С 2009 года в Санкт-Петербурге стал реализовываться проект «Говорящий город». Речь идёт о системе радиооповещения, позволяющей людям с инвалидностью по зрению более комфортно передвигаться по городу, самостоятельно пользоваться общественным транспортом, посещать социальные, культурно-массовые и любые другие учреждения. Также система может быть полезна для горожан, которые вынуждены пользоваться инвалидными колясками, и ряда других групп населения.
Создателем (главным конструктором) «Говорящего города» стал бывший офицер Северного флота, изобретатель, генеральный директор группы компаний «Спецтехноприбор», вице-президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей и просто неравнодушный человек Леонид Львович Аронов. Наш корреспондент побеседовал с ним о проекте, ставшем делом его жизни.
Также состоялась встреча с менеджером группы компаний «Спецтехноприбор» Ильёй Овсянниковым. В возрасте семнадцати лет из-за травмы во время проведения частного пиротехнического шоу Илья полностью потерял зрение. В Интернете он известен как видеоблогер, автор собственного канала на YouTube «Strange cook» (Cтранный повар). Впрочем, этот видеопроект посвящён не только кулинарии, а всем аспектам жизни незрячего человека, в том числе и вопросам мобильности. Мы пообщались о личном опыте Ильи в использовании системы «Говорящий город», а также его работе в группе компаний «Спецтехноприбор».
— Леонид Львович, не могли бы Вы рассказать о главных целях проекта «Говорящий город»?
— «Говорящий город» — это не просто акустическая система, помогающая сделать жизнь людей с инвалидностью по зрению более удобной и комфортной. За этим проектом стоит целая философия. К сожалению, современный уровень развития медицинской науки не позволяет полностью победить слепоту, вернуть всем людям зрение. Уверен, что когда-нибудь человечество решит эту задачу!
Но уже сейчас, уже сегодня мы можем существенно повысить уровень мобильности незрячих и слабовидящих людей, дать им возможность передвигаться по городу удобно и комфортно, без посторонней помощи… Как известно, уровень мобильности среди россиян с инвалидностью по зрению очень различается. Некоторые из них ведут активный образ жизни. Но есть и немало сограждан, которые не рискуют выйти из дома без сопровождения.
Немало незрячих и слабовидящих россиян передвигаются по родному городу только по знакомым маршрутам. И число этих маршрутов ограничено. Проект «Говорящий город» предоставляет возможность существенно расширить географию поездок.
Повышение уровня мобильности (при всей важности этой задачи!) – это не самоцель. Самое главное – это создание благоприятной городской среды, повышение качества жизни людей. «Говорящий город» — это шанс начать новую жизнь. Когда пользователи системы говорят мне, что они не выходят из дома без абонентского устройства, – это самая большая награда!
— Каким образом происходит реализация программы?
— Речь идёт о частно-государственно-общественном партнёрстве. Для того чтобы реализовать этот проект, объединились частный бизнес (в лице группы компаний «Спецтехноприбор» и ряда других частных фирм), государственные структуры (региональные и местные органы власти) и общественные организации. Среди общественных организаций ведущую роль взяло на себя Всероссийское общество слепых (ВОС).
— Расскажите, пожалуйста, о технической части проекта.
— Сначала хотел бы остановиться на использовании незрячими и слабовидящими людьми общественного транспорта. Для того чтобы воспользоваться системой, необходимо иметь специальное абонентское устройство, напоминающее телефон. Это устройство человек с инвалидностью может купить или получить бесплатно в рамках благотворительных программ. Во всяком случае, так было до недавнего времени.
С конца прошлого года мы начали внедрение оборудования третьего поколения. Этот процесс должен быть завершён до конца 2021 года. Системой «Говорящий город» можно будет пользоваться, скачав бесплатное программное обеспечение на любой современный смартфон.
Впрочем, возможность использовать абонентские устройства тоже сохранится, т.к. многие пользователи к ним уже привыкли и не хотят переходить на смартфоны, а многие люди смартфонами вообще не пользуются… Итак, незрячий или слабовидящий человек подошёл к автобусной, троллейбусной или трамвайной остановке. Если эта остановка оборудована радиотрансивером, то пользователь на своём абонентском устройстве или на смартфоне получит всю необходимую информацию о том, какие транспортные средства останавливаются на данной остановке, а также, когда можно ожидать ближайшего автобуса, троллейбуса или трамвая с соответствующим номером.
Например, незрячий человек в Санкт-Петербурге подходит к троллейбусной остановке, расположенной рядом с метро «Ленинский проспект». Ему нужно воспользоваться троллейбусом № 45. Система говорящий город сразу же проинформирует его, когда именно подойдёт необходимый троллейбус.
— Это происходит уже сегодня? Или Вы говорите о планах?
— Да, такая возможность уже реализована – например, в Санкт-Петербурге на некоторых остановках трамваев. К сожалению, сегодня мы не можем в большинстве случаев проинформировать пользователя о предполагаемом времени ожидания транспортного средства, так как оборудовано слишком мало остановок… Это вопрос ближайшего будущего.
