Д.м.н., заместитель директора по организационно-клинической работе Санкт-Петербургского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова», доцент кафедры офтальмологии № 2 Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Марина Васильевна Гацу.
Д.м.н. М.В. Гацу является одним из ведущих российских специалистов в области патологии сетчатки и применения лазерных технологий в офтальмологии. С 1992 года Марина Васильевна работает в Санкт-Петербургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза», является врачом высшей категории.
Она стала автором 4 патентов на изобретения, 14 рационализаторских предложений и 90 печатных работ. За время работы в МНТК выполнила более двадцати тысяч лазерных операций. Награждена медалью «К 300-летию Санкт-Петербурга».
В сентябре 2012 года назначена заместителем директора по организационно-клинической работе Санкт-Петербургского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова».
— Марина Васильевна, в каждом номере газеты «Поле зрения» мы представляем российских и зарубежных ученых-офтальмологов. Хотелось бы узнать о Вашей жизни, о Вашем пути в науке…
— Спасибо за приглашение выступить на страницах газеты! Я родилась в Ленинграде в 1965 году. Девичья фамилия — Щербакова. Молдавскую фамилию Гацу приобрела после замужества. Мои родители были квалифицированными рабочими. Папе Василию Григорьевичу сейчас 88 лет. Мама Антонина Георгиевна умерла в 2010 году.
Папа в течение 45 лет работал слесарем-наладчиком на аккумуляторном заводе. Он создавал аккумуляторы для подводных лодок. Работу свою очень любил, был активным изобретателем и рационализатором. Его труд был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Мама всю жизнь трудилась на конвейере на предприятии «Волна». Она паяла электронные платы для отечественных телевизоров.
— Вы уже в детстве приняли решение стать медиком?
— В школьные годы я мечтала о двух профессиях: врача и учителя. Причем мне было сложно выбрать между этими двумя сферами деятельности: хотелось заниматься и целительством, и педагогикой… Обе мечты удалось реализовать. Я стала врачом и являюсь доцентом Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. То есть занимаюсь преподавательской работой.
В школе я практически все годы была отличницей. В аттестате о среднем образовании — ни одной четверки. Но почему-то золотую медаль мне не дали… Это была явная несправедливость. В советское время существовали «квоты на медали» для различных городов, различных школ. И в эту квоту я не попала…
— В медицинский институт Вы легко поступили?
— Я поступила в Ленинградский педиатрический медицинский институт (Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет) без всякого блата и без занятий с репетиторами. Вполне хватило школьных знаний.
Кроме того, я занималась в биологическом кружке при городском Дворце пионеров и на Малом факультете Политехнического университета. Малый факультет давал возможность школьникам углубленно изучать математику и физику. Эти занятия тоже помогли при поступлении и дальнейшем обучении в вузе. Педиатрический институт я выбрала не случайно. Мне хотелось лечить детей, помогать им…
— Когда Вы заинтересовались офтальмологией?
— Интерес к офтальмологии возник уже на первом курсе. Я пришла в студенческое научное общество, которое действовало при кафедре офтальмологии. Его научным руководителем был доцент Семен Михайлович Чутко. Работе общества большое внимание уделял и заведующий кафедрой офтальмологии, д.м.н., профессор Анатолий Иванович Горбань.
Вообще, А.И. Горбань сыграл важную роль в моей жизни. Он стал научным руководителем студенческой исследовательской работы, которая была мной подготовлена. В 1987 году он стал первым директором Ленинградского (потом — Санкт-Петербургского) филиала МНТК. Именно он в 1992 году принял меня на работу.
— В одной из наших предыдущих бесед Вы упомянули, что у Вас было две альма-матер…
— Своей второй альма-матер я считаю Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. Уже в конце первого курса я стала работать санитаркой в офтальмологическом отделении Военно-медицинской академии. Потом перешла на должность операционной медицинской сестры. Практически все годы учебы я подрабатывала. Хотелось быть независимой от родителей, почувствовать себя самостоятельной.
Это был важный опыт в моей жизни. Научилась уважать и ценить работу младшего и среднего медицинского персонала. Я не только работала в Военно-медицинской академии, но и училась там… В свободное время была возможность посещать лекции и практические занятия.
Мне очень нравилась творческая, открытая, дружелюбная атмосфера, которая царила в Военно-медицинской академии. Но работа была тяжелая. В то время шла афганская война. Было много раненых с тяжелыми ранениями, с сочетанными травмами…
— Работа в Военно-медицинской академии помогла Вам найти и свое личное счастье…
— Я вышла замуж в 1985 году. В то время мой будущий муж Андрей Федорович был преподавателем Военно-медицинской академии. Он врач-офтальмолог, полковник медицинской службы. Мы познакомились в 1983 году, когда я стала работать санитаркой, была студенткой-первокурсницей и только делала первые шаги в медицине…
Сначала мы общались просто как коллеги. Мне был интересен его профессиональный и жизненный опыт. У нас были совместные ночные дежурства. Я в основном работала по вечерам и по ночам, так как необходимо было совмещать работу и учебу… Пили чай вместе. Потом пришла Любовь. Решили пожениться. В 1986 году родилась дочь Анна.
