Город, который тебя слышит

Илья Овсянников
— Илья, расскажите, пожалуйста, как Вы стали пользоваться системой «Говорящий город»? Какой опыт Вы приобрели?
— Пользователем «Говорящего города» я стал в конце 2015 года. Я не буду говорить пафосных слов, что этот проект изменил мою жизнь. Но, во всяком случае, эта система делает передвижение по городскому пространству более удобным и комфортным.
Я могу спокойно войти в автобус, троллейбус или трамвай, которые мне нужны. Могу сделать это самостоятельно, без помощи зрячих пассажиров. На абонентское устройство или на смартфон приходит информация о том, какой вид транспорта подошёл к остановке (номер и направление движения). После этого я активирую звуковой маячок, расположенный над входной дверью транспортного средства. Это позволяет быстро найти нужную дверь.
— Почему для Вас важно войти в общественный транспорт самостоятельно, без помощи других людей?
— Помощь других людей – это замечательно! Но проблема заключается в том, что эту помощь порой бывает трудно получить. Или она будет оказана ненадлежащим образом. Обычно на каждую автобусную остановку приходят транспортные средства с различными маршрутами. И для маломобильного пассажира бывает утомительно и неловко постоянно спрашивать находящихся рядом людей о том, какой автобус подошёл.
На остановке может, вообще, не быть пассажиров. Или, наоборот, там оказывается очень много людей, возникает толкучка, эмоциональное напряжение. В этой ситуации бывает довольно сложно обращаться за помощью.
Кроме того, незрячим людям бывает довольно трудно оценить, кто находится рядом с ними и обратиться к конкретному человеку. Очевидно, что мы не можем установить зрительный контакт. Некоторые люди с инвалидностью по зрению владеют искусством межличностной коммуникации, у других – возникают сложности. Поэтому техническое устройство, которое чётко и достоверно передаёт необходимую информацию, является очень полезным.
Конечно, можно стоять на остановке и говорить на повышенных тонах, «кричать в пустоту». Но это всё-таки не выход! Мне думается, что «Говорящий город» стал частью инфраструктуры по созданию доступной среды или, как сейчас модно говорить, универсального дизайна. «Говорящий город» ‒ это город, который тебя слышит, который готов тебе помочь и проявляет гостеприимство ко всем жителям и гостям.
— Нередко на автобусных и троллейбусных остановках можно наблюдать, что общественный транспорт останавливается не строго на остановке, а на несколько метров дальше от неё. Или, наоборот, не доезжая до нужного места.
— В этих случаях «Говорящий город» как раз и помогает. С помощью звукового маяка я могу войти в автобус или троллейбус, даже если они находятся на некотором расстоянии от остановки. А без этой системы, действительно, могут возникнуть трудности из-за того, что транспортное средство остановилось в неположенном месте.
— Как Вы используете «Говорящий город» на стационарных объектах?
— Большое значение имеет функция включения озвучивающей программы светофора в ночное и вечернее время. Т.е. с помощью смартфона или абонентского устройства пользователь может заставить светофор «заговорить», когда он отключён. Это очень удобно!
Система «Говорящий город» помогает не только войти в нужное здание. Она ведёт по хитросплетению коридоров к нужной двери. Если, несмотря на голосовые подсказки, человеку всё равно трудно самостоятельно ориентироваться в здании, то он может с помощью «Говорящего города» пригласить помощника из числа сотрудников организации, где установлено оборудование.
Эта система работает аналогично оборудованию, установленному в транспорте. Не только пользователь может «распознать» нужный объект, он также будет услышан. Табло покажет, что в здание – торговый центр, больницу, музей и т.д. – хочет войти «особый» посетитель и ему нужна помощь. Таким образом, «Говорящий город» может помочь и при самостоятельных передвижениях, и при взаимодействии со службами сопровождения.
— Что мешает активному внедрению «Говорящего города»?
— Чем больше объектов будет оснащено этой системой – и средств транспорта, и стационарных объектов – тем удобнее она станет, тем больше людей станут ею пользоваться. В настоящее время некоторые незрячие, обращающиеся к нам, отказываются от «Говорящего города» именно потому, что нужные им городские объекты и средства транспорта этой системой пока не оснащены. Внедрение происходит, хотя и медленнее, чем хотелось бы.
— Как Вы стали сотрудником группы компаний «Спецтехноприбор»?
— У меня был опыт реализации ряда Интернет-проектов. Я занимался копирайтингом, рекламой. Осенью 2017 года обратил внимание на то, что работа с социальными сетями у «Спецтехноприбора» идёт довольно странно. Группы в различных Интернет-платформах, посвящённые этому проекту, представляли собой «сборную солянку». Там публиковалась различная информация о незрячих и слабовидящих людях, не имеющая никакого отношения к сути проекта.
Я предложил изменить концепцию работы с социальными сетями. Руководство компании одобрило эти предложения, и меня приняли на работу. Теперь в группах, посвящённых «Говорящему городу», идёт речь исключительно об этом проекте. Но в разных аспектах. Мы объясняем особенности работы оборудования и «голосовых подсказок» т.е. текста, который слышат абоненты.
— Почему «голосовые подсказки» нуждаются в обсуждении?
— Например, вблизи входа в поликлинику расположено дерево. Вроде бы оно находится в стороне от пешеходной дорожки. Но если незрячий человек чуть-чуть от дорожки отклонится, он может в это дерево врезаться, пораниться ветками. Возникает вопрос: нужно ли сообщать об этом дереве в «голосовой подсказке»? Подобные вопросы мы обсуждаем в нашей группе.
— Вроде бы ответ очевиден: необходимо сообщать о любом возможном препятствии…
— На самом деле «голосовые подсказки» должны быть чёткими и лаконичными. Их нельзя перегружать излишней информацией. Поэтому каждое информационное сообщение проверяется и перепроверяется на точность, эффективность и достоверность. Сообщить о стоящем сбоку дереве нужно только в том случае, если оно представляет реальную опасность.
Ещё один вопрос, который вызвал интерес в Интернет-группе: особенности использования «Говорящего города» с помощью смартфона и абонентского устройства. Абонентским устройством можно пользоваться, не вынимая его из кармана, что удобно в холодное время года.
— В компании «Спецтехноприбор» Вы занимаетесь только социальными сетями?
— Я также консультирую пользователей, взаимодействую со СМИ, участвую в составлении «голосовых подсказок», тестирую оборудование.
— Каким Вы видите будущее «Говорящего города»?
— Этот проект не является панацеей от всех бед, но он показывает, что в нашей стране предпринимаются реальные шаги по созданию доступной среды. Хотелось бы, чтобы внедрение системы шло более активно, чтобы она помогала людям с инвалидностью по зрению и другим нуждающимся активнее пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет Северная столица России. Это может стать примером и для других городов и регионов.
Илья Бруштейн
Фотографии и рисунки из архива Л.Л.Аронова
Страницы: 1 2