В апреле 2011 года четвертьвековой юбилей отметил Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова. Наш корреспондент встретился с директором Санкт-Петербургского филиала МНТК, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Л.И. Балашевичем. Леонид Иосифович – человек разносторонних интересов. Поэтому неудивительно, что наша беседа коснулась самых разных тем: от проекта нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» до… коллекции советских фотоаппаратов.
– Леонид Иосифович, что значит для Вас юбилей Федоровского центра?
– Юбилей нашей компании – это и мой личный праздник. Все двенадцать филиалов МНТК в различных регионах России являются одной командой, одной семьей… Прошло уже более десяти лет со времени трагического ухода из жизни Святослава Николаевича Федорова. Он был не только великим офтальмологом, но и выдающимся организатором здравоохранения. Мы помним о нем и продолжаем его дело.
После его гибели наш коллектив возглавил один из ближайших учеников и сподвижников Святослава Николаевича – доктор медицинских наук, профессор Х.П. Тахчиди. С декабря 1986 года по январь 2001 года он был руководителем Свердловского (Екатеринбургского) филиала компании. Под руководством Христо Перикловича организация продолжает успешно и динамично развиваться. А мы, сотрудники филиалов, стараемся поддерживать высокий стандарт МНТК во всех регионах нашей страны. Пациенты могут быть уверены в том, что каждый филиал в равной степени оснащен современным оборудованием, что везде им окажут квалифицированную и своевременную помощь.
– Какие идеи С.Н. Федорова продолжают, на Ваш взгляд, оставаться актуальными в наше время?
– Речь идет, в первую очередь, о принципах организации медицинского учреждения, сформулированных Святославом Николаевичем. На этих принципах был основан МНТК. И они продолжают оставаться актуальными не только для нашей организации, но и для всего российского здравоохранения.
Например, нашему основателю удалось добиться значительной самостоятельности МНТК в решении целого ряда вопросов: штатного расписания, оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала, закупки необходимого оборудования.
Дискуссия по вопросам, которыми активно занимался С.Н. Федоров, продолжается до сих пор. Например, в проекте нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который в настоящее время обсуждается в Государственной Думе, сказано, что «руководитель лечебного учреждения участвует в формировании штатного расписания». Эта формулировка звучит довольно обтекаемо. Фактически, последнее слово в формировании штатного расписания остается за государственными органами…
– Святослав Николаевич был другого мнения по этому вопросу?
– Разумеется. Хочу напомнить, что при основании комплекса С.Н. Федорову были предоставлены небывалые для советского времени полномочия. Руководство МНТК могло самостоятельно определять штатное расписание. Оплата труда врачей и среднего медицинского персонала стала зависеть от интенсивности и качества их работы, от их профессиональной квалификации. Кроме того, наш центр изначально получил право самостоятельно приобретать необходимое медицинское оборудование, в том числе и за рубежом.
– Эти завоевания удалось сохранить до настоящего времени?
– В основном, да. Как правило, руководству МНТК и в Москве, и в регионах удается находить общий язык с контролирующими и надзорными инстанциями. И мы очень благодарны за понимание специфики нашей работы.
Но не секрет, что действующие нормативные акты нередко входят в противоречие с реалиями современной медицины. Т.е. нормативная база отстает от жизни. Об этом много говорит в своих выступлениях известный врач, директор Московского НИИ детской неотложной хирургии и травматологии Л.М. Рошаль. Мне близка его гражданская позиция.
В условиях, когда государство все еще выделяет недостаточно денег на здравоохранение (хотя финансирование ежегодно увеличивается), необходимо предоставить медицинским учреждениям большую экономическую и организационную свободу. Именно за нее всегда ратовал С.Н. Федоров. И жизнь доказала его правоту. Благодаря заработанным средствам МНТК удается регулярно обновлять оборудование, достойно оплачивать труд своих сотрудников, вкладывать деньги в проведение научных исследований, оказывать помощь высшим учебным заведениям медицинского профиля.
Приведу еще один пример: и действующее нормативное законодательство, и проект нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предполагают, что высокотехнологичная медицинская помощь оказывается пациентам именно в стационарах. Т.е. государство обязуется вкладывать деньги в развитие стационарной медицинской помощи и предъявляет к медицинским учреждениям определенные – и довольно жесткие! – требования по организации стационаров.
