Интервью с Еленой Ивановной Деминой, старшим преподавателем НОЧУ ДПО «АМОиО» г. Москвы, врачом-офтальмологом высшей категории
— Елена Ивановна, готовясь к интервью с Вами, я нашла интересные данные опроса, проведенного Левада-центром на тему «Самые уважаемые профессии в России»: врачей уважают 55% респондентов и не уважают 8%, учителей — соответственно 48% и 4%, ученых — 41% и 1%.
Вы — врач по профессии и многие годы занимаетесь педагогической деятельностью. Престижно ли в нашей стране быть врачом, чтобы всю жизнь учиться, а затем и всю жизнь учить?
— Я окончила Свердловский государственный медицинский институт в 1975 году, сначала работала в детском стационаре, поскольку моя основная специальность — «педиатрия». С 1981 года — в офтальмологии, с конца 1984 года — в контактной коррекции. С тех пор в медицине произошли огромные изменения: очень многие люди занимаются бизнесом в медицине. Есть люди, и их не-мало, для которых важно — принести пользу, помочь человеку. Коммерческие медицинские центры, к сожалению, не всегда обеспечивают тот уровень качества, на который рассчитывают пациенты. Сейчас наблюдается процесс возвращения пациентов в государственные лечебные учреждения. Современная статистика дает цифру: на сегодня в России 39% людей трудоспособного возраста не посещали офтальмолога в течение 3-5 лет. Цифра — удручающая.
Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что престиж профессии еще ПОКА сохраняется, хотя доброе имя врача «подмочено» некачественным оказанием медицинских услуг.
Из своей практики скажу, когда приходит пациент, и ты ему оказываешь помощь в рамках своих функциональных обязанностей, многие пациенты остаются тебе ОЧЕНЬ благодарными, потому что они достаточно редко встречают человеческое понимание.
— Вы упомянули некачественное оказание медицинской помощи. В чем Вы видите причину — недорабатывает высшая школа, и докторам не хватает профессиональных знаний и умений, или при должной подготовке не хватает человеческих качеств: сострадания, порядочности, в конце концов…
— Прежде всего, нельзя жить без стандартов — в этом я абсолютно уверена. Оказание медицинской помощи должно быть четко прописано в стандарте, и врач обязан неукоснительно его соблюдать. С другой стороны, есть доктора, которые ощущают себя вершителями судьбы пациента. Пациент это чувствует, он испытывает скованность, закомплексованность, а ведь он болен и пришел к доктору за помощью. Да, доктор даст необходимые рекомендации, выпишет лекарство, но пациент, выйдя за дверь кабинета, понимает, что опять остался один на один со своей болезнью.
— Пациент, часто оставшись неудовлетворенным визитом к врачу, лезет в интернет и начинает самолечение, более того, порой начинает учить врача. Что с этим можно поделать?
— С этим ничего не поделаешь. Совсем недавно все дружно ринулись в интернет и «вооруженные знаниями» приходили к доктору. Сейчас ситуация стала меняться в лучшую сторону: если врач квалифицированно обоснует свои рекомендации, пациент, безусловно будет их выполнять. Хотя часто приходится выслушивать точку зрения пациента по поводу его состояния, методов лечения. При этом я не перебиваю, не возражаю и, естественно, провожу консультацию так, как считаю необходимым. Конечно, в определенной степени нас выбивает из колеи телевизионная реклама различных лекарственных препаратов, но пациенты, как правило, все-таки спрашивают мнение доктора о тех или иных препаратах. Если речь идет о каких-то сложных случаях, они, прежде всего, идут к врачу.
— Вы провели условную параллель между качеством оказания медицинской помощи и медицинскими стандартами.
Во времена СССР понятия «стандарты» в медицине не существовало, однако люди, как мне кажется, были более удовлетворены работой докторов. Как бы Вы это прокомментировали?
