Массаж: искусство, ремесло, наука
Каким образом сама Ирина Ивановна Николаева увлеклась массажем? Как пришла к этой профессии?
— В 1974 году я окончила Ленинградское медицинское училище № 8 по специальности «медицинская сестра». До 1985 года работала в городской больнице имени Урицкого. Кстати, в училище массаж нам не преподавали. Мне уже тогда это казалось неправильным. Думается, что этот предмет должен стать неотъемлемой частью и среднего специального, и высшего медицинского образования.
В 1986 году И.И.Николаева поступила на биологический факультет Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена (сейчас – Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена). В 1992 году получила диплом преподавателя биологии, химии и анатомии. В том же году стала преподавать анатомию студентам Специального отделения Санкт-Петербургского медицинского техникума № 2. С 1993 года – ведёт занятия по массажу. В 2010 году назначена руководителем отделения.
— Я стала осваивать массаж с 1988 года, будучи студенткой педагогического института. В то время в стране активно шла перестройка, развивалось кооперативное движение, стали возникать различные платные образовательные курсы. Я пошла на платные занятия по массажу. Понравилось! Потом посещала другие курсы, училась у различных массажистов, читала методическую литературу… В общем, к моменту окончания института стала профессиональной массажисткой.
Ещё в студенческие годы у Николаевой появились первые частные клиенты. Она стала специализироваться на детском массаже, на работе с грудничками, родившимися с патологией. Ирина Ивановна и сейчас продолжает заниматься массажной практикой. Она считает, что преподавать массаж может и должен только практикующий массажист, который передаёт собственный опыт, а не просто пересказывает материал учебников и методических пособий.
«Для меня массаж – это одновременно искусство, ремесло и наука, — поясняет И.И.Николаева. – Например, далеко не каждый массажист способен правильно провести избирательный постинсультный массаж. А ведь от него, во многом, зависит процесс реабилитации! С помощью массажа у больных, перенесших инсульт, восстанавливается правильная работа мышц, а значит – работа конечностей. Кстати, это вид массажа недаром называют «избирательным». Массажисту нужно знать, какие мышцы следует расслаблять, а какие – тонизировать. Главное, ничего не перепутать, чтобы не нанести вред больному!»
Ирина Ивановна подчёркивает, что врачебный принцип «Не навреди!» в полной мере относится и к массажистам. При кривошеи, диспозиции тазобедренного сустава у новорожденных и ряде других заболеваний жизненно важно не упустить время. У родителей маленьких пациентов нет возможности оценить профессиональную квалификацию массажиста. Руководители лечебных учреждений тоже не всегда могут и хотят организовывать инспекции и проверки. Поэтому главным критерием оценки работы массажиста становится его собственная совесть.
Без дипломатических способностей не обойтись!
Я попросил Ирина Ивановну поделиться какими-либо случаями из педагогической практики.
— Не секрет, что инвалидность по зрению нередко сочетается с другими сопутствующими заболеваниями. Некоторые из этих заболеваний препятствуют работе массажиста. Или существенно эту работу осложняют. Например, несколько лет назад у нас учился незрячий юноша с поражением центральной нервной системы, вызывающем контрактуру – значительные ограничения движения суставов, отсутствие возможности полностью согнуть или разогнуть руку… Откровенно говоря, с таким диагнозом мы, вообще, не должны были принимать его на учёбу. Но у парня было страстное желание овладеть профессией массажиста, огромное трудолюбие. Он упорно боролся с последствиями своей болезни, старался адаптировать распространённые массажные техники в соответствии со своими возможностями. И у него всё получилось! Теперь его пациенты даже не догадываются о том, что у их массажиста не только отсутствует зрение, но и наличествует дефект суставов.
Заведующая отделением также обратила внимание, что будущим массажистам нужно учиться быть деликатными и дипломатичными.
