Стремиться к благородству звука
— Сергей Николаевич, как бы Вы сами охарактеризовали Вашу творческую манеру? Чем Вы хотите отличаться от других вокалистов?
— Вокалистам совсем не нужно стремиться отличаться друг от друга, т.к. каждый человеческий голос, в любом случае, уникален. В мире нет двух одинаковых голосов, также как нет двух одинаковых отпечатков пальцев.
Я стремлюсь к благородству звука. Самое главное – это понимать то, что ты поёшь, стремиться передать музыкальный образ, а не просто продемонстрировать возможности своего голоса.
— Некоторые музыкальные произведения Вы исполняете под собственный аккомпанемент. Вы поёте, сидя за роялем или играя на аккордеоне. Почему Вы это делаете? Чтобы продемонстрировать своё умение играть и петь одновременно?
— Нет, конечно. Речь не идёт о каком-то трюке или «приманке» публики. Просто существуют вокальные произведения, где певцу уместно аккомпанировать себе на рояле. Это, например, неаполитанские песни, старинные русские городские романсы, многие песни советского репертуара.
Когда артист поёт и одновременно играет на рояле – это особый жанр! Посмотрите, например, сохранившиеся видеозаписи Муслима Магомаева, где он исполняет неаполитанские песни, сидя за роялем. От этих записей исходит особое обаяние. А если бы аккомпанировал кто-то другой, то и песни бы звучали по-другому!
Я не хочу сказать, что каждый вокалист должен уметь сам себе аккомпанировать. Кто-то не может, кто-то не хочет… Но мне нравится работать в этом жанре! И публика любит такие выступления. Собственно говоря, в русских дворянских салонах барышни и кавалеры пели и аккомпанировали сами. Голос и пальцы работали одновременно. Почему бы и сегодня не воспользоваться этим примером!
Существует бардовская песня, эстрадная песня, где собственный аккомпанемент под гитару — часть образа вокалиста и поэта. Певец и гитара становятся буквально одним целым. Тоже самое происходит, когда певец «сливается» с роялем, движения рук дополняют переливы голоса…
— Вы аккомпанируете себе не только на рояле, но и на аккордеоне.
— Если аккомпанемент на рояле уместен при исполнении старинных романсов, то с аккордеоном хорошо звучат русские народные, советские песни, в том числе песни военных лет. Пожилые люди – да и молодые тоже! – любят слушать песни своей молодости. Рояль способствует концертной атмосфере. А аккордеон – очень домашний инструмент. По моему мнению, он отлично звучит в камерных залах. На аккордеоне я и дома играю, когда друзья собираются…
— У Вас дома три музыкальных инструмента.
— Пианино. Аккордеон. Электроорган. И ни один инструмент не простаивает. На каждом из них я репетирую. Четвёртым инструментом можно назвать собственный голос, тенор.
— Вы используете брайлевские (рельефно-точечные) ноты?
— Я люблю работать с брайлевскими нотами. Но порой их нет в наличии. Приходится долго ждать пока они будут напечатаны… Поэтому разучиваю инструментальные и вокальные произведения на слух, в том числе и сложные оперные арии.
Посадить «сад музыки»
— Сергей Николаевич, Вы много гастролируете и в России, и за рубежом. Какие концерты, какие события Вашей творческой жизни оставили у Вас наиболее яркое впечатление?
— Не могу не рассказать о своём сотрудничестве с общественной организацией «Сад музыки», которая действует в селе Воскресенское, административном центре Воскресенского района Нижегородской области. Лидером, «мотором» этой организации является настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери села Богородское Воскресенского района отец Антоний (Антон) Волков.
Он не только священнослужитель, но и профессиональный скрипач. До принятия духовного сана жил и работал в Москве, в оркестре московского театра «Новая опера», занимался преподавательской деятельностью. Потом отец Антоний переехал в глубинку и занимается не только духовным, но и культурным просвещением.
Я уже несколько раз бывал в Воскресенском, выступал в местном «Центре культуры и досуга». Но «Сад музыки» не ограничивается только мероприятиями в районном центре. Они устраивают концерты классической музыки и в самых отдалённых сёлах. Часто там уже нет домов культуры, так как они были закрыты в девяностые годы... Нет ни рояля, ни хорошего пианино… Но энтузиасты привозят с собой электропианино, и всё равно концерты проводятся.
— Почему концерты в Воскресенском так Вам запомнились?
— Люди в провинции также тянутся как к искусству, как и жители мегаполисов. Но у них гораздо меньше возможностей для того, чтобы прикоснуться к Прекрасному. «Сад музыки» регулярно приглашает в Воскресенский и соседние районы ведущих музыкантов из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга. Есть планы со временем «охватить» всю Нижегородскую область.