— В те годы существовало понятие «объем обследования», это касалось каждого заболевания. Он не был таким узким, как современный стандарт и, если можно так выразиться, более «лояльным». Если доктор сумеет обосновать, что для постановки диагноза ему необходимо выполнить, предположим, 7 пунк-тов из 10, то с него никто не спрашивал о невыполнении оставшихся 3-х. В современных стандартах часто можно встретить достаточно узкий перечень оказания медицинских услуг. Приходит больной к терапевту, а врач обязан следовать стандарту. Доктор понимает, что ему надо посмотреть одно, другое, третье, но сам он назначить обследования не может — в стандарт они не включены — тогда он отправляет пациента к узкому специалисту.
У того — тоже свой стандарт, превысить который он не может ни на пункт, хотя в определенной ситуации может возникнуть необходимость, например, в анализе, а в стандарте его нет. Вот, в чем сейчас заключается проблема. А объем обследования в свое время был и в стационаре, и в поликлинике.
— Елена Ивановна, Вы сейчас больше врач или педагог?
— Конечно, я все-таки больше — врач. Когда я впервые стала читать лекции (это был 1999 год) в Уральской государственной медицинской академии по контактной коррекции и оптометрии, почувствовала, что получаю от этого настоящее удовольствие. Опять же рано или поздно обязательно наступает время, когда ты хочешь поделиться своими знаниями, опытом. Замечательно, что у меня такая возможность есть. Я чрезвычайно рада, что работаю в такой школе, где практикуется академический подход и уровень преподавания очень высок. Работая со слушателями, ничего не оставляю «про запас», отдаю все, что знаю и приобрела с опытом.
— Елена Ивановна, расскажите, пожалуйста, о своей работе в Академии.
— Программа в Академии очень продуманная, подход, как я уже говорила, академический, мы не практикуем «рекламных» лекций. Обучение носит очень интенсивный характер: Александр Владимирович Мягков таким образом перестроил программу, что, помимо курса лекций, много внимания уделяется практическим занятиям.
Учебный день, как правило, делится на две части: утром — теория, вторая половина — практика. Слушателей мы делим на небольшие группы по 6-8 человек, чтобы КАЖДЫЙ слушатель имел возможность усвоить работу с линзами и аппаратурой. Слушатели в конце обучения умеют подбирать все типы мягких контактных линз, владеют навыками работы с различными приборами, и большинство работодателей удовлетворены качеством работы наших выпускников. Что касается производственной базы, у нас своя клиника, и с разрешения пациентов с ними могут работать слушатели. Кроме того, в каждой группе есть люди с проблемами зрения, которым в свое время неправильно подобрали очки или контактные линзы. Все, о чем мы говорим теоретически, подтверждаем на практике с участием самих слушателей, которые выступают в роли пациентов. Академия готовит также и мастеров (их программа отличается от программы подготовки оптиков и оптометристов), в их распоряжении прекрасная оптическая мастерская, где работают суперпрофессионалы.
— Чтобы стать преподавателем Академии, необходимо пройти конкурсный отбор?
— Лично я свой конкурс прошла в 2000 году, когда мы познакомились с Александром Владимировичем. Тогда я еще жила в Екатеринбурге, он выступал с лекцией на одном из семинаров. Я люблю учиться и стараюсь не упускать возможность послушать лекции. Несмотря на субботу и сильный снегопад, поехала на этот семинар. Людей было, к сожалению, не так много. Александр Владимирович, как всегда, блестяще выступил, а после лекции мы с ним нем-ного побеседовали. Я была очень довольна, что приехала. Позже, когда я прилетала в Москву на традиционные февральские оптические выставки, подходила к Александру Владимировичу; мне импонировала его открытость и высочайший профессионализм. Так завязалось наше с ним знакомство. Потом жизнь сложилась так, что я переехала в Москву. Через какое-то время решилась ему позвонить и стала преподавателем. На первых порах понимала, что, поручая мне чтение лекций по различной тематике, Александр Владимирович устраивал мне своеобразный экзамен, и я должна была соответствовать.
Страницы: 1 2