ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» является одним из старейших медицинских вузов России. Он берёт своё начало от Психоневрологического института, созданного в 1907 году известным психиатром В.М. Бехтеревым. В 1912 году в учебном заведении была основана кафедра офтальмологии. Столетию научного подразделения посвящена научно-практическая конференция «Глаукома: теория и практика», которая пройдёт в Санкт-Петербурге 24-25 февраля 2012 года. Именно исследования проблем глаукомы в течение многих десятилетий занимают особое место в работе кафедры.
На протяжении десятилетий медицинский университет им. И.И. Мечникова неоднократно менял названия. Многие коллеги и пациенты знают его как Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ). Неизменным оставался высокий авторитет вуза в нашей стране и за её пределами. В настоящее время в университете обучаются около 4000 студентов, в том числе 800 из 50 зарубежных стран. Лекции и практические занятия проводятся не только на русском, но и на английском языках.
В вузе 56 научных кафедр, на которых работает более 600 преподавателей. С 1989 года кафедру офтальмологии возглавляет доктор медицинских наук, профессор В.Н. Алексеев. Руководитель кафедры является автором более 300 научных работ, в том числе пяти монографий, имеет патенты на 4 изобретения и 17 рационализаторских предложений. Под его руководством защищены 30 кандидатских и одна докторская диссертации.
Уметь слушать и слышать пациента
Сухое перечисление регалий и научных заслуг не может передать обаяния человека, силы его личности… В последние годы очень популярным стало слово «харизма», употребляющееся к месту и не к месту. Но в отношении Владимира Николаевича это определение вполне уместно. Он действительно человек сильный, яркий, харизматичный, с первых минут общения притягивающий к себе и вызывающий доверие.
Нельзя не упомянуть способность Алексеева простым, доступным языком излагать суть самых сложных медицинских методик и технологий, увлекательно рассказывать о последних тенденциях в офтальмологии. Герой нашей статьи не только успешный учёный и руководитель, но и популяризатор науки.
«Мне думается, что для любого врача и, конечно же, для офтальмолога очень важно умение общаться с пациентом, терпеливо и подробно рассказывать ему о возникших медицинских проблемах и предполагаемых методах лечения», замечает В.Н. Алексеев.
Владимир Николаевич убеждён в том, что одно из необходимых качеств врача – «умение слушать и слышать пациента». И, конечно же, говорить с ним понятным языком, не злоупотребляя медицинскими терминами.
Тема психологической подготовки врача, его коммуникативных способностей заняла значительное место в нашей беседе. Алексеев предостерегает молодых коллег от излишней самоуверенности, высокомерного отношения к пациенту. «Порой у врача складывается впечатление, что он в любом случае способен поставить безошибочный диагноз, а углубляться в путанные разъяснения пациента совсем не к чему… Это опасное заблуждение! Именно в таких случаях часто происходят ошибки, – делится своими размышлениями В.Н. Алексеев. – Например, невнимательный врач-офтальмолог может «прослушать», что пациент упомянул о болях в коленях… И эта халатность не позволит своевременно диагностировать и начать лечить увеит».
Тяжёлые диагнозы оставляют «зарубки на сердце»
Владимир Николаевич опровергает расхожее представление среди пациентов, что с течением времени врачи душевно грубеют, становятся равнодушными к чужой боли, работают «на автомате». Во всяком случае, это мнение не относится к значительной части наших сограждан, давших в молодости клятву Гиппократа.
«Конечно же, тяжёлые диагнозы оставляют «зарубки на сердце». Пропустить через себя чужую боль, проявить искреннее сострадание – это тоже часть (и очень важная часть!) нашей профессии», – поясняет Владимир Николаевич.
Что значит для моего собеседника «тяжёлый диагноз»? Что он вкладывает в эти слова? «Любой диагноз, при котором врач-офтальмолог не может помочь в той мере, на которую рассчитывает пациент… Любой диагноз, при котором врач осознаёт ограниченные возможности современной медицины…»
В качестве примера Алексеев упомянул ретинобластому – злокачественную опухоль глаза, развивающуюся преимущественно в детском возрасте. При значительном объёме опухоли возможно только хирургическое вмешательство – удаление глаза. Драматичность ситуации усугубляется тем, что через некоторое время опухоль может поразить второй глаз. Юному пациенту приходится смириться с ампутацией органов зрения и полной слепотой…
«Мы выбрали профессию офтальмолога, чтобы спасать людям зрение. Если это по каким-то причинам не удаётся – возникает очень тяжёлая психологическая ситуация не только для пациента, но и для врача».
Помочь победить болезнь
По мнению Алексеева, немалые психологические сложности для врачей доставляет работа с больными, страдающими сахарным диабетом. «Диабет сам по себе является тяжёлой болезнью, связанной со значительными ограничениями и особым образом жизни. Впрочем, люди, больные диабетом, с этими проблемами обычно справляются… Но когда наступают офтальмологические осложнения, это нередко полностью «ломает» пациентов, приводит к глубокой депрессии. Больные диабетом сталкивают и с резким ухудшением зрения в результате кровоизлияний, и с постепенным его падением в результате диабетической ретинопатии», – делится своим опытом В.Н. Алексеев.
