Автор: Илья Бруштейн
Фотографии автора
В 1991 году в Санкт-Петербургском медицинском техникуме № 2 открылось Специальное отделение для инвалидов по зрению, дающее возможность получить специальность массажиста незрячим и слабовидящим людям. В советское время овладеть этой профессией люди с ограниченными визуальными возможностями, проживающие на просторах огромной страны, могли только в Кисловодском медицинском училище в Ставропольском крае. Конкурс в это учебное заведение был огромным. Многие способные и трудолюбивые абитуриенты не проходили жёсткий отбор и были вынуждены разочарованными возвращаться в родные края, расставшись с мечтой о заветном дипломе… В начале девяностых годов по примеру Кисловодска специальные отделения для подготовки массажистов стали создавать и в других российских городах, в том числе в Северной столице.
Востребованная специальность
В техникум корреспондент газеты «Поле зрения» приехал по приглашению заведующей Специальным отделением для инвалидов по зрению Ирины Ивановны Николаевой. Она работает здесь уже двадцать лет. В начале нашей беседы мой собеседник попросила не употреблять в материале выражение «учащийся техникума», встречающееся во многих журналистских статьях.
«В настоящее время в России средние специальные учебные заведения по уровню подготовки приблизились к вузам. Наши питомцы являются СТУДЕНТАМИ, а не учащимися и хотят, чтобы к ним обращались именно так», — подчеркнула И.И.Николаева. В настоящее время обучение в Специальном отделении проходит в общей сложности 90 человек: 33 студента на первом курсе, 20 – на втором, 37 – на третьем. Из них 20 человек являются полностью незрячими, 70 будущих массажистов – слабовидящие.
«Когда обучение незрячих и слабовидящих людей профессии массажиста происходило только в Кисловодске, ситуация была просто катастрофическая…, — рассказывает И.И.Николаева — Во-первых, мест категорически не хватало. Во-вторых, далеко не все незрячие люди из дальних регионов имели возможность приехать на учёбу в Ставропольский край. Тогдашний руководитель Кисловодского медицинского училища Николай Иванович Чаплыгин стал обращаться к своим коллегам-директорам из медицинских учебных заведений, а также в органы государственной власти с предложениями распространить опыт обучения массажу инвалидов по зрению на другие регионы. Его призыв был услышан. Специальные отделения открылись не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Омске, Владивостоке и других городах».
Директором Санкт-Петербургского медицинского техникума № 2 в то время была Евгения Алексеевна Родина. Именно она стала инициатором создания Специального отделения. Кстати, почти все его преподаватели проходили стажировку в Кисловодском медицинском училище.
Ограничений по возрасту для поступающих в техникум не существует. Здесь учатся и семнадцатилетние выпускники школ, и люди, уже успевшие отметить полувековой юбилей. Все иногородние студенты за символическую плату обеспечиваются общежитием.
«Главной отличительной чертой профессии массажиста я считаю её востребованность, — подчёркивает И.И.Николаева. — Восемьдесят процентов выпускников Специального отделения находят работу по специальности». Тема востребованности приобретённых знаний и навыков, ситуации на рынке труда постоянно звучала в беседах с преподавателями и студентами техникума.
В последние годы значительное число выпускников школ для инвалидов по зрению стали поступать в высшие учебные заведения. Девушки и парни успешно учатся в вузах, приобретают специальности юристов и экономистов, историков и филологов, программистов и бухгалтеров… Но после получения университетского диплома нередко оказывается, что трудиться по любимой специальности человеку с ограниченными возможностями здоровья не суждено.
Проблема трудоустройства, в первую очередь, касается полностью незрячих людей, а также лиц с тяжёлыми формами инвалидности по зрению. Заведующая Специальным отделением рассказывает о многочисленных абитуриентах, решивших стать массажистами уже имея высшее образование. «Их привлекает возможность работать и зарабатывать, не быть обузой для родственников и близких», — рассказывает Ирина Ивановна.
Особо трудная ситуация складывается у тех, кто потерял зрение уже в зрелом возрасте. Таких студентов здесь немало. Не все из них сразу полюбили профессию массажиста… Для кого-то учёба в техникуме стала «вынужденным решением». И всё же большинство студентов с каждым днём занятий всё больше и больше увлекаются массажем, с удовольствием осваивают новые техники.
«Они приходят сюда по воле обстоятельств, повинуясь превратностям судьбы… А в конце концов находят себя в интереснейшем деле. Я уверена в том, что человек не сможет работать массажистом только из-за денег. Это должен быть выбор не только разума, но и сердца», — отмечает И.И.Николаева.
Овладеть искусством нравиться
В процессе учёбы студенты подробно изучают различные виды массажа: оздоровительно-профилактический, точечный, сегментарно-рефлекторный, соединительно-тканный. Особое внимание уделяется детскому массажу (включая работу с грудничками), а также применению массажа при конкретных недугах. Очевидно, что больному ревматизмом требуется иной массаж, чем человеку, пережившему инсульт.
Всего за три года обучения студентам предлагается более 1000 часов практических занятий. Не забывают в техникуме и о теоретических дисциплинах. Здесь изучается анатомия, фармакология, сестринское дело. Студентам преподают основы хирургии и педиатрии, а также инфекционной безопасности.
Обучение студентов Специального отделения практически полностью соответствует программе, предлагаемой их «глазастым» сокурсникам, осваивающим специальность «медицинская сестра / медицинский брат». Правда, курс «сестринского дела» представлен в сокращённом объёме. Из него исключены пункты, которые, по мнению методистов техникума, требуют хороших визуальных способностей. Студентов учат правильно переворачивать больных, ставить им банки, горчичники… Но делать уколы и ставить капельницы им не разрешают.
С другой стороны, некоторые предметы преподаются в расширенном объёме. Например, курс «психологии» включает в себя темы, связанные с психологической реабилитацией инвалидов по зрению, взаимоотношениям относительно здоровых людей и людей с «особыми» потребностями. «Мне представляется, что «психология» является одним из важнейших предметов для будущего массажиста, — подчёркивает И.И.Николаева. – Людям этой профессии необходимо овладеть искусством нравиться, устанавливать психологический контакт с пациентами. Но при этом необходимо сохранять чувство собственного достоинства».
Что означает «искусство нравиться» применительно к незрячим и слабовидящим массажистам? Это способность забыть о собственных проблемах, собственной инвалидности и полностью эмоционально сконцентрироваться на делах и заботах пациента. Большинство людей связывают с массажем позитивные ассоциации. Массаж – это расслабление, спокойствие, чувство гармонии. Соответственно и сам массажист должен выглядеть умиротворённым и счастливым.
Страницы: 1 2