Зато, находясь на остановке, пользователь получает постоянную информацию о транспортных средствах, которые к этой остановке подходят.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области радиотрансиверами системы «Говорящий город» оснащены более двух тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев. Городской электрический транспорт – троллейбусы и трамваи ‒ в Северной столице на 95% оборудован системой «Говорящий город». Ситуация с автобусами «Пассажиравтотранса» не столь благоприятна. Здесь мы пока достигли только 30% охвата.
— Какая ситуация с коммерческим автотранспортом?
— Пока в коммерческом секторе есть только единичные случаи внедрения системы. Но с муниципальным автотранспортом дело продвигается. «Говорящий город» стали использовать на муниципальных автобусах в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Армавире, Ейске, Геленджике, Сочи, Кропоткине, Новороссийске, Улан-Удэ. Сейчас ведутся переговоры с рядом других городов.
В любом случае, если автобус оборудован соответствующим устройством, то человек автоматически получит информацию о его приближении к остановке и направлении движения. Но это ещё не всё! «Говорящий город» помогает незрячему человеку войти в транспортное средство.
— Как это происходит?
— Абонент, нажав на кнопку, активирует пульт в кабине водителя. Таким образом, водитель видит, что в его автобус хочет войти незрячий человек. Никаких особых действий водителю предпринимать не нужно. От него требуется только проявить внимание и проследить, чтобы посадка прошла благополучно.
Заявив о своём желании войти в автобус, пользователь автоматически активирует звуковой маяк над одной из дверей транспортного средства. Именно этот звуковой маяк помогает войти в автобус, троллейбус или трамвай быстро, самостоятельно и комфортно. Кроме того, имеется возможность, нажав кнопку ещё раз, продлить действие звукового маяка, если человек не успел совершить посадку.
Кстати, система организована таким образом, что водитель всегда чётко знает, кто именно собирается в данный момент войти в его транспортное средство: человек с проблемами со зрением или владелец инвалидной коляски. Дело в том, что эти две группы пользователей получают абонентские устройства с разным программным обеспечением, и эта информация отражается на пульте в водительской кабине.
Если посадку хочет совершить колясочник, то водитель должен обеспечить использование аппарели (передвижного мостика, с помощью которого коляска въезжает в транспортное средство). Очевидно, что незрячим людям аппарель не требуется. Поэтому система «Говорящий город» отражает реальные запросы пользователей.
Также «Говорящий город» помогает на регулируемых пешеходных переходах, где установлены звуковые светофоры. Например, в вечернее и ночное время звуковые сигналы отключаются, чтобы не беспокоить местных жителей. Но пользователь нашей системы может их активировать с помощью своего абонентского устройства. Таким образом, обеспечивается безопасный переход через проезжую часть.
— При внедрении системы Вы столкнулись с какими-либо проблемами?
— Я бы говорил, в первую очередь, не о проблемах, а об особенностях этой системы. Очевидно, что чем больше транспортных средств оборудованы специальными устройствами, тем эффективнее работает проект. Существует и человеческий фактор. В настоящее время водителям в начале каждого маршрута необходимо вручную внести в пульт «Говорящего города» номер маршрута и направление движения. Вроде бы это несложно… Но некоторые водители забывают это сделать или игнорируют свои обязанности.
— Что происходит в этом случае?
— Тогда система даёт сбой. Пользователь получает неверную информацию о маршруте и/или направлении движения. Он может оказаться в «неправильном» транспортном средстве, испытать стрессовую ситуацию.
— Как Вы боретесь с такими проблемами?
— Наша компания вместе с Комитетом по транспорту, Комитетом по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга и другими структурами отслеживает все жалобы. Тоже самое происходит и в других регионах.
При установке оборудования третьего поколения – этот процесс должен завершиться до конца 2021 года – эта проблема будет полностью решена. Теперь мы устанавливаем специальное оборудование не только в самих транспортных средствах, но и на транспортных базах (автобусных, трамвайных и троллейбусных парках). Это позволит автоматически обновлять информация о номере маршрута.
Автобус, троллейбус или трамвай будут выезжать из парка – и автоматически информация о номере маршрута будет передаваться на борт. А в конечной точке маршрута встроенный в оборудование третьего поколения модуль ГЛОНАСС/GPS помогает автоматически ввести новое направление движения. Таким образом, человеческий фактор будет практически полностью исключён из работы системы.
— Система «Говорящий город» применяется не только на транспорте, но и на многих стационарных объектах.
— Нашей системой оборудованы здания, где размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, а также вокзалы, станции метро, поликлиники, аптеки, больницы, школы, вузы, театры, музеи и т.д.
«Говорящий город» позволяет получить информацию об организации, которая находится поблизости. Например, человек хочет войти в поликлинику. Он активирует звуковой маячок и входит в здание. Но это ещё не всё! Находясь в здании, пользователь получает много другой полезной информации, например, о расположении кабинетов, количестве ступенек на лестницах и т.д.
Также происходит и на вокзалах. «Говорящий город» не только помогает войти в здание вокзала, но также изучить его, найти именно то, что нужно на вокзале: камеру хранения, газетный киоск, туалет, выход на перрон и т.д. Для этого используется достаточно много единиц оборудования, которые «ведут» человека внутри здания.