Но в современной офтальмологии подавляющее большинство операций может и должно проводиться амбулаторно. Нам не нужно финансирование стационаров! Государственные средства необходимо вкладывать именно в организацию амбулаторной помощи.
– А почему происходят такие недоразумения?
– Думаю, никакого злого умысла здесь нет. Наверное, чиновникам и экспертам органов законодательной власти просто не всегда хватает компетентности в различных областях медицины. В настоящее время Санкт-Петербургский филиал МНТК вынужден содержать стационар, хотя в этом нет необходимости. Более приемлемым вариантом была бы обычная гостиница. Но гостиничные услуги клиники оказывать не могут.
– Нередко и пациенты, и чиновники скептически относятся к коммерческой деятельности медицинских учреждений, опасаясь за доступность здравоохранения…
– Обеспечение доступности здравоохранения для всех граждан России вне зависимости от уровня их материальной обеспеченности – важная и актуальная задача. Но доступность здравоохранения не может быть достигнута за счет нищенского денежного содержания врачей, медицинских сестер и санитарок.
За прошедшие 25 лет в клиниках МНТК «Микрохирургия глаза» офтальмологическую помощь получили более 15 миллионов пациентов, проведено более 5 миллионов операций. В Санкт-Петербурге консультационные услуги получили полтора миллиона человек, полмиллиона человек были прооперированы. Цифры за 2010 год тоже красноречивы: 24 000 операций, более 70 000 консультаций. Кстати, наш филиал изначально был рассчитан на 12 000 операций в год.
60% всех операций Санкт-Петер-бургский филиал выполняет в рамках системы Обязательного медицинского страхования (ОМС). Они являются бесплатными для пациентов. Остальные операции люди оплачивают из собственного кармана. Следует учитывать, что, например, рефракционные операции, к сожалению, не оплачиваются в рамках ОМС. Т.е. без коммерческой деятельности лечебных учреждений целый ряд направлений офтальмологии просто не мог бы развиваться.
– Что представляет собой Санкт-Петербургский филиал МНТК? С какими проблемами приходят к Вам пациенты?
– Также как и другие филиалы нашей компании, мы проводим офтальмологические операции при близорукости, дальнозоркости и астигматизме любой степени, глаукоме на всех стадиях, поражениях роговицы, стекловидного тела, сетчатки и зрительного нерва. Также к нам обращаются при внутриглазных опухолях и травмах глазах. Наш коллектив – это 370 человек, которые заняты важной и нужной работой. У нас работают 50 врачей. 7 из них – доктора медицинских наук, 16 человек – кандидаты медицинских наук.
В рамках небольшого интервью невозможно представить все направления деятельности Санкт-Петербургского филиала. Но хотел бы обратить внимание на такой факт. При операциях по катаракте мы имеем 0,5% осложнений. Всего полпроцента. Это очень достойный показатель. Разумеется, мы стремимся к тому, чтобы эта цифра стала еще меньше, а лучше – равнялась нулю.
Газета «Поле зрения» уделяет большое внимание проблемам незрячих людей. Для большинства читателей не является секретом, что одной из самых распространенных причин потери зрения является выраженный сахарный диабет. Эта коварная болезнь приводит к макулярным разрывам, отслойке сетчатки, диабетической ретинопатии.
В нашем филиале работает витреоретинальное хирургическое отделение, которое успешно проводит операции на заднем отрезке глаза. Таким образом, многим больным сахарным диабетом теперь можно помочь. Мы спасаем людей от надвигающейся слепоты, проводим хирургическое вмешательство в тех случаях, которые раньше считались безнадежными.
Среди новых методов диагностики и лечения, внедренных в отделении: факорефракционные вмешательства при аметропиях высокой степени с интраокулярной коррекцией факичными коллагеновыми линзами и искусственными псевдоаккомодирующими хрусталиками. Можно также упомянуть методику факоэмульсификации катаракты через малый разрез с использованием торсинного ультразвука. Еще одна разработка – метод бесшовного оперативного лечения отслойки сетчатки, включающий витрэктомию с тампонадой ПФОС с одномоментной заменой на силиконовое масло или газ.
