но пока предпочитаю заниматься самообразованием, получать практический опыт. Меня привлекает всё, что связано с компьютерной техникой и программным обеспечением. Хотел бы также совершенствовать навыки звукорежиссёра.
Что касается постоянной работы… Сейчас я учусь на курсах системных администраторов. Может быть, найду работу в этой сфере. Но моим главным делом всё равно останется подготовка радиопрограмм. И новая работа не должна этому мешать.
— Рассказывает ли программа «Переступая тьму» о проблемах тотальников, людей, полностью лишённых возможности визуально воспринимать окружающих мир?
— Это одна из наших главных тем. В статистическом плане среди всех инвалидов по зрению тотальников не так много. Но им тяжелее всех. И об их проблемах нельзя забывать. Я всегда помню, что в этом мире многим людям живётся тяжелее, чем мне. Аналогичной позиции придерживается и Ольга Александровна Жданкова.
Мы рассказываем не только о трудностях, с которыми сталкиваются тотальники, но также об их уникальном жизненном опыте, об их постижении мира через слух, через осязание.
— Как бы ты мог охарактеризовать понятие «внутреннее зрение»?
— Для меня внутреннее зрение — это сочетание интуиции и жизненного опыта, накопленных знаний. Внутренним зрением обладают не только незрячие и слабовидящие люди. Оно характерно для всех.
— Что ты пожелаешь читателям газеты «Поле зрения»?
— Хочется пожелать всем читателям и сотрудникам редакции сохранять широкое поле зрения, оптимизм. Не утрачивайте способности радоваться и мечтать!
Фотографии автора и из архива Санкт-Петербургской школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота
Страницы: 1 2