Такие очаги культуры в провинции необходимо всячески поддерживать! После концерта в Воскресенском ко мне подходили юные вокалисты из местной школы искусств. И мне было очень приятно, когда дети говорили мне о том, что моё исполнение является для них примером для подражания.
— Знаю, что с Нижегородской областью у Вас налажены давние связи.
— С 2005 года я сотрудничаю с Государственным нижегородским русским народным оркестром, который возглавляет народный артист России Виктор Александрович Кузнецов. Это, вне всякого сомнения, один из лучших профессиональных оркестров русских народных инструментов нашей страны. С ним охотно работают многие известные вокалисты, в том числе выступал Дмитрий Хворостовский.
Именно с этим оркестром я записал свой первый CD-диск. Он назывался «Пой мне…» и был записан с концерта в Большом зале Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки 24 марта 2005 года. В настоящее время у меня имеется уже девять авторских дисков, готовятся новые… Но первый диск, конечно, же имеет особое значение. Я охотно его дарю и друзьям, и коллегам.
— А чем Вам запомнилась работа с этим оркестром?
— Думаю, что этот коллектив наглядно демонстрирует, что оркестру русских народных инструментов в равной мере доступен и фольклорный, и классический репертуар. Я исполняю с ними и народные песни, и классические русские романсы, и арии из итальянских опер.
— Вы ведь не только исполняете оперные арии в камерных концертах, но и однажды участвовали в оперной постановке. Вам не трудно было ориентироваться на сцене?
— В 2008 году меня пригласили на Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова, который ежегодно проводится в Чебоксарах, в Чувашском государственном театре оперы и балета. В тот год в рамках фестиваля осуществлялась постановка оперы «Борис Годунов». В роли царя Бориса выступил солист Большого театра, народный артист России Владимир Маторин. А мне досталась партия Юродивого.
По сценарию Юродивый должен был выбежать на сцену, а дети должны были его догонять. Ради меня организаторы предложили изменить сценарий. Мол, не нужно мне самому бегать по сцене, меня как незрячего выведут под руки… Но я отказался. И в итоге всё получилось нормально! Мы предварительно прорепетировали, отмеряли количество шагов, которые мне необходимо сделать на сцене… Но, вообще, сценическое движение в опере – это не самое сложное. Главное – это совместная, слаженная работа вокалистов и оркестра.
— Вы ежегодно гастролируете по немецкоязычным европейским странам: Германии, Австрии, Швейцарии. Как Вам удалось установить творческие контакты за рубежом?
— В 2008 году я принял участие в ежегодном конкурсе вокалистов имени Роберта Шумана в городе Цвиккау в Германии. В рамках подготовки к этому конкурсу выучил тридцать песен на немецком языке: произведения Шумана, Брамса, Вольфа.
Я не стал лауреатом. Но дошёл до финала. И организаторы конкурса из «Общества Роберта Шумана города Цвиккау» (Robert-Schumann-Gesellschaft Zwickau e.V.) обратили на меня внимание. Теперь я практически каждый год даю сольные концерты в музее Роберта Шумана, в доме, где он родился.
«Общество Роберта Шумана города Цвиккау» дружит с местной организацией «Немецкого общества слепых и слабовидящих». 1 января 2009 года в доме-музее композитора прошёл концерт, посвящённый 200-летию Луи Брайля, на который меня пригласили. В 2010 году я участвовал в юбилейных концертах, посвященных 200-летию со дня рождения Роберта Шумана.
В последующие годы были гастроли и в других немецкоязычных странах: Австрии и Швейцарии. В том числе мне представилась возможность выступать в качестве органиста в католических храмах. Эти контакты стали стимулом для изучения немецкого языка, которым я сейчас неплохо владею.
— С каким репертуаром Вы выступаете в Германии?
— Мне очень приятно, что я могу выступать перед немецкими зрителями с песнями на их родном языке. В частности, исполняю произведения Шумана, которого очень люблю. Но во всех концертах я также всегда выступаю с русскими народными песнями и романсами. Программа всегда разнообразная.
— Многие вокалисты, в том числе инвалиды по зрению, жалуются на трудности с организацией концертов. Вы испытываете подобные трудности?
— Наверное, мне грех жаловаться. За прошедшие годы меня узнали зрители. Есть люди, которые регулярно приходят на мои концерты. Особенно это касается Москвы. Всё-таки в родном городе я выступаю особенно часто.
В основном, мои концерты проходят в камерных залах: в музее-усадьбе «Царицыно», в музее-усадьбе «Коломенское», в мемориальных музеях П.И.Чайковского и Ф.И. Шаляпина, в музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
Большинство людей в зале – это те, кто пришёл неслучайно, кто уже меня слышал: или «вживую» или в записях. Кроме того, на камерных концертах (а я выступаю именно в этом жанре) обычно недорогие билеты. Поэтому они доступны для широкой публики. Организация концертов также не доставляет особых хлопот. У меня нет своего менеджера. Поэтому все организационные вопросы беру на себя.
