Самое тяжёлое в слепоте – зависимость от других людей!
Почему Вы так считаете?
Самое тяжёлое в слепоте, в слепоглухоте, да и, наверное, в других видах инвалидности – постоянная, томительная зависимость от других людей. Мне доставляют дискомфорт не физические ограничения сами по себе, а необходимость просить о помощи. Пусть и у самых близких, доброжелательных людей… Но без их помощи не обойтись!
Эту зависимость слепого от зрячего, глухого от слышащего, колясочника от ходячего не способен показать «Мир на ощупь» и аналогичные проекты. Туда люди приходят и с образовательными, и с развлекательными целями, но никакого психологического дискомфорта, характерного для любой инвалидности, они не испытывают. И это нормально!
Инвалидность связана с ограничениями, о которых здоровые люди обычно не задумываются. Съездить куда-то самому, что-то приготовить. Всё это может быть проблематично!
Но для меня есть и другой важный психологический нюанс: слепота – парадоксальным образом! – постоянно мне напоминает о красоте окружающего мира!
Не могли бы Вы пояснить свою мысль? Каким образом слепота может напоминать о красоте того, что Вас окружает?
А мне даже на ощупь ясно, как красиво многое из того, что нас окружает. Возьмём, например, листочки берёзы или клёна, какую-нибудь шишечку в лесу или раковину на берегу моря. Как всё природа сделала красиво и гармонично!
Тактильно знакомясь с окружающим миром, я не могу по-доброму, по-хорошему не завидовать зрячим. Как говорится, белой завистью. В плане постижения красоты им доступно больше!
Зато вполне возможно, что окружающую красоту мне дано ярче воспринимать, тоньше чувствовать, чем многим зрячим согражданам! Например, величие архитектуры я, конечно, не могу в полной мере ощутить. Но те архитектурные детали, которые мне доступны – резные деревянные наличники, благородные мраморные колонны – не могут не радовать и не восхищать!
Вы открыто говорите и об ограничениях, которые налагает инвалидность, и о возможностях, которые, несмотря ни на что, остаются у человека!
Я стараюсь рассматривать обе стороны медали. На самом деле, есть существенные ограничения и значительные возможности. Думаю, что для человека с инвалидностью очень важно добиться успехов в каком-то ремесле, в науке, в творчестве. Слепому надо в чём-то стать лучше зрячего! Тогда он сможет – хотя бы в какой-то мере! – преодолеть ту зависимость, о которой мы с Вами уже говорили.
Что ещё хотелось бы сказать? Я уверена, что всем незрячим людям – мужчинам и женщинам – надо уделять особое внимание своей внешности. Если говорить о прекрасном поле, то это включает в себя макияж, маникюр, разумный подбор косметики и выбор одежды. К мужчинам, как известно, у общества требования немного ниже, но им тоже важно выглядеть опрятно, аккуратно.
Почему Вы считаете, что это для незрячих людей это особенно важно?
Если зрячий человек выглядит неопрятно, неряшливо, то это воспринимается исключительно как его личная особенность, возможно, как отражение каких-то жизненных обстоятельств конкретного человека. Но когда так же выглядит слепой, то его неухоженность, убогость почему-то связываются именно со слепотой.
А, значит, такой «человек на дне» вредит не только себе, не только себя лишает жизненной перспективы, но и невольно наносит ущерб всем товарищам по несчастью. Поэтому пословица «встречают по одёжке, провожают по уму» особенно актуальна для инвалидов по зрению. И первая, и вторая часть этой пословицы!
Мне доставляет большое удовольствие и красивая одежда, и хорошая косметика, и возможность попробовать косметологические процедуры в салоне красоты, сделать модную причёску у парикмахера-стилиста! Конечно, есть и объективные финансовые ограничения, но возможностью наслаждаться этими радостями жизни надо пользоваться! Это тоже способствует внутренней гармонии.
Чтение и сочинительство
Наталья Александровна, в одной из наших прошлых бесед Вы упомянули, что именно чтение, а также сочинительство помогли Вам справиться с теми трудностями, которые на Вас обрушились в течение жизни.
Книги всегда занимали в моей жизни особую роль. Так было уже в первом классе школы. Мне было трудно понять, почему многие дети не любят читать. Это касалось, например, и моих зрячих сестёр, которых маме приходилось усаживать, уговаривать, чтобы они что-то почитали.
Со мной же была другая проблема. Меня надо было от книг «за уши оттягивать». Как научилась читать в первом классе школы, так сразу и полюбила чтение!
Вы ведь сразу учились читать по Брайлю, т.е. рельефно-точечным шрифтом?
Да, конечно. К моменту поступления в школу у меня уже полностью отсутствовали зрительные функции. А в раннем детстве, когда я ещё не умела читать, то очень любила, когда мне читают.
До сих пор запомнила первую детскую книжку, которую я сама прочитала по Брайлю. Это был рассказ Ольги Перовской «Тигрёнок Васька» из её книги «Ребята и зверята», вышедшей ещё в 1925 году. Ольга Васильевна Перовская была известной советской детской писательницей, рассказы которой и сейчас с удовольствием читают.
«Тигрёнок Васька» ‒ очень трогательный рассказ, повествующий о том, как в одном маленьком городке в семье охотника появился тигрёнок. С ним играли и за ним ухаживали четыре сестры, дочери охотника. Тигрёнок стал всеобщим любимцем. На него приходили посмотреть многие жители городка… Но потом он вырос, власти запретили держать тигра в доме.
Ваську посадили в клетку и отдали торговцу животными. Мораль этого рассказа состояла в том, что дикие животные не могут стать домашними, их место – в дикой природе, а не рядом с людьми… Но, конечно, в то время мне, маленькой девочке, было очень жалко и тигрёнка, и четырёх сестёр, которых с ним насильно разлучили.