Отделение возглавляет врач-хирург высшей категории Тамерлан Мелитонович Джусоев. Среди сотрудников отделения – врач высшей категории Ю.В. Тахтаев. Он является одним из ведущих российских специалистов по хирургии катаракты. Юрия Викторовича избрали членом Европейского общества по проблемам хирургии катаракты и рефракционной хирургии, действительным членом Американской академии офтальмологии.
– Не могу не спросить Вас о деятельности отделения лазерной хирургии. Среди Ваших научных интересов – использование аргоновых и диодных лазеров…
– Лазерная хирургия интересует меня уже много лет. Вместе с академиком Жоресом Ивановичем Алферовым мне довелось быть разработчиком первого в России диодного лазера. В 1996 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Создание и изучение эффективности применения аргонового и диодного лазеров при патологии глазного дна». Научные исследования по этой теме продолжаю до сих пор.
В настоящее время отделение лазерной хирургии возглавляет доктор медицинских наук Александр Сергеевич Измайлов. При участии сотрудников отделения был разработан и внедрен в клиническую практику первый отечественный диодный офтальмокоагулятор «Милон». Еще одна «визитная карточка» отделения – не имеющая аналогов в России система цифровой флюоресцентной ангиографии «САРИ» (ТОО «Фирма ЭКОМ»). В сотрудничестве с фирмой «АЛКОМ-Медика» ведутся работы по созданию и модернизации первого в России «зеленого» офтальмологического лазера и диодного офтальмокоагулятора, имеющего три режима работы: лазеркоагуляция, микрофотокоагуляция и транспупиллярная термотерапия. Этот прибор открывает новые перспективы лечения возрастной макулодистрофии и отеков сетчатки макулы.
– Как развивается отделение рефракционной хирургии?
– Хотелось бы подчеркнуть, что именно благодаря Святославу Николаевичу Федорову рефракционная хирургия в России стала массовой. Поэтому для всех филиалов МНТК это направление в офтальмологии продолжает оставаться одним из приоритетных. В нашем филиале руководителем соответствующего подразделения является врач-хирург высшей категории Сергей Александрович Никулин. Отделение оснащено современным и высокопроизводительным лазером «MEL-80» и микрокератомами. Производителем этого оборудования является немецкая фирма «Carl Zeiss Meditec».
Кроме лечебной работы, сотрудники отделения участвуют в научной деятельности филиала, проводя изучение физико-оптических свойств и параметров глаза человека, биомеханических и морфологических свойств роговицы. Они также разрабатывают фармакотерапию послеоперационного периода, исследуют психофизиологические аспекты рефракционной хирургии.
– Санкт-Петербургский филиал участвует в подготовке медицинских кадров?
– Для любого серьезного медицинского учреждения невозможно разделить лечебную, научную и педагогическую деятельность. Эти три сферы теснейшим образом связаны между собой. Наш филиал плодотворно сотрудничает с Санкт-Петербургской Медицинской академией последипломного образования (МАПО). С 1997 года на меня возложены обязанности руководителя кафедры офтальмологии этого учебного заведения. В настоящее время я опекаю 8 аспирантов и 30 ординаторов.
В 2000 году совместно с МАПО и фирмой «Аlcon» на базе филиала был создан первый в России «Wetlab» – Центр практической подготовки хирургов по освоению факоэмульсификации катаракты. Мы очень гордимся этим комплексом, т.к. он позволяет проводить обучение врачей на самом современном оборудовании.
– Многие читатели газеты «Поле зрения» знают Вас лично. Другие – знакомы с Вашей деятельностью по книгам и статьям. И все же хотелось бы напомнить об основных вехах Вашей биографии.
– Я родился 6 февраля 1937 года в городе Рогачеве Гомельской области Белорусской ССР. Отец был призван в армию и погиб в марте 1940 года под Выборгом, во время полузабытой ныне советско-финской войны. А потом началась Великая Отечественная война, немецкие войска заняли всю территорию Белоруссии. Нам с мамой не удалось эвакуироваться. Воспоминания раннего детства связаны с ужасами фашистской оккупации, с сожженными деревнями, с землянками, в которых мы ютились…
– И Вы уже мальчишкой решили в будущем стать военным?
