По материалам статьи «Гарольд Ридли и изобретение интраокулярной линзы».
Сэр Николас Гарольд Ллойд Ридли, член Королевского научного общества, кавалер Медалей Галлстрэнда и Гонена (Gullstrand and Gonin Medals). Медаль Гонена, одна из высочайших наград, была вручена хирургу в мае 1994 года в Лазанье (Швейцария). В феврале 2000 года Ридли произведен в рыцари Королевой Елизаветой II. 25 мая 2001 года великий офтальмолог скончался в возрасте 95 лет.
Статья написана в 1994 году на основании литературных источников, общения с коллегами и современниками Ридли, а также многочисленных за последнее десятилетие личных бесед между Гарольдом и Дэвидом Дж. Эпплом.
29 ноября 1949 года английский офтальмолог Гарольд Ридли провел первую операцию по имплантации интраокулярной линзы (ИОЛ). Изобретение Ридли позволило пациентам с катарактой вернуть зрение превосходного качества. Хотел того Гарольд Ридли или нет, изобретение ИОЛ стало тем фактором, который серьезно изменил офтальмологическую практику. Де-факто имплантация искусственного хрусталика на сегодняшний день является наиболее распространенным и одним из наиболее успешных видов операций на глазах. Изобретение Гарольда Ридли привело к созданию целого медико-промышленного комплекса. С точки зрения бизнеса имплантация ИОЛ в сочетании с рефракционной хирургией стали «продуктами», имеющими широчайший спрос на рынке. В Соединенных Штатах экономический эффект этих операций изменил все существующие стандарты медицинской практики.
«Бог дал мне двух великолепных наставников»
Сэр Николас Гарольд Ллойд Ридли (Nicholas Harold Lloyd Ridley) родился в Кибворте, графство Лейцестершир, 10 июля 1906 года. Его мать, Маргарет Паркер, происходила из известной в Чешире семьи фермеров. Отец, Николас Чарльз Ридли, был консультантом- офтальмохирургом в Лестерском Королевском лазарете.
История фамилии Ридли уходит на много веков в прошлое. В 1555 году один из предков Ридли, тоже Николас, епископ Лондона, глава Пемброк-колледжа в Кембридже, был замучен в Оксфорде, преследуемый по религиозным мотивам.
Отец Гарольда был призван на службу в Королевский флот. В 1889 году недалеко от побережья Китая из-за гемофилии он перенес три тяжелых инсульта. В 1892 году Николас Ридли был уволен из военно-морского флота по состоянию здоровья. После выписки его здоровье было слишком слабым для карьеры в общей хирургии, которую он планировал. Тогда он решил заняться офтальмологией, которая требовала меньше физических нагрузок. До получения назначения в Лестерскую больницу в 1896 году он занимал несколько должностей в Королевской Лондонской офтальмологической больнице (Moorfields). Артрит, вызванный гемофилией, был настолько серьезным, что на протяжении многих лет Николас был вынужден выполнять свою работу, в том числе операции на глазах, стоя на костылях и часто испытывая сильные боли. Несмотря на проблемы со здоровьем, Николас Ридли жил и успешно практиковал офтальмологию в Оадби, деревне недалеко от Лестера, в течение многих лет. Он умер у себя дома от кровоизлияния в мозг в 1937 году.
Его сын, Николаc Гарольд Ллойд Ридли, провел свое детство в Оадби. С 1920 по 1924 гг. Гарольд учился в Чартерхаусе, известной школе-интернате. С 1924 по 1927 гг. он обучался в Пемброке, колледже в Кембридже, делая упор на естественные науки (это был эквивалент начального медицинского образования). После успешного завершения учебы в Кембридже в 1927 году Ридли продолжил медицинское образование в клинике Святого Томаса (St. Thomas’, Лондон) и в 1930 году завершил свое базовое медицинское образование.
Получив степень M.D. (Кембридж), он шесть месяцев проработал на скорой помощи , затем в отделении общей хирургии клиники Св. Томаса.
В течение полугода Гарольд Ридли работал в глазном отделении под руководством А. Сирила Хадсона. В июле 1932 года в возрасте 25 лет он получил сертификат FRCS (Королевского хирургического колледжа). Выбор в пользу офтальмологии Гарольд сделал под влиянием отца. Уже в 1930 году молодой врач принял участие в Оксфордском офтальмологическом конгрессе в качестве гостя своего отца. Немалое значение в выборе Ридли имела также и совместная работа с А. Сирилом Хадсоном.
За год своей работы в общей хирургии Ридли сделал 140 неофтальмологических операций. Для надомных хирургов первых лет практики существовал запрет на проведение операций на глазах. Но опыт в хирургии накапливался, Ридли считал Хадсона своим лучшим учителем. «Именно он научил меня проводить экстракапсулярную экстракцию, а он был лучший в Мурфилдсе», – говорил Ридли.