Владимир Николаевич убеждён в том, что помочь победить болезнь может только сочетание офтальмологической и психологической помощи: «Принципиально важно желание пациента сохранить высокое качество жизни. Опыт показывает, что при одних и тех же диагнозах и объективных показателях люди очень по-разному оценивают состояние своего здоровья и свои физические возможности… Думаю, что опытный врач может не только правильно организовать процесс лечения, но и помочь пациенту мобилизовать внутренние возможности своего организма».
Во время нашей беседы зашла речь и о психологических проблемах больных глаукомой. «Мой опыт показывает, что при глаукоме людям легче сохранить привычный образ жизни, чем при диабетических осложнениях. После выявления глаукомы многие пациенты находятся в очень подавленном состоянии, но с этой ситуацией можно довольно быстро справиться».
Алексеев обращает внимание, что, по статистике, глаукома только в двадцати процентах случаев приводит к инвалидности по зрению. В большинстве случаев при правильном лечении и соблюдении рекомендаций врача пациентам удаётся сохранить достаточно хорошее зрение до глубокой старости.
Как красив человеческий глаз!
Невозможно было не спросить Владимира Николаевича о его пути в медицине. Почему была избрана эта профессия? Как пришло решение стать офтальмологом?
– Мой прадед Василий Фёдорович Алексеев был известным военным врачом, участником Крымской войны 1853—1856 годов. Ещё в детстве я знал, что именно на его руках скончался знаменитый адмирал Павел Степанович Нахимов… 28 июня 1855 года флотоводец был смертельно ранен в Севастополе. Двое суток прадед сражался за его жизнь. В нашей семье всегда гордились тем, что о прадеде рассказывает один из стендов в петербургском Военно-медицинском музее… Впрочем, не могу сказать, что именно это обстоятельство побудило меня поступать в медицинский институт. Всё-таки большинство вчерашних школьников ещё не могут осознанно выбрать специальность. И я не был исключением.
Алексеев родился в Ленинграде в 1945 году. Ему довелось учиться в созданной в 1948 году 213-й ленинградской школе. Это была первая в стране средняя школа с углублённым изучением английского языка. Её создание санкционировал лично Сталин.
– Школа считалась «элитной». Её можно назвать «дитём холодной войны»: отношения с Америкой после 1945 года резко ухудшились и требовались люди, в совершенстве знающие «язык врага», с детства говорящие на нём. Среди выпускников нашей школы – целый ряд разведчиков, в том числе и разведчиков-нелегалов… Но мои школьные годы пришлись уже на годы хрущевской оттепели. И атмосфера в школе, и школьная программа стали гораздо более мирными.
Владимир Николаевич говорит, что ему до сих пор помогают школьные знания английского языка, а также «оксфордское произношение», постановке которого уделялось большое внимание.
– Такие предметы, как зарубежная география, зарубежная история, зарубежная литература полностью велись на английском языке. Происходило погружение в языковую среду. У нас преподавали профессора и доценты Ленинградского университета.
После окончания школы в 1962 году Владимир поступил в Первый Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова. С 1968 по 1970 год обучался в клинической ординатуре этого вуза. В 1970 году стал аспирантом кафедры офтальмологии Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (так в то время назывался Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова). Почти вся его дальнейшая жизнь – вот уже более сорока лет! – связана с этими стенами: аспирант, ассистент кафедры, доцент, профессор.
– Офтальмология заинтересовала меня уже в первые студенческие годы. Но я не был уверен, что именно эта область медицины станет моей профессией. Решение пришло на последнем курсе обучения, когда надо было выбирать профильную клиническую ординатуру… Взглянул в щелевую лампу и осознал удивительную, манящую красоту человеческого глаза. Как красив человеческий глаз! Именно его исследованию я решил посвятить свою жизнь.
Владимир Николаевич подчёркивает, что для каждого врача его область медицины является самой интересной и самой важной. Но его радует уважение и признание, которое вызывает профессия офтальмолога и в профессиональной среде, и в обществе.
– Глаза – зеркало души. Это выражение кажется банальным, но оно не утратило своей актуальности. Офтальмолог не просто «заглядывает» в зеркало, а «вглядывается» в него. Он может рассмотреть в этом таинственном зеркале гораздо больше, чем обычный человек… Всё-таки офтальмология – особая профессия! Для меня она всегда была и остаётся таинством. Чем дольше я изучаю человеческий глаз, тем глубже понимаю, что мы все находимся только в самом начале пути… Глаз таит в себе ещё много загадок, сюрпризов и неожиданностей.
Страницы: 1 2