— Некоторым выпускникам техникума не удаётся «ужиться» на рабочем месте, хотя они являются вполне грамотными и добросовестными специалистами. Но им, к сожалению, не хватает дипломатических способностей. Массажисты должны понимать, что они являются помощниками врачей, но не имеют право комментировать их действия. Ни в коем случае нельзя озвучивать пациенту свои сомнения в правильности назначенного ему лечения! Такие случаи приводят к конфликтам между массажистами и лечебным персоналом.
Хотела бы работать в структуре ВОС
Во время посещения техникума мне хотелось побольше пообщаться со студентами. Ольге Васильевне Кононовой 47 лет. Она инвалид второй группы по зрению, больна диабетом. В 1987 году окончила Ленинградский энергетический техникум. В течение десяти лет работала секретарём в офисе энергетической компании. Из-за ухудшения зрения любимую работу пришлось оставить.
Но Ольга Васильевна не упала духом. Сидеть дома она не стала. Бралась за любую работу: трудилась приемщицей в химчистке, менеджером в службе знакомств, распространителем рекламной продукции… «Самое главное для меня – быть среди людей, не сидеть на месте, узнавать что-то новое. В этой и заключается мой рецепт успешной реабилитации», — поделилась своими мыслями О.В.Кононова.
Хочет ли она после окончания техникума работать массажистом? «Честно говоря, нет. Но это совсем не значит, что я учусь спустя рукава и занимаю чьё-то место. Я влюбилась в массаж, считаю его важнейшей частью мировой культуры… С удовольствием провожу сеансы массажа для друзей, родственников, товарищей по местной организации Всероссийского общества слепых… Это для меня хобби, а не будущая профессия!»
Скоро О.В.Кононовой предстоит покинуть стены техникума. Какой опыт она здесь приобрела? Чему научилась? «О своей учёбе я могу сказать только одним словом – ЧУДО. Это чудо – в 45-47 лет снова стать студенткой, учиться вместе с парнями и девушками, которые тебе в дети годятся! Энергия юности заряжает. Я почувствовала себя на двадцать лет моложе! И мой пример отнюдь не является исключением. В техникуме учатся люди самых разных возрастов. Мы прекрасно ладим друг с другом».
Ольга Васильевна отметила, что помимо навыков массажа, для неё важны и полезны знания по медицинским предметам, основам педиатрии, терапии, хирургии и т.д. «Теперь я гораздо лучше понимаю свой организм, своё состояние здоровья».
Есть ли у Кононовой профессиональные планы? «Мне бы хотелось работать в одной из структур Всероссийского общества слепых. Общественная работа в ВОС занимает меня в течение многих лет. Думаю, что могла бы быть полезна нашему обществу и в качестве штатного сотрудника».
Я знаю, что могу помочь людям!
О.В.Кононова пришла учиться для расширения кругозора, приобретения нового жизненного опыта… У большинства студентов мотивация иная. Они хотят стать профессиональными массажистами, а не просто массажистами-любителями. «Я знаю, что могу помогать людям, быть им полезен – это главный вывод после двух с половиной лет учёбы», — утверждает Руслан Геннадьевич Абдин.
Руслан родился в 1977 году. Окончил торгово-экономический техникум. Работал в различных коммерческих организациях. В 2008 году после автомобильной аварии полностью потерял зрение: произошла отслойка сетчатки.
— Наступившая слепота в одно мгновение изменила мою жизнь. Раньше я жил самостоятельно. После потери зрения переехал к маме, в город Гатчину Ленинградской области. В течение первого года после произошедшей трагедии мне ничего не хотелось делать, находился в глубокой депрессии…
Однажды мама Руслана вспомнила, что её бывшая одноклассница Л.В.Шайнюк является секретарём Гатчинской местной организации Всероссийского общества слепых, и обратилась к ней за помощью. Людмила Васильевна встретилась с Русланом, стала приглашать его на различные мероприятия, проводимые в его родном городе. «Я понял, что незрячие люди тоже могут жить полноценной жизнью, самостоятельно ориентироваться в городской среде, работать по специальности, заниматься спортом, весело проводить время…»
В 2010 году Абдин поступил в Санкт-Петербургский медицинский техникум и стал активно заниматься гиревым спортом. «У меня дома стоят две чугунные гири по 16 килограммов каждая. Тренируюсь ежедневно по два часа. И так радостно и спокойно на сердце становится!»
