Суть реабилитационной работы с незрячими и слабовидящими состоит в том, что отсутствие зрения или нарушение зрительных функций компенсируется обострённым слухом. Это не значит, что слепые слышат лучше, но они с помощью своих ушей получают гораздо больше информации о мире, чем люди без ограничений.
В реабилитации глухих и слабослышащих огромную роль играет зрение. В жизни слепоглухих всё по-другому. Компенсаторные возможности человеческого организма, к сожалению, не работают таким же образом, как с инвалидами по зрению и по слуху. Именно поэтому слепоглухота – особая группа инвалидности, а не просто сочетание двух недугов.
Если остаток зрения и /или слуха у человека сохраняется, то, конечно, их можно и нужно использовать, чтобы повысить качество жизни, дать новые жизненные перспективы. Но сделать это бывает непросто!
Получается, что слепоглухие – небольшая группа в инвалидном сообществе. Но данная группа делится ещё на пять подгрупп. Каждая из них имеет специфические потребности.
Деление на пять групп, в целом, верное, но всё-таки условное. Жизненная ситуация каждого человека индивидуальна. Она зависит и от возраста, и от предшествующего развития, и от общего состояния здоровья, и от семейного положения, и от материальных условий.
Но есть и общее для всех без исключения групп слепоглухих. Люди чувствуют себя оторванными, изолированными от мира. Им сложно общаться с другими людьми, чувствовать свою сопричастность с ними. Это способствует развитию чувства тревожности, а потом и депрессии, а также может привести к появлению или обострению психосоматических заболеваний.
Для всех людей важно чувствовать локоть ближнего. И в горе, и в радости. И в работе, и в празднике. Слепоглухим этой поддержки окружающего мира очень не хватает. Кроме того, с этой тяжёлой инвалидностью человеку трудно реализовать себя, воплотить свои мечты.
Проблемы присутствуют и у людей, которые живут в семьях, получают хороший уход и вроде бы ни в чём не нуждаются. Но многие из них очень редко покидают свои квартиры. Фактически они заперты в четырёх стенах.
На семейных праздниках и торжествах слепоглухие нередко оказываются в вынужденном одиночестве, если они сидят за общим столом, но из-за своих ограничений не могут участвовать в общем разговоре. Получается, что весь праздник сводится для слепоглухого к еде и питью. В этой ситуации совершенно естественно возникает чувство обиды и неудовлетворённости.
С начала двухтысячных годов в стенах Регионального Центра библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан Вы начали регулярно проводить мероприятия для слепоглухих читателей. Как и почему Вы занялись этой работой?
Наша библиотека всегда была связана тесными узами с Удмуртской республиканской и Ижевской местной организацией Всероссийского общества слепых. Будучи библиотекарем, я стала замечать, что на обычных мероприятиях для читателей слепоглухие люди не могут присутствовать. По разным причинам. Во-первых, для них нужны особые средства коммуникации, о которых я говорила выше. Может потребоваться индивидуальный тифлосурдопереводчик, т.е. человек, осуществляющий перевод дактильной азбукой или жестовым языком «рука в руку».
Во-вторых, часто людям сложно добраться до библиотеки. Книги они могут получить на дому (и плоскопечатные книги, и рельефно-точечные, и звуковые), но для участия в мероприятии нужен сопровождающий. В-третьих, в работе с этими людьми необходим системный подход. Не имеет никакого смысла «для галочки» провести какое-то мероприятие. Необходимо работать на регулярной, постоянной основе. Только так можно получить реабилитационный эффект и, вообще, не обмануть ожидания людей.
Я посоветовалась с руководством библиотеки и с товарищами из ВОС, рассказала о своём желании работать со слепоглухими, помогать этим людям. Меня поддержали. Регулярные мероприятия для слепоглухих читателей включили в план работы Регионального Центра библиотечного обслуживания. Без каких-либо бюрократических формальностей.
В каждом мероприятии всегда участвуют несколько тифлосурдопереводчиков. Один специалист всегда находится рядом с выступающим (докладчиком). Он переводит для тех, кто может воспринимать жесты глазами. Ещё несколько тифлосурдопереводчиков работают по системе «рука в руке». С незрячими слабослышащими и слабовидящими слабослышащими коммуникация осуществляется с помощью голоса. Но в этом случае также важно задействовать тактильные ощущения. Например, при посещении музея используются муляжи и макеты, образцы тканей и т.д. Экскурсия обычно включает в себя экспонаты, с которыми можно знакомиться кончиками пальцев.