— Каким образом происходит финансирование Вашего проекта?
— Для покупки оборудования для муниципального транспорта и стационарных объектов, находящихся в ведении федеральных, региональных и местных органов власти, используются соответствующие бюджетные средства. Это является частью реализации государственной программы «Доступная среда».
Покупка оборудования для частных объектов, в частности, торговых центров, магазинов, развлекательных учреждений, предприятий общественного питания и сферы услуг происходит за счёт их владельцев.
— По их доброй воле?
— Да. Пока речь идёт о доброй воле. И я очень благодарен за это коллегам и друзьям по предпринимательскому сообществу.
— Может ли незрячий человек бесплатно получить абонентское устройство «Говорящего города», чтобы стать участником проекта?
— На сегодняшний день получить бесплатно абонентские устройства могут только жители Краснодарского края, где это оборудование включено в региональный список технических средств реабилитации.
— Как обстоят дела в Санкт-Петербурге?
— В Северной столице внедрение программы идёт наиболее активно. Но, к сожалению, за счёт бюджетных средств получить абонентское устройство пока нельзя. Наша компания всегда продавала абонентские устройства ниже их себестоимости. Кроме того, часть оборудования распространяется бесплатно (за счёт средств благотворительных организаций).
В настоящее время стоимость абонентского устройства составляет около 8000 рублей. Если кто-либо из незрячих или слабовидящих читателей газеты «Поле зрения» хотел бы стать пользователем системы, но из-за трудных жизненных обстоятельств не может позволить себя потратить эту сумму, то мы постараемся решить этот вопрос.
— Кроме покупки абонентского устройства на Ваших пользователей ложатся какие-либо расходы?
— Кроме замены аккумулятора, как в любом мобильном устройстве, нет. Вообще, мне думается, что стоимость абонентского устройства имеет скорее психологический, а не практический эффект. Всё-таки сумма сравнительно небольшая. Подавляющее большинство людей с инвалидностью могут себе её позволить. Но часть потенциальных пользователей отпугнул тот факт, что от них ожидали каких-то личных вложений. Они думали, что любые реабилитационные программы должны осуществляться бесплатно.
— Почему в Краснодарском крае люди могут бесплатно получить абонентские устройства, а в Санкт-Петербурге, где внедрение системы идёт наиболее активно, это невозможно?
— По сути, это обычное бюрократическое недоразумение. В Краснодарском крае абонентские устройства «Говорящего города» были включены в бесплатный список технических средств реабилитации из-за активной позиции региональной организации Всероссийского общества слепых (ВОС). И чиновники к ней прислушались! В Санкт-Петербурге региональная организации ВОС тоже всегда поддерживала и поддерживает наш проект и способствует его реализации. Но возникли бюрократические проволочки и абонентские устройства не попали в бесплатный список.
Очень надеюсь, что этот вопрос будет решён в ближайшем будущем. Хотя третье поколение нашего оборудование и позволяет его использовать без абонентских устройств, как я уже говорил, для многих людей – особенно среднего и пожилого возраста – они являются более предпочтительными, чем смартфоны.
— Сколько людей в России являются пользователями Вашей системы?
— В Санкт-Петербурге – около 400 человек, всего по стране – около тысячи.
— Почему всё-таки цифры такие скромные?
— Наша главная задача в последние годы состояла в том, чтобы отладить систему, обеспечить качественный сервис для пользователей. Мы не гнались за числом, за «красивыми» цифрами… Зато на сегодняшний день пользователи «Говорящего города» — это боевая команда, члены «неформального клуба». Это незрячие и слабовидящие люди с активной жизненной позицией и высоким уровнем мобильности.
Именно благодаря общественной активности пользователей происходит продвижение и развитие проекта. Люди тратят своё свободное время на рассылку писем в различные государственные инстанции и коммерческие структуры, чтобы оборудование было установлено на том или другом объекте. Без этой поддержки проект просто не мог бы развиваться!
— Как у Вас возникла идея «Говорящего города»?
— Нам в компанию поступил заказ на разработку программного обеспечения для звуковых светофоров. Когда шла работа над этим проектом, то пришло понимание того, что необходимо модернизировать всю систему «доступной среды» в городе. Так возник «Говорящий город».
— Вы не пробовали внедрять эту систему за рубежом?
— Мы представляли этот проект на международных выставках, посвящённых реабилитационному оборудованию и техническим системам. Были беседы с представителями зарубежных обществ инвалидов по зрению. В частности, в Германии и Финляндии. Но, к сожалению, дальше общих разговоров дело не пошло… За рубежом внедрение новых технологий тоже связано с большими бюрократическими проволочками, особенно если необходимо участие государственных и муниципальных структур.
Очевидно, что «Говорящий город» не может быть внедрён только силами бизнес-сообщества. Здесь необходимы совместные усилия бизнеса, государства и общественности. В России в определённой мере у нас это получилось. Но работы впереди ещё очень много!
Страницы: 1 2