Руслан научился самостоятельно добираться от родительского дома в Гатчине до техникума. Освоил и много других маршрутов. «Стараюсь прислушиваться к звукам проезжающих машин, к шуму ветра, запоминать ориентиры… В первое время мне было тяжело ходить одному, потому что я постоянно вспоминал свою прошлую жизнь, переживал из-за утраченного зрения… Но теперь я уже привык, и считаю своё нынешнее состояние совершенно нормальным и естественным. В любом случае человек может прожить достойно и благополучно».
Руслан рассказывает о практике, которую он проходил в детском санатории для больных ДЦП, расположенном в посёлке Комарово Курортного района Санкт-Петербурга. «И родители, и дети, и руководство санатория отзывались о моей работе очень доброжелательно. Особенно приятно, что с помощью массажа мне удалось улучшить самочувствие наиболее тяжёлых пациентов, прикованных к инвалидной коляске…»
Молодой человек хотел бы после окончания техникума работать детским массажистом. А ещё он думает об участии в соревнованиях для спортсменов-гиревиков. Надеется скоро начать жить отдельно от мамы: хочет снять отдельную квартиру. В общем, у Руслана много планов. Общаясь с ним, создаётся впечатление, что парень слов на ветер на бросает. Всё у него должно получиться!
Уже в начальной школе решила стать массажистом
«Уже в начальной школе я знала, что стану массажистом. Наверное, это случилось во втором или в третьем классе», — рассказывает Наталья Спиридонова. Она родилась в 1990 году в Великом Новгороде. С 1998 года по 2006 год училась в Санкт-Петербургской школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей имени К.К.Грота. С 2006 года по 2010 год продолжила обучение в аналогичном учебном заведении своего родного города.
«На одном из уроков наша учительница начальной школы стала увлечённо рассказывать о Санкт-Петербургском медицинском техникуме, где незрячие и слабовидящие люди получают профессию массажиста. Мне очень понравился этот рассказ, и дома я сообщила всем родственникам, что тоже стану массажисткой. Меня все поддержали. Можно сказать, что выбор профессии был сделан окончательно и бесповоротно».
У Натальи имеется крошечный остаток визуальных возможностей. «Я могу различить основные цвета, отделяю свет от тьмы, могу видеть силуэты крупных предметов… Это большое богатство, которое я очень ценю. Вот, мой муж Максим – тотально незрячий с рождения, для него не существует ни света, ни темноты».
Наталья вышла замуж в двадцать лет. За прошедшие два года она ни разу не пожалела о раннем замужестве. «Я всегда мечтала о том, чтобы полюбить человека один раз – и на всю жизнь. И в лице Максима нашла мужчину своей мечты». Её супруг учится в Санкт-Петербургском Политехническом университете. Молодая пара живёт отдельно от родителей, снимает жильё.
Главное увлечение Наташи – её любимая кошка редкой породы «плюшевый экзот». Как говорит девушка, «это самая красивая, умная и ласковая кошка на свете!» Ещё героиня нашей статьи, как и многие её ровесницы и ровесники, любит проводить время в Интернете и общаться в социальных сетях.
Что самое трудное для Натальи Спиридоновой в работе массажиста? «Мне нелегко массировать полных, грузных людей… Дело в том, что сама я маленькая и худенькая. Но мне хотелось бы стать детским массажистом, и с этой проблемой во время работы сталкиваться не буду».
Будущий детский массажист знает много сказок. И собирается рассказывать их своим маленьким пациентам. А ещё Наталья отмечает, что учёба в медицинском техникуме, изучение сестринского дела обязательно поможет ей в уходе за собственными детьми, когда они у неё появятся. Наталья и Максим, как и большинство молодых пар, мечтают о продолжении рода. Вот только учёбу нужно сначала закончить…
Страницы: 1 2