Илья Бруштейн
Фотографии Ильи Бруштейна и из архива благотворительного фонда «Дом слепоглухих»
Читатели нашей газеты уже знакомы с Еленой Валерьевной Федосеевой, незрячим реабилитологом, общественным деятелем, спортсменкой, руководителем благотворительного фонда «Дом слепоглухих». Эта организация не только координирует работу «Дома слепоглухих» в деревне Пучково, в Троицком муниципальном округе Москвы, но и помогает сотням людей со всей страны с одновременными нарушениями зрения и слуха.
Среди подопечных «Дома слепоглухих» есть и «тотальники», т.е. люди, полностью лишённые двух главных «каналов коммуникации» с внешним миром. Но у большинства всё-таки имеется остаток зрения и/или слуха, которые можно использовать в реабилитационной работе.
Е.В. Федосеева пригласила корреспондента газеты «Поле зрения» приехать в Пучково, чтобы на месте познакомиться с работой «Дома слепоглухих». Кто-то из подопечных живёт здесь постоянно, кто-то приезжает на несколько недель, чтобы получить новые знания и навыки, пообщаться с людьми, находящимися в похожей жизненной ситуации.
Встреча на Святой земле
Рассказ о «Доме слепоглухих» был бы невозможен без упоминания Храма Казанской иконы Божьей матери в Пучково. Директором реабилитационного центра является иерей этого храма о. Лев Аршакян. Ещё до принятия священного сана, начиная с 1998 года, этот православный подвижник помогает слепоглухим людям.
Во время паломнической поездки на Святую землю, в Израиль, состоялось знакомство Льва Владимировича – тогда ещё не священнослужителя, а мирянина – со слепоглухим учёным Сергеем Алексеевичем Сироткиным и его супругой Эльвирой Кипчаковной Шакеновой. Эта поездка была последним желанием Э.К. Шакеновой, которая знала, что у неё диагностировано онкологическое заболевание в поздней стадии, возможности медицины уже исчерпаны и времени на земле осталось немного.
Но Эльвира Кипчаковна (после крещения она приняла имя Татьяна) в последние месяцы жизни думала не о себе, а о судьбе своего мужа после её неминуемого ухода. Познакомившись с Львом Владимировичем, она сразу восприняла его как друга, светлого, доброго, искреннего человека. На Святой земле Э.К. Шакеновой были сказаны слова, которые её собеседник воспринял как жизненное напутствие: «Лев, когда меня не будет, пожалуйста, позаботься о Серёже!»
В 2000 году Эльвира Шакенова ушла из жизни. В память о ней – эта самоотверженная женщина помогала не только мужу, но и многим другим слепоглухим людям! – Л.В. Аршакян и С.А. Сироткин стали инициаторами создания новой общественной организации «Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира».
Их крепкая дружба и совместная работа на благо людей с инвалидностью продолжалась более двух десятилетий. В 2014 году в Пучково был открыт «Дом слепоглухих», бессменным директором которого стал о. Лев Аршакян. Административную работу он совмещает с церковным служением. В этом же доме разместилась штаб-квартира «Эльвиры», первым президентом которой стал С.А. Сироткин.
Эту должность Сергей Алексеевич занимал до своего ухода из жизни в июне 2021 года. Сейчас его именем назван Второй корпус «Дома слепоглухих», открытый совсем недавно. Установлена мемориальная доска.
«Дом слепоглухих» в Пучково и организация «Эльвира» теснейшим образом связаны с православной общиной Храма Казанской иконы Божьей матери. Многие прихожане Храма помогают «Дому слепоглухих» в качестве волонтёров. По сути, вся реабилитационная работа изначально зарождалась как приходской социальный проект небольшой православной общины.
Отец Лев решил помочь не только Сергею Сироткину, потерявшему супругу из-за беспощадной болезни, но и другим слепоглухим людям. Члены общины поддержали это начинание. В дальнейшем, и у «Дома слепоглухих», и у организации «Эльвира» появилось много новых друзей, благотворителей, помощников. Но тесные связи с православным приходом не только сохранились, но и укрепились за эти годы.
Реабилитационный центр для людей с особой инвалидностью
Елена Валерьевна, мы с Вами неоднократно встречались на разных мероприятиях, в разных городах. Но впервые, благодаря Вашему любезному приглашению, довелось побывать в Пучково, в «Доме слепоглухих», где Вы работаете почти с момента его основания, с 2014 года.
Я пришла сюда в качестве преподавателя социокультурной реабилитации. Занималась с нашими подопечными освоением навыков самообслуживания. Это включает приготовление пищи, обслуживание стиральной машины и умение пользоваться утюгом.
Это далеко не мелочи, когда речь идёт о людях с тяжёлыми формами инвалидности!
Чем выше самостоятельность человека, тем выше качество его жизни. Конечно, помощь окружающих, близких людей, социальных работников всё равно требуется, но её можно сократить. И если это получается, то наши подопечные очень гордятся своими успехами!
Кроме того, я проводила занятия по пространственной ориентировке, организовывала экскурсии, оздоровительные выезды к морю, паломнические поездки. Много времени всегда занимало решение бытовых и организационных вопросов конкретных людей.
С 2019 года сфера ответственности расширилась: меня избрали руководителем благотворительного фонда «Дом слепоглухих». Деятельность фонда направлена не только на развитие «Дома слепоглухих» в Пучково. Мы стремимся помочь всем слепоглухим людям нашей страны, где бы они ни жили!
Общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» было создано ещё в 2000 году, а «Дом слепоглухих» в Пучково открыл свои двери только в 2014 году. С чем это связано?
Когда в 2000 году была создана «Эльвира», то всем её активистам, в том числе С.А. Сироткину и о. Льву Аршакяну, было очевидно, что нам жизненно необходим собственный реабилитационный центр.
В то время в России ещё не существовало ни одного реабилитационного центра для слепоглухих людей?
Не существовало ни одного реабилитационного центра для взрослых слепоглухих. С детьми успешно работают в Сергиевом Посаде, в Московской области, где ещё с шестидесятых годов действует специализированный Детский дом для детей с одновременными нарушениями зрения и слуха. Но вставал вопрос: а что же делать выпускникам этого дома? Кто им поможет?
Как этот вопрос решался до недавнего времени?
Значительная часть людей были обречены на «растительное» существование: родные их опекали, кормили, обеспечивали уход и оказание необходимой медицинской помощи. Но не хватало общения, разумных занятий, возможностей для саморазвития. В конце концов, не хватало новых впечатлений!
Слепоглухота – это не сочетание двух инвалидностей, как многие ошибочно думают. Это особая инвалидность! Познание мира у незрячих людей во многом происходит через слух. Знаю это на своём примере, т.к. с тринадцати лет полностью лишена зрения. Конечно, обоняние, осязание, вкус тоже имеют значение. Но всё-таки именно слух, как правило, становится главным «каналом коммуникации» с миром.
У зрячих глухих людей всё наоборот: когда человек не слышит, то зрительные впечатления приобретают особое значение. Те, кто не могут слышать этот мир, всматриваются в него.
А у слепоглухих – совсем другая ситуация, которая не может сравниться ни с незрячими людьми, ни с инвалидами по слуху! Чтобы справиться с этими проблемами и потребовалось создание нашего реабилитационного центра в Пучково, получившего название «Дом слепоглухих».