— Социальный работник — это подходящая специальность для инвалидов по зрению?
— Отличная специальность! В социальных службах жизненно необходимы люди, которые сами имеют инвалидность. Они могут прекрасно понять своих товарищей по несчастью. Незрячие и слабовидящие люди успешно осваивают самые разные специальности. Они становятся массажистами, программистами, юристами, музыкантами, преподавателями…
— С какими трудностями парни и девушки могут столкнуться во время учёбы?
— Специальные школы дают достойное образование. Их выпускники готовы к учёбе в вузах и колледжах. Проблемы обычно возникают в психологической сфере. Порой преподавателям и сокурсникам не хватает деликатности и чувства такта… Например, во время учёбы на факультете иностранных языков одной незрячей девушке преподаватель заявила, что она якобы никогда не сможет освоить фонетику английского языка, так как не способна работать с зеркалом.
Девушке, лишённой способности видеть с самого рождения, это заявление показалось обидным и дискриминационным… Мне пришлось вмешаться в эту ситуацию. По согласованию с преподавателем я присутствовала на занятиях по английской фонетике. Задача состояла в том, чтобы словами объяснить студентке то, что она не способна увидеть в зеркале. Кстати, по первой специальности я — преподаватель английского языка, поэтому эта задача была мне по силам.
— Работа с зеркалом действительно необходима для того, чтобы на профессиональном уровне изучить иностранный язык?
— Это важная часть процесса обучения, которая, к сожалению, недоступна для незрячих. Но зато слепые и слабовидящие люди часто бывают очень музыкальными. Они способны на слух освоить особенности иноязычного произношения, мелодию иностранного языка.
— Как складываются отношения между незрячими и слабовидящими студентами и их «глазастыми» сокурсниками?
— Здесь далеко не всё благополучно… Часто контакты ограничиваются только вопросами учёбы. Вне стен вуза парни и девушки практически не встречаются. Очень печально, когда инвалиды не проявляют активной жизненной позиции, а ждут инициативы со стороны зрячего окружения. Наверное, активность должны проявлять обе стороны. Инвалиду по зрению, который во время учёбы подружился со своими сокурсниками, будет потом гораздо легче найти работу. Это важный опыт социальных контактов.
Инклюзивное образование. За и против
— Хотел бы спросить Вас о развитии инклюзивного образования…
— Высшее и среднее специальное образование у нас и так является инклюзивным: в вузах и колледжах все учатся вместе. В сфере среднего образования я отдаю предпочтение специальным школам. Там созданы условия для успешного обучения детей и подростков с глазными патологиями, работают квалифицированные специалисты. Кроме того, в специальных школах образуются детские коллективы. Мальчишки и девчонки находятся «среди своих». А в коллективе зрячих детей они могут оказаться «на особом положении», на отшибе…
— Каждому незрячему или слабовидящему ребёнку в обычной школе, наверное, потребуется индивидуальный тьютор-ассистент…
— А нужно ли школьнику постоянно находиться под опекой тьютора? Думаю, гораздо разумнее посещать специализированные школы. Там, кстати, проводится много индивидуальных занятий. В специализированных школах найден удачный баланс между опёкой и самостоятельностью.
В каждом конкретном случае необходимо учитывать имеющиеся медицинские ограничения. Очевидно, что интеграции детей с патологией опорно-двигательного аппарата происходит гораздо легче, чем детей с нарушением зрения.
Для инвалидов-колясочников необходимо обеспечить условия для передвижения по школе, но саму школьную программу менять не нужно. А у моих подопечных свой путь к знаниям, свой путь к познанию мира. Этот путь не лучше и не хуже, чем у зрячих. Но он другой.
— Что происходит в том случае, если родители детей-инвалидов по зрению, несмотря на рекомендации специалистов, настаивают на их обучении в массовой школе?
— В соответствии с действующим российским законодательством все дети-инвалиды имеют право обучаться в обычных массовых школах. Последнее слово остаётся за родителями. Разумеется, очень важно знать мнение и самого ребёнка.
Таким образом, происходит так называемая «спонтанная инклюзия». Даже если наш Центр диагностики и консультирования направляет ребёнка в специальную школу, родители могут не согласиться с этим решением и настоять на его обучении в массовом учебном заведении по месту жительства.
— Что Вы думаете об этом явлении?
— В принципе я тоже являюсь сторонником инклюзивного образования. Уверена, что в долгосрочной перспективе всё больше детей с особыми потребностями будут учиться вместе со своими относительно здоровыми сверстниками. Но необходимо учитывать следующие факторы. Во-первых, массовые российские школы пока, в основном, не готовы к адаптации «особенных» детей. У них нет для этого ни специалистов, ни оборудования, ни разработанных методик.
Во-вторых, говоря о развитии инклюзивного образования, необходимо не разрушить имеющуюся систему специальных школ, в том числе и школ для слепых и слабовидящих. В этих школах накоплен огромный опыт образования и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И этот опыт необходимо сохранять и развивать.
В-третьих, родители и опекуны детей должны понимать, что направление в специальные школы даётся после глубокого и всестороннего изучения возможностей каждого ребёнка. Я бы рекомендовала родителям прислушаться к нашим рекомендациям.