Вероятно, в бюджете библиотеки не предусмотрены средства для оплаты тифлосурдопереводчиков и сопровождающих. Кроме того, проведение самих мероприятий также сопряжено с расходами. Как решались и решаются эти вопросы?
Эти расходы всегда оплачивались из спонсорской помощи. И почти всегда нам удавалось найти финансирование. С 2004 года нас регулярно поддерживало Общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», авторитетная общероссийская общественная организация.
В 2014 году был создан Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». По всей стране, во всех городах, где проживает значительное количество слепоглухих, появились досуговые центры для данной категории инвалидов. Один из них стал работать при Региональном Центре библиотечного обслуживания. Мне поручили его возглавить. Конечно же, теперь организационные и финансовые вопросы решаются гораздо легче.
Но мы и раньше справлялись и не теряли оптимизма! До возникновения фонда «Со-единение» единственной общенациональной структурой, которая занималась проблемами слепоглухих, было Всероссийское общество слепых. Разумеется, эта работа велась и ведётся не в ущерб другим группам инвалидов. Но в ВОС всегда особенно внимательно относились к тем, кому приходится тяжелее всего: тотально незрячим, одиноким людям, слепоглухим и т.д.
Когда возник фонд «Со-единение», то значительная часть досуговых центров и других проектов помощи слепоглухим стало возникать именно при организациях ВОС и специализированных библиотеках для слепых и слабовидящих. В этом плане пример Ижевска не является уникальным.
Сколько сейчас слепоглухих проживает в Удмуртии?
В Ижевске более ста человек. По всей Удмуртии – около трёхсот. Это те люди, которых выявил фонд «Со-единение» во время переписи. Вполне возможно, что реальное число в полтора-два раза больше. Вроде бы для региона с населением в несколько миллионов человек – это совсем немного. Но если подумать о конкретных людях, которые живут в темноте и тишине и для которых каждая прогулка, каждый поход в лес или на речку, является важным событием, то цифры статистики воспринимаются по-другому. Важно сделать лучше жизнь каждого человека.
Любовь Геннадьевна, позвольте задать Вам несколько личных вопросов. Ваша многолетняя работа со слепоглухими связана с Вашей личной жизненной ситуацией?
Со слепоглухими я чувствую глубокую, неразрывную связь. Мы скованы одной цепью. Я – одна из них. Поэтому эта реабилитационно-просветительская работа не может завершиться. Она – неотъемлемая часть моей жизни.
Расскажите, пожалуйста, об основных вехах Вашей биографии.
Я родилась в Удмуртии, в деревне Зянтемошур Игринского района. По национальности – удмуртка. Программу первого и второго класса освоила в нашей деревенской школе. Сидела на первой парте из-за плохого зрения. Но в обычной школе учиться не смогла. Поэтому меня направили в интернат для незрячих и слабовидящих детей в селе Якшур-Бодья.
Это было непростым решением и для меня, и для родителей. Мне нравилось учиться и жить в интернате, но очень скучала по дому. А интернат находился от дома далеко. Меня забирали только на летние и зимние каникулы. Мобильных телефонов тогда не было, стационарная телефонная связь тоже была малодоступна. Простые люди в деревне не имели домашних телефонов. Выручали обычные бумажные письма. Я их посылала домой. И с нетерпением ждала ответа.
Думаю, что моя последующая работа в специализированной библиотеке связана именно с пребыванием в интернате.
Все мы родом из детства.
За долгие годы погружаешься в мир незрячих и слабовидящих людей, в их проблемы и радости. Кстати, в то время в Удмуртии, в селе Якшур-Бодья существовала только неполная средняя школа для слепых и слабовидящих. А последние два класса я провела в специализированной школе-интернате в Свердловской области, в селе Пышма. Эта школа-интернат считалась и считается одной из лучших в стране. Поэтому мне повезло, что старшие классы прошли именно там. Знания давались крепкие!
Почему Вы решили стать библиотекарем?
Я всегда любила читать. Хотелось приобщить к чтению окружающих, в том числе незрячих людей. После окончания школы поступила в Ижевске в Республиканский культурно-просветительский техникум на библиотечный факультет. После окончания учёбы стала работать в Региональном Центре библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан. В то время это была самостоятельная структура – специализированная библиотека для слепых и слабовидящих.