Ровно год назад, в октябре 2010 года, было учреждено Российское общество катарактальных и рефракционных хирургов. Миссия Общества – создание благоприятной среды для работы офтальмохирургов, повышение профессионального уровня специалистов, работающих в области катарактальной и рефракционной хирургии, защита их прав, интересов, развитие офтальмологической науки. Один год работы – слишком небольшой срок даже для подведения первых итогов.
Однако говорить о конкретных задачах, которые предстоит решить в ближайшее время и в перспективе – вполне возможно. Президент Российского общества катарактальных и рефракционных хирургов, профессор Владимир Николаевич Трубилин любезно согласился ответить на вопросы газеты «Поле зрения».
Владимир Николаевич Трубилин, руководитель Центра офтальмологии ФМБА России, заведующий кафедрой офтальмологии ФГОУ ДПО ИПК ФМБА России, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, президент Российского общества катарактальных и рефракционных хирургов, член Американской академии офтальмологии, Американского общества катарактальной и рефракционной хирургии и Европейского общества катарактальных и рефракционных хирургов. |
– Владимир Николаевич, очевидно, что Российское общество катарактальных и рефракционных хирургов появилось не на пустом месте. Расскажите, что явилось предпосылкой его создания?
Практически в каждой стране Европы, Азии, Америки есть национальные общества. Существует Европейское общество катарактальных и рефракционных хирургов (ESCRS), Американское общество катарактальных и рефракционных хирургов (ASCRS). При создании Российского общества мы, разумеется, учли опыт многих стран.
Если оглянуться назад и посмотреть, что явилось причиной создания подобных обществ в других странах, то увидим много схожего. На каком-то этапе развития офтальмологии, например, в США, европейских странах, возникло противоречие между представителями старой школы офтальмологии и молодыми хирургами, которые занимались вопросами имплантации искусственного хрусталика, рефракционных операций. Позвольте чуть подробнее остановиться на истории возникновения Американского общества катарактальных и рефракционных хирургов. В начале 70-х годов имплантация ИОЛ делала только первые шаги в Америке, в то время как в Советском Союзе и в Европе операции по удалению катаракты с имплантацией ИОЛ были довольно широко распространены. В августе 1974 года в США было основано Американское общество имплантации интраокулярных линз – AIOIS (American Intra-Ocular Implant Society) для распространения научной информации по этой проблематике. Первым президентом вновь образованного общества был Кен Хоффер.
В 1985 году 90 американских врачей прошли обучение по методике радиальной кератотомии в клинике С.Н. Федорова. Вернувшись домой, они стали повсеместно внедрять эти операции. Новейшая технология интраокулярной коррекции была встречена довольно прохладно со стороны руководителей медицинских учреждений. Молодым специалистам пришлось объединяться, чтобы отстаивать свои интересы. Тогда же и была основана секция рефракционной хирургии, которая вошла в состав AIOIS, общество стало называться ASCRS – American Society of Cataract and Refractive Surgeons (Американское общество катарактальных и рефракционных хирургов). Объединившись, молодые хирурги начали выпускать специализированные журналы, обменивались опытом, получали юридическую помощь, экономическую поддержку с тем, чтобы продвигать свои научные идеи. В одиночку никто бы не справился, не сумели бы развить технологии, которыми мы пользуемся сейчас. Вместе они смогли противостоять косности, которая всегда присутствует в обществе, а тем более в медицине. То же самое происходило и в Европе.
– На Западе общественные организации всегда активно участвовали в жизни общества. Так сложилось исторически.
Роль общественных организаций у нас недооценена, именно общественные организации должны выступать с различными инициативами, заявлять о тех проблемах, которые стоят перед врачами, перед хирургами. Благодаря такой инициативе снизу и должны решаться многие проблемы. Мы же по большому счету привыкли, что кто-то за нас должен принять решение, дать указания. Это происходит на всех уровнях, от министерства до научных институтов и клиник. Поэтому я считаю, что Российскому обществу есть чем заняться.
Смотрите, что происходит. Есть вопросы и проблемы, которые требуют решения, но по непонятным причинам не происходит никаких сдвигов. В частности, амбулаторная хирургия катаракты – очень актуальный вопрос, но он не решается. Еще при С.Н. Федорове все шло в правильном направлении, уже в те годы существовала амбулаторная хирургия. Теперь же мы фактически откатились назад: мы зависим от страховых компаний, которые заставляют нас держать пациентов лишние дни и не оплачивают лечение, если пациент не долежал до установленного срока. У них это называется «незаконченный случай лечения». Казалось бы, это элементарная проблема, которая во всем мире уже решена, а у нас она почему-то стала «камнем преткновения». Во всех частных клиниках России существует амбулаторная хирургия, в Европе это уже стало нормой жизни. Вообще глазных коек в развитых странах практически нет. Терапевтическое лечение, которое у нас проводится в стационарах, во многом – просто симуляция лечения. Все это можно делать в амбулаторных условиях. Многие виды лечения, которые у нас приняты и считаются стандартными, уже давно являются неэффективными. Сейчас настало время доказательной медицины, и ряд методик, которые мы используем, совершенно не отвечают современным требованиям, прежде всего, я имею в виду консервативное лечение. Сколько денег мы можем сэкономить, если пациент не будет лежать в стационаре! Эти деньги можно было бы использовать на закупку оборудования, на повышение зарплаты сотрудников, на развитие новых технологий. Это – очевидный вопрос, который необходимо решать немедленно. Если мы видим, что решения не принимаются, мы должны об этом заявлять в прессе, выступать на конференциях от имени общественных организаций с тем, чтобы соответствующие инстанции рассмотрели этот вопрос и приняли нужное решение.
Хотел бы также напомнить, что попытка создания Российского общества катарактальных и рефракционных хирургов была сделана еще в 2000—2001 годах. Группа наших офтальмологов и, в частности, мы с Игорем Борисовичем Медведевым договорились о том, что в России должно существовать такое общество. Он предложил издавать в стране журнал EyeWorld Россия, а инициатива создать Общество принадлежала мне. Мы начали издавать журнал EyeWorld Россия (вышло, правда, всего несколько номеров), была даже проведена первая конференция в Храме Христа Спасителя. Но позже Игорь Борисович, потерял к этому интерес, ушел в бизнес и посвятил всего себя развитию собственной клиники. Я посчитал, что это неправильно и через какое-то время решил возродить эту идею.
Страницы: 1 2