Сейчас у нас в семье два доктора медицинских наук. Андрей Федорович, также как и я, посвятил свою докторскую диссертацию лазерным технологиям. В настоящее время он возглавляет Лазерный центр Ленинградской областной клинической больницы.
Мой муж — настоящий военный врач. Ему довелось побывать в командировках в горячих точках: в Афганистане, в Чечне… Такой опыт есть у многих сотрудников Военно-медицинской академии. Эти люди проявили себя высококлассными специалистами и патриотами своей страны.
Общение с мужем и его сослуживцами оказало большое влияние на формирование моего характера, жизненной позиции. Мы с Андреем — единомышленники. Наверное, в этом и заключается секрет долгого счастливого брака.
— Как складывалась Ваша профессиональная жизнь после окончания вуза?
— После получения диплома в 1988 году мне хотелось поступить в клиническую ординатуру. Но, к сожалению, такой возможности не было. Ординатуру я прошла только в начале девяностых годов, уже работая в МНТК.
Но меня — без прохождения клинической ординатуры или интернатуры — приняли на работу врачом-офтальмологом офтальмологического отделения Ленинградского педиатрического медицинского института. В то время такая ситуация была возможна. В клинике педиатрического института произошло формирование меня как врача-клинициста. Заложенными в те годы знаниями пользуюсь до сих пор, а с сотрудниками клиники поддерживаю теплые дружеские отношения.
В январе 1992 года стала сотрудником Санкт-Петербургского филиала МНТК. И работаю здесь уже более 20 лет. Сначала я была принята на должность врача-исследователя научно-исследовательской группы. В 1993 году на базе научно-исследовательской группы было создано отделение лазерной хирургии и флюоресцентной ангиографии. Там я работала в качестве врача-офтальмолога до назначения на должность заместителя директора филиала. Создателем и бессменным руководителем отделения является д.м.н., профессор Александр Сергеевич Измайлов.
Меня всегда привлекала научная работа. Еще в студенческие годы довелось подготовить несколько публикаций в серьезных научных изданиях. Вместе с тем занятия наукой никогда не были для меня самоцелью. Мое призвание — быть практикующим врачом. Поэтому меня интересуют те научные темы и направления, которые помогают в практической работе.
— В медицинской науке всегда существовали фундаментальные и прикладные исследования…
— Мой «конек» — это прикладные исследования. Хотя я с огромным уважением отношусь к коллегам, посвятившим свою жизнь фундаментальным разработкам.
— Какие научные проблемы Вы исследовали в кандидатской и докторской диссертациях?
— Кандидатская диссертация «Визоконтрастометрия при патологии глаз у детей» была защищена в 1995 году в Военно-медицинской академии. Научным руководителем был д.м.н., профессор Евгений Евгеньевич Сомов. В то время я уже работала в МНТК. Но готовить диссертацию начала еще во время работы в педиатрическом институте.
Тему я выбрала не случайно. В Военно-медицинской академии проводилось немало исследований по контрастной чувствительности глаза. В частности, этой темой занимался профессор В.В. Волков. Для меня было важно провести аналогичное исследование применительно к детям. В рамках подготовки диссертации были разработаны возрастные нормы показателей контрастной чувствительности глаза. Я составила и апробировала специальные таблицы.
— Чем отличаются исследования контрастной чувствительности глаза у детей и взрослых?
— Это субъективные исследования. Поэтому очевидно, что реакция у детей и взрослых значительно различается. Я занималась детьми от 3 до 7 лет. Именно для этой возрастной группы были разработаны специальные таблицы и особая методика проведения исследований.
После семи лет ребенок, как правило, может реагировать на контрастную чувствительность так же как и взрослый. Принципиальное отличие детских и взрослых исследований состоит в том, что взрослому пациенту (или детям более старшего возраста) предлагается оценить расположение полос на решетке. Эти полосы могут располагаться вертикально, горизонтально или под углом…
Маленьким детям показывать решетки с полосами нецелесообразно. Ребенок просто не поймет поставленного вопроса. Поэтому я разработала специальные таблицы с картинками, доступными для детской психики. На картинках были изображены звездочки, грибочки, машинки.
Это были рисунки разной контрастности. Очевидно, что для ребенка гораздо легче сказать, что он видит звездочку, а не абстрактную решетку. Правда, с внедрением результатов диссертации в широкую медицинскую практику возникли трудности. Но такова участь многих диссертантов.
Страницы: 1 2