Я с детства любила чтение и животных. Поэтому уже первая самостоятельно прочитанная книга запомнилась на всю жизнь.
Когда у Вас появился интерес к сочинительству?
В школьные годы у нас была мода вести дневники. Это ‒ полезное увлечение, т.к. оттачивает слог, учит формулировать свои мысли. Потом стала писать стихи. Например, в стихотворении, посвященном маме, есть такие строки:
Мамочка, мамочка, мама,
жизнь и тебя не щадит.
Счастья ты видела мало,
много встречала обид.
Будет метелица злая,
будут капели весной.
Мамочка, мама, родная,
только останься со мной.
Сейчас эти детские строчки как-то для меня по-особому стали звучать, когда мама уже ушла из жизни. А проза увлекла меня, когда уже пересекла двадцатилетний рубеж. И до сих пор пишу с удовольствием!
Маша Данилова и Наталья Демьяненко
Мне запомнилось стихотворение, которым заканчивается Ваша автобиографическая повесть «Душа крылатая». Можно ли полностью процитировать его в нашей беседе?
Это стихотворение мне дорого!
Я мечтала земной красотой насладиться.
Сколько красок вокруг, сколько ярких чудес.
Только тьма налетела, как чёрная птица,
Закрывая крылом взгляд светила с небес.
И остались тогда мне прекрасные звуки:
Шум дождя, птичья трель, звон гитарной струны.
А потом словно злые костлявые руки
Запретили мне их пеленой тишины.
С детства манят меня тайны дальней дороги.
Мне хотелось пешком целый мир обойти.
Но смеялись опять непокорные боги,
Не оставив мне даже тропинки пути.
Но пока силы есть, голос есть обращаться
К вам, далёким и близким, хочу я сказать:
Верьте, люди, в любовь, верьте в жизнь, верьте в счастье!
Оно есть, оно рядом ‒ рукою подать.
От меня поклонитесь дорогам бескрайним,
Облакам и росинке, блеснувшей в луче.
А со мной поделитесь душевным касаньем,
Чудом жить поделитесь рукой на плече…
Какие прекрасные строки: «Верьте, люди, в любовь, верьте в жизнь, верьте в счастье!»
Это моё стихотворение, но в повести «Душа крылатая» речь идёт о литературной героине Маше Даниловой. И стихотворение представлено как её произведение. Это важное уточнение! Поэтому это стихотворение нельзя рассматривать в отрыве от всего произведения. Оно представлено в Интернете. Все читатели, которых этот объёмный текст заинтересует, могут его прочитать.
Все, кто Вас знает, рассматривают повесть «Душа крылатая» именно как автобиографическое произведение. Разве Маша Данилова и Наталья Демьяненко – это разные люди?
Маша Данилова – литературная героиня, а Наталья Демьяненко – живой человек. В этой повести действительно представлены основные вехи моей жизни, в том числе потеря зрения, потеря слуха, потеря способности передвигаться. Но есть и вымысел, как и практически в любом литературном произведении, в том числе документальном.
Где в повести автобиографические эпизоды, а что мной придумано, переосмыслено, изменено – этого я никогда и никому не рассказываю. Должна же быть в художественной литературе какая-то тайна, какая-то загадка!
Да я и сама не всегда понимаю, где кончается личный жизненный опыт и начинается фантазия. Что-то я сама пережила, что-то дофантазировала.
На мой взгляд, «Душа крылатая» — замечательное литературное произведение. Но одновременно оно может быть интересно и специалистам-реабилитологам, всем читателям, которые хотели бы понять особенности жизни человека с инвалидностью.
Не имею ничего против такого подхода! Особенность моей жизни заключается в том, что приходится преодолевать сразу три вида инвалидности: по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату.
Хотя я неплохо приспособилась к нынешней жизненной ситуации, но есть вещи, с которыми до сих пор не могу смириться. Например, мне очень не хватает возможности покататься на обычном велосипеде, крутя ногами педали. Так как это было в детстве и отрочестве. И это доставляло огромное удовольствие!
Вы катались на двухколёсном велосипеде будучи тотально незрячей?
Я каталась вполне самостоятельно и довольно быстро, с ветерком! Конечно, я не выезжала на автомобильную магистраль, не могла ездить на велосипеде в незнакомых местах.
Но кататься по своему двору, по знакомому парку было совсем несложно. И в этом нет ничего удивительного! Без зрения можно зафиксировать в памяти каждую выбоину на дороге, буквально каждый камешек – и это помогает при езде на велосипеде. Кстати, в Интернете, на Ютубе есть немало роликов, где тотально незрячие люди катаются на велосипеде. Поэтому я не являлось исключением.
Не падали с велосипеда?
Падала, конечно. Но, вообще, я росла активной, озорной, шебутной девчонкой. По деревьям любила лазать. На ветках сидеть было хорошо. Свежий ветер по-другому ощущается, чем на земле. Можно птичек слушать, аромат листьев вдыхать.
Но однажды я увлеклась. Захотелось повыше забраться. А девчонки, которые внизу стояли, закричали: «Не шевелись! Ветки тонкие! Упадёшь!»
Испугались они за Вас?
Я и сама, честно говоря, тогда испугалась. Вцепилась крепко в ветку, сижу ни жива, ни мертва.
Чем же дело закончилось?
Одна из девочек, моих подружек, позвала из дома своего папу, который пришёл с лестницей, аккуратно поднялся и снял меня с ветки. Живой и невредимой!
Илья Бруштейн
Фотографии автора и из личного архива Н.А. Демьяненко
Окончание беседы в следующем номере газеты «Поле зрение»
Страницы: 1 2