Пандемия коронавируса во всём мире привела к «заморозке» культурной жизни: опустели, обезлюдели музеи, театры, кинотеатры, концертные залы… В настоящее время ограничения постепенно отменяются, и деятели культуры готовятся к встречам со зрителями и слушателями. В предвкушении нового концертного сезона находятся и незрячие музыканты.
Москвич С.Н. Санаторов – яркий, разносторонний исполнитель. На сцене он выступает в качестве вокалиста. У него лирико-драматический тенор теплого, мягкого тембра. Но быть «просто вокалистом» для Сергея Николаевича мало. Он не только поёт, но и охотно аккомпанирует себе на рояле. Русские народные и советские песни Санаторов исполняет, беря в руки аккордеон. А ещё герой нашей публикации профессионально играет на органе, занимается композицией, преподаёт сольный вокал, руководит вокальной студией.
В возрасте нескольких месяцев Сергей Санаторов потерял зрение из-за несчастного случая. Только на левом глазу у него сохранился крошечный «подгляд», остаток зрительных функций… В беседе с корреспондентом газеты «Поле зрения» музыкант рассказал об основных вехах своей жизни, о любимых музыкальных произведениях, запомнившихся концертах.
«Магия его пения была такой, что, казалось, зритель начинал ясно понимать незнакомые языки! Дважды маэстро садился за рояль, чтобы аккомпанировать себе. И играл так виртуозно, что дух захватывало!», — это отрывок из рецензии журналистки Ольги Овчаренко на сольный концерт Сергея Санаторова в Новороссийске, опубликованной в марте 2012 года в газете «Новороссийский рабочий».
Наверное, если бы потребовалось описать деятельность Сергея Санаторова одним словом, то это слово – «многогранность». Он так любит музыку, что ему «тесно» в одном жанре, с одним музыкальным инструментом…
Есть такое понятие: человек-оркестр. Наверное, именно так можно охарактеризовать и Сергея Санаторова. Его сценический успех связан не только с виртуозной вокальной техникой. Не меньшее значение имеет огромное обаяние Сергея Николаевича, теплота и душевность, которая от него исходит.
Зная себе цену, Санаторов остаётся очень скромным человеком, чуждым «звёздной болезни». С одинаковым трепетом он относится к каждому концерту, будь то престижные концертные залы, такие как Московский дом музыки, или выступление в местной организации Всероссийского общество слепых, сельском Доме культуры, городском Центре социального обслуживания населения.
После концерта у зрителей всегда есть возможность не только взять автограф у маэстро, но и обстоятельно побеседовать с ним, поделиться впечатлениями, поговорить о жизни… Такая открытость и уважительное отношение к зрителю способствует появлению новых поклонников.
— Сергей Николаевич, наверное, каждый музыкант, каждый артист иногда задаёт себе вопросы: зачем он выходит на сцену? Что хочет сказать слушателю и зрителю? Что хочет донести до публики своим творчеством?
— Я тоже себя порой спрашиваю: зачем ты поёшь? И отвечаю: я пою, потому что душа поёт. Хочу дарить людям радость! Хочу, чтобы музыка звучала не только на сцене, но и в душе у слушателей! Получается ли это? Пусть об этом судят те, кто посещает мои концерты… Во всяком случае, я к этому стремлюсь, делаю всё, что от меня зависит, «выкладываюсь» во время каждого выступления.
Наверное, музыка занимает особое место в моей жизни именно потому, что профессионально начал ей заниматься сравнительно поздно. Только в пятнадцать лет я смог поступить в музыкальную школу. Хотя мечтал об этом с раннего детства, сколько себя помню.
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— В детстве систематически заниматься музыкой я не мог из-за проблем со здоровьем. Меня даже перевели на домашнее обучение. Я родился в Москве в 1977 году. С 1984 года по 1996 год учился в московской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. В 1992 году поступил в музыкальную школу им. Глиэра. Семилетний курс обучения по классу фортепьяно прошёл за четыре года. Моим педагогом по фортепьяно стала Татьяна Львовна Шустова. Именно она «ввела» меня в мир профессиональной музыки.
Хотя в музыкальной школе я стал заниматься поздно, но начальную музыкальную подготовку получил уже в раннем детстве. В семье у нас не было профессиональных музыкантов. Отец, Николай Андрианович, работал столяром. Мама, Зинаида Павловна, была домохозяйкой. Но родители – люди музыкальные, с прекрасными голосами. Папа неплохо играл на пианино и аккордеоне. Именно он показал мне первые аккорды.
Кстати, ещё в детстве я обратил внимание, что пианино и аккордеон – это два похожих инструмента: та же самая клавиатура, сходная постановка пальцев. И я стал самостоятельно осваивать оба инструмента… Ну, что значит самостоятельно? Что-то подсказывал отец. Старшая сестра посещала музыкальную школу. Она выполняла домашние задания. Потом я подходил к пианино и начинал играть то же самое.
Но самое главное – я очень много подбирал музыку на слух. Помню, как в ноябре 1982 года умер Брежнев. Мне тогда было пять лет. По телевидению передавали «Траурный марш» Шопена. Я подошёл к пианино и сыграл его. Мне нравились советские песни, особенно из репертуара Иосифа Кобзона и Льва Лещенко. Пел и сам себе аккомпанировал.
— Родители поддерживали Ваш интерес к музыке?
— Да, они гордились моими первыми детскими успехами, всегда мечтали о том, чтобы я стал профессиональным музыкантом. Поэтому можно сказать, что надежды родителей я оправдал.
Когда я пятнадцатилетнем возрасте стал заниматься фортепьяно у Татьяны Львовны Шустовой, то не только приобрёл профессиональные навыки игры на музыкальном инструменте, но и существенно расширил свой кругозор. Именно она познакомила меня с произведениями Баха, симфониями Бетховена, концертами Чайковского.
После окончания музыкальной школы им. Глиэра по классу фортепьяно, я ещё два года учился в музыкальной школе им. Прокофьева по классу органа. Одновременно поступил в Российскую государственную специализированную академию искусств в качестве вокалиста.
— Когда Вы стали заниматься вокалом?
— Пел я всегда, сколько себя помню. Но серьёзно стал заниматься вокалом в девятнадцать лет, когда у меня проявился тенор. В 2000 году, после трёх лет обучения в Российской Государственной специализированной академии искусств, я перевёлся в Российскую академию музыки им. Гнесиных. Окончил её с отличием в 2003 году как оперный и камерный певец, и педагог вокального искусства. В «Гнесинке» у меня были прекрасные педагоги по вокалу: профессора Н.Н. Шильникова, Н.Ю. Юренева, В.Н. Левко.
— Как сложилась Ваша жизнь после окончания вуза?
— В своей родной школе-интернате я стал преподавателем сольного вокала и руководителем вокальной студии «Орфей» ещё в 1999 году, будучи студентом. И продолжаю эту работу до сих пор. Для меня также важно быть педагогом, как и солистом-вокалистом.
В 1998 году я стал лауреатом международного музыкального фестиваля среди инвалидов по зрению «ТИФЛО-АРТ-6» как пианист и органист. В 2004 году в качестве вокалиста завоевал первую премию на Международном конкурсе людей с ограниченными возможностями здоровья «Филантроп». В том же году мне был вручён приз «за обаяние и артистизм» на международном конкурсе «Романсиада – 2004» в Москве.
Своей карьерой вокалиста я доволен. В настоящее время в моём репертуаре более двухсот произведений. Это оперные арии и романсы русских и зарубежных композиторов, народные песни и пр.
Страницы: 1 2