Довольно часто у меня проходят концерты в местных организациях и учреждениях Всероссийского общества слепых. Также я сотрудничаю с Центрами социального обслуживания населения, которые имеются в каждом московском районе. Там проходят концерты для инвалидов, пенсионеров и всех желающих. Для зрителей эти концерты бесплатные. Артистам они дают возможность дополнительного заработка.
Не нужно думать, что в Центрах социального обслуживания и обществах инвалидов собирается невзыскательная публика. Это люди с тяжёлыми судьбами. Но среди них много искренних ценителей музыки.
У меня проходят не только сольные концерты. Я выступаю и со своими учениками из вокальной студии «Орфей». Бывают концерты «Учитель – Ученик». Во время таких концертов сначала выступаю я, а потом поют мои питомцы. Кстати, когда дети поют, то я не отдыхаю, а аккомпанирую им на рояле.
Что ещё могу сказать о своих концертах? В них часто в качестве концертмейстера принимает участие Татьяна Львовна Шустова, мой первый учитель музыки, преданный и близкий друг. Концертмейстер – главный помощник вокалиста. Некоторые произведения я исполняю под собственный аккомпанемент (аккордеон или фортепьяно), но для большей части программы концертмейстер необходим. И он, конечно же, является соавтором успеха.
Татьяна Львовна – не просто концертмейстер. Она и сейчас была и остаётся моим педагогом, строгим, но доброжелательным критиком. Мы вместе готовим новые программы.
У меня имеется крошечный остаток зрения (два процента на левом глазу). А Т.Л. Шустова – тотально незрячая. Она всю жизнь была слабовидящей. Десять лет назад полностью ослепла. Но не ушла из профессии, не пала духом. Наше творческое содружество длится уже четверть века.
— Как можно судить по Вашему рассказу, с организацией концертов Вы проблем не испытываете.
— Наверное, мой случай не совсем типичный т.к. мне уже удалось завоевать определённую известность. Но есть много незрячих вокалистов, которым приходится гораздо труднее. Мне бы хотелось, чтобы Всероссийское общество слепых активно продвигало способных людей из числа инвалидов по зрению.
А, вообще, моя мечта – это создание парафилармонии. Ведь есть паралимпийская команда, спорт инвалидов. А почему бы не создать филармонию, объединяющую артистов с ограниченными возможностями здоровья?!
В сфере культуры вполне можно брать пример со спортсменов. Например, паралимпийский спорт способствует и развитию массового физкультурного движения среди инвалидов. То же самое может происходить и в культуре. Если о художниках, музыкантах, архитекторах, дизайнерах с ограниченными возможностями здоровья будут больше писать СМИ, если они будут более востребованы — это станет прекрасным стимулов для сотен тысяч россиян, имеющих похожие недуги.
Кстати, в настоящее время незрячим вокалистам, и мне в том числе, трудно пробиться на телевидение. Всё ещё распространены предубеждения, что инвалиды по зрению «смотрятся на телевидении неэстетично»… Но это не так! Незрячий человек вполне может научиться «держаться» и на сцене, и перед телевизионной камерой.
Нужно активнее работать с общественным мнением и профессиональным сообществом, чтобы преодолеть эту «скрытую дискриминацию». Вот для этого и была бы нужна парафилармония или другие подобные проекты!
— Но ведь в России регулярно проходят фестивали музыкантов с инвалидностью, устраиваются художественные конкурсы.
— Это всё замечательно. Но это разовые акции. Мне не хватает планомерности, системной работы в поддержке музыкального и художественного творчества инвалидов. Например, несколько лет подряд в Московском Доме музыки проходил фестиваль музыкантов с инвалидностью «Музыка света». Потом у спонсоров кончились деньги или они не захотели их тратить – и фестиваль перестали проводить, хотя он имел большой резонанс… Это не может не огорчать!
— У людей искусства принято спрашивать о планах.
— Мне бы хотелось в ближайшее время записать диск с песнями Роберта Шумана, а также диск с песнями советских композиторов.
Как педагог я буду продолжать свою работу. Хотелось бы, чтобы мои питомцы пели душевно, интеллигентно, с хорошей вокально-драматической техникой, тонкими музыкальными интонациями.
— Что Вы могли бы пожелать читателям газеты «Поле зрения»?
— Музыка помогает инвалидам по зрению не просто выживать, а жить полноценной, яркой, насыщенной жизнью. Хотелось бы, чтобы мы все, вне зависимости от музыкальных вкусов, ценили традиции русской классической музыки. Это − достояние нашей страны, наша почва… Всем читателям желаю новых музыкальных открытий и в качестве слушателей, и в качестве исполнителей!
Автор: Илья Бруштейн
Фотографии автора и из личного архива С.Н. Санаторова
Страницы: 1 2