— Почему родители порой протестуют против направления их сыновей и дочерей в специальные школы?
— Здесь играют роль соображения престижа. Многим папам и мамам приятнее, когда их дети посещают массовые школы, а не специальные учебные заведения… Но в этом вопросе важно руководствоваться не родительскими амбициями, а интересами ребёнка.
— Является ли инклюзивное образование единственной формой интеграции детей-инвалидов в общество их относительно здоровых ровесников?
— Огромное значение имеют внешкольные мероприятия, совместное участие в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах и т.д. Таким образом, зрячие учащиеся смогут познакомиться с достижениями своих «особенных» ровесников. Они будут испытывать к ним не жалость, а уважение.
Этот загадочный «восьмой вид»
— Сима Григорьевна, хотелось бы спросить Вас о так называемых «классах восьмого вида».
— Как известно, в России действует довольно много специальных коррекционных школ «восьмого вида». В Советском Союзе их называли «вспомогательными школами». Речь идёт о школах для детей с нарушениями умственного и психического развития. Эти нарушения настолько серьёзны, что не позволяют ребёнку справиться с обычной школьной программой.
Незрячие и слабовидящие дети, имеющие подобные проблемы, направляются в специальные «классы восьмого вида», действующие почти во всех школах для инвалидов по зрению. То есть обычная школа «восьмого вида» в данном случае не подходит. Необходима комплексная реабилитация, учитывающая и зрительные возможности, и особенности умственного и психического развития ребёнка.
— Не секрет, что в самих школах для незрячих и слабовидящих детей отношение к детям со сложной структурой нарушений неоднозначное…
— Вы подняли важную проблему! Среди инвалидов по зрению, в том числе и детей, имеется много предрассудков в отношении товарищей по несчастью, имеющих умственные и психические нарушения.
Необходимо проводить с учащимися разъяснительную работу, объяснять им, что мальчишки и девчонки, обучающиеся в «классах восьмого вида», ничем не отличаются от них самих. Просто им приходится тяжелее, чем остальным. Нельзя превращать учащихся «восьмого вида» в изгоев!
— Вы много общаетесь с этой категорией школьников…
— Я всегда с удовольствием посещаю подобные классы. Да, эти учащиеся не способны освоить в полном объёме школьный курс математики или физики, но они обладают другими талантами. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре, в овладении социально-бытовыми навыками.
Проблемы в умственном и психическом развитии совсем не означают, что дети не способны к обучению. Они активно и успешно развиваются.
Недавно у меня произошёл примечательный случай. Одна из выпускниц «класса восьмого вида» вышла замуж за незрячего парня, которого я лично знаю и время от времени общаюсь с ним по работе. Молодая женщина знала о нашем знакомстве. Она специально позвонила мне и попросила, чтобы я ни в коем случае не сообщала её супругу, что она обучалась в «классе восьмого вида»…
— Чего опасалась молодая жена?
— Девушка боялась, что её муж может посчитать её умственно отсталой и перестанет уважать, советоваться с ней… Поэтому она и скрыла от него факт своего обучения в «особом» классе. Нам всем, к сожалению, не хватает толерантности! Необходимо понимать, что девушка может, к примеру, не осилить школьную программу, но стать хорошей женой и матерью… В любом случае учащиеся и выпускники «особых» классов достойны деликатного и уважительного отношения.
Найти своё место в жизни
— В конце нашей беседы хотел бы попросить Вас поделиться своими мыслями о реабилитации незрячих и слабовидящих людей. В каких случаях можно говорить об успешной интеграции инвалидов по зрению в общество?
— Об успешной реабилитации можно говорить тогда, когда человек нашёл своё место в жизни. Хотела бы в этой связи упомянуть замечательную супружескую пару: Мария Миркина и Максим Грехнёв. Оба они являются инвалидами первой группы по зрению. Максим — тотально слепой. У Маши имеется небольшой остаток зрительных функций. Они были моими учениками во время работы в Санкт-Петербургской школе для слепых и слабовидящих детей. Там я в восьмидесятые годы преподавала английский язык.
Потом Маша закончила филологический факультет Санкт-Петербургского университета, Максим — исторический факультет. Они создали прекрасную семью. Стали родителями двух очаровательных дочек. Сейчас Сонечке — три года, а Лизочке — шесть месяцев. Маша и Максим стали успешными преподавателями. Оба работают в Санкт-Петербургской вечерней школе для инвалидов по зрению. Маша преподаёт русский язык и литературу, Максим — историю.
У нас сложились дружеские отношения. Я неоднократно бывала у них в гостях. С Машей мы обмениваемся кулинарными рецептами. Максиму повезло, что его жена — хорошая хозяйка! Эти молодые люди успешно справляются и с ролью родителей, и со служебными обязанностями, и с бытовыми делами.
— Сима Григорьевна, благодарю Вас за интересный рассказ! Успешная реабилитация инвалидов по зрению становится возможной в том числе и благодаря Вашей деятельности и работе Центра диагностики и консультирования. Хотелось бы пожелать Вам дальнейших успехов в этом благородном деле!
Илья Бруштейн
Фотографии автора
Страницы: 1 2