– Да, престиж военной службы в те годы был очень высок. О конкретной военной специальности я в детстве не задумывался, но мечтал стать защитником Родины, одеть военную форму. Ближе к окончанию школы желание стало более конкретным и осознанным – выбрал профессию флотского врача. В 1954 году с золотой медалью окончил среднюю школу и поступил на военно-морской факультет Ленинградской Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Обучение в Академии завершил в 1960 году с золотой медалью и отправился служить на Тихоокеанский флот врачом подводной лодки.
– Когда Вас заинтересовала офтальмология?
– Военные и флотские врачи должны быть универсалами. Особенно это касается врачей на подводном флоте. Но еще в студенческие годы я «заболел» офтальмологией. На четвертом курсе мы стали изучать глазные болезни. Тогда и возникло желание работать именно по этой специальности. В 1964 году желание осуществилось: стал врачом-офтальмологом Камчатской военной флотилии.
С 1967 по 1969 годы вновь учился в Военно-медицинской академии: на факультете подготовки руководящего состава, на кафедре офтальмологии. В дальнейшем получил назначение на должность начальника офтальмологического отделения военного госпиталя Северного флота. В 1983 году – предварительно пройдя все необходимые ступеньки служебной лестницы – стал главным офтальмологом Военно-морского флота СССР, полковником медицинской службы. В 1987 году уволился в запас.
– Почему после ухода с военной службы Вы решили прийти работать в МНТК?
– Меня пригласил на работу тогдашний руководитель филиала Анатолий Иванович Горбань. Он предложил стать его заместителем. Святослав Николаевич Федоров дал «добро» на это назначение. Честно говоря, принял предложение о новом месте работы, не раздумывая. С самого начало было очевидно, что предстоит принять участие в реализации грандиозного, уникального для Советского Союза проекта. В 1994 году А.И. Горбань перешел на другую работу, а меня назначили директором филиала.
– Хотелось бы спросить о Вашем увлечении фотографией, о коллекции фотоаппаратов…
– Фотографией я увлекся в студенческие годы. В дальнейшем этому увлечению способствовала служба в Камчатской флотилии: на Камчатке удивительные пейзажи. Рай для фотографа! Коллекция фотоаппаратов складывалась постепенно. Сейчас в ней более четырехсот экземпляров: различные модели пленочных фотоаппаратов, выпускаемых в Советском Союзе с двадцатых по восьмидесятые годы.
Конструкция фотоаппарата напоминает человеческий глаз. Поэтому неудивительно, что у врача-офтальмолога такое хобби. Кроме того, была такая поговорка: советское – значит отличное! И к целому ряду отечественных фотоаппаратов это высказывание вполне применимо. Уже двадцать лет прошло после распада Советского Союза, а многие выпущенные в те годы фотоаппараты продолжают успешно работать. Другое дело, что пленочная фотография, вообще, сейчас переживает спад. Эта техника уже относится к разряду ретро, также как и, например, граммофоны или пишущие машинки.
– Что бы Вы могли пожелать читателям нашей газеты?
– Пусть поле зрения у читателей газеты «Поле зрения» никогда не сужается, а острота зрения не снижается. Очень надеюсь, что газета будет способствовать плодотворному общению и творческому взаимодействию врачей-офтальмологов из различных регионов России и зарубежных стран.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Перед началом беседы с Леонидом Иосифовичем мне довелось посмотреть документальный фильм «5 миллионов операций!». DVD-диск сохранил кадры торжественного собрания, состоявшегося 1 октября 2009 года в головном офисе МНТК «Микрохирургии глаза» в Москве и посвященного проведению пятимиллионной офтальмологической операции. В мероприятии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Для человека, непросвещенного в этой области, все это выглядит просто как фантастика. За какие-то мгновения люди обретают зрение, возвращаются к жизни, к работе, получают все необходимое для того, чтобы чувствовать себя здоровыми… С каким благоговением мы относимся к труду врачей! Восстановление Богом заданной нормы, восполнение полноты человеческой жизни — благороднейший труд», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви в своем выступлении.
Высший церковный иерарх обратился к врачам Федоровского центра со словами «Дорогие коллеги!». Патриарх Кирилл считает медиков и священнослужителей коллегами: медицинская наука способна исцелить тело, церковь исцеляет душу. Наверное, в этих простых словах – дорогие коллеги! – содержится высшая оценка труда врачей-офтальмологов. Лучше и точнее не скажешь!
24.04.2011
Беседу вел Илья Бруштейн