Другим хирургом, оказавшим большое влияние на Ридли во время его работы в глазном отделении больницы Св. Томаса, был Джеффри Дойн. С самого начала своей медицинской карьеры Ридли работал с лучшими глазными хирургами Лондона, набираясь знаний и опыта у каждого из них. Дойн для Ридли стал вторым отцом, помогая и советом и поощрением. Ридли говорил о роли Дойна в своей жизни: «Я хорошо понимаю, как многим я обязан этому человеку, у которого во всем мире не было ни единого врага. Мое будущее могло быть совсем другим без него и без его мудрого руководства. Он был хорошим офтальмологом, достойно выполнявшим свою работу в Мурфилдсе. Хоть он и не стал свидетелем признания моих работ, я искренне надеюсь, что он с удовольствием помогал мне делать первые шаги в офтальмологии. Бог был настолько благосклонен, что дал мне двух великолепных наставников: один, Хадди, был великолепным учителем, но я считаю, что Джеффри Дойн больше помогал и направлял меня».
Из Европы — в Африку, Индию и обратно
Окончив обучение, Ридли временно работал надомным хирургом и анестезиологом в Королевском Лазарете г. Дерби, но желая посмотреть мир, искал возможности получить должность корабельного хирурга. В течение 1933—1934 гг. он успел несколько месяцев отслужить на Балтике и четыре месяца — на Японском море, повторив путь отца, который служил там же в 1884—1885 гг. После этих «приключений» Гарольд по рекомендации Дойна получил полуторагодичную стажировку в ординатуре офтальмологии Мурфилдса в 1934—1935 гг. За 12 месяцев хирургической практики Ридли провел 109 экстракций катаракты. В это время среднее число пациентов, которых он вел, составляло от 30 до 40. На технику его операций в то время повлияла Венская школа офтальмологии. Завершив стажировку, в 1935 г. Гарольд около месяца путешествовал по Вене, Мюнхену и Будапешту. Единственной техникой, которую использовал Ридли все эти 12 месяцев, была интракапсулярная экстракция катаракты (ICCE). Несмотря на то что ему не было разрешено использовать экстракапсулярную экстракцию (ECCE) до тех пор, пока он не стал консультантом, уже в ту раннюю пору Ридли признавал ее преимущества и безопасность.
По воле случая ECCE оказалась наиболее подходящей техникой для имплантации будущего изобретения Ридли – интраокулярной линзы (ИОЛ).
В первые годы Второй мировой войны Гарольд Ридли служил в Гилфорде в Управлении скорой медицинской помощи, где ему пришлось лечить раненых и покалеченных.
В мае 1941 года Ридли получил звание майора медицинской службы Королевских Вооруженных сил и был направлен в Гану. Поначалу это назначение вызвало недоумение Гарольда, так как «Западная Африка находилась очень далеко от эпицентра военных действий, и большой нужды в опытных хирургах там не было». Полтора года, проведенные в Гане, Ридли посвятил изучению тропических заболеваний глаз, в частности, онхоцеркозу. Из Африки Гарольд был направлен в Индию, где и завершил свою военную службу в 1945 году в звании майора.
Ридли вернулся в Лондон, где был необходим его опыт лечения тропических заболеваний. Это был период массового возвращения военнопленных и беженцев, многие из которых страдали слепотой из-за нехватки витамина А.
Среди важнейших достижений в офтальмохирургии ХХ века – внедрение ИОЛ, операционный микроскоп в сочетании с самыми современными микрохирургическими технологиями, витреоретинальные методики, лазерные технологии и рефракционные методики. Большая часть этих достижений явилась результатом исследовательской работы многих ученых, которые пришли к одинаковым научным выводам и оспаривают авторство на эти важнейшие изобретения. Между тем Гарольд Ридли является единственным изобретателем интраокулярной линзы и первым хирургом, имплантировавшим ИОЛ.
На протяжении веков катаракту лечили с помощью различных форм интра- и экстракаспсулярной экстракции. Осложнения и достижение качественной послеоперационной зрительной реабилитации оставались практически неразрешимой проблемой. Классические методы коррекции послеоперационной афакии с помощью очков с толстыми линзами не давали сколько-нибудь удовлетворительного результата, так как очень сильные линзы приводили к визуальным искажениям и, как следствие, в некоторых случаях — к умственным отклонениям. В отличие от контактных линз, которые были изобретены уже в ХХ веке, способы коррекции афакии претерпевали лишь незначительные изменения на протяжении нескольких веков. Безусловно, офтальмологи уже давно поняли, какие огромные преимущества мог бы иметь метод имплантации искусственного хрусталика внутрь глаза. Однако первым, кто смог применить этот метод, стал Гарольд Ридли.
Страницы: 1 2