Владимир Васкевич. Незрячий путешественник (в том числе с большим опытом путешествий автостопом), блогер, организатор инклюзивных мероприятий. Автор удивительной книги «Путешествие без границ», презентация которой состоялась в десятках регионах нашей страны.
Ведущий первого в России Тревел-шоу «Куда глаза не глядят», завоевавшего сердца сотен тысяч пользователей Интернета. Он объездил 28 стран и 71 регион России, совершал прыжки с парашютом и с тарзанкой, опускался под воду, вместе с машинистом участвовал в управлении поезда, занимался скалолазанием.
Цель большинства публичных выступлений Васкевича: мотивация слушателей, расширение их внутренних границ, укрепление уверенности в достижении личных и профессиональных целей. Поэтому его часто приглашают организаторы бизнес-семинаров и конференций. Есть у Владимира и опыт выступлений перед аудиторией в несколько тысяч человек.
Ещё одно направление деятельности молодого человека — взаимодействие с педагогическим сообществом. В течение нескольких лет он является координатором (тьютором) инклюзивных программ Всероссийского форума «Педагоги России», одного из наиболее крупных и авторитетных общественных объединений работников образовательной сферы. Кроме того, Васкевич – вице-президент петербургской автономной некоммерческой организации «Инклюзивные решения».
Владимир с раннего детства лишён зрения. Уже более четверти века после проведения хирургического вмешательства он вынужден пользоваться «стеклянными глазами».
Не отказываюсь отвечать ни на один вопрос об инвалидности!
Владимир, Вас можно назвать незрячим человеком, с которым в последние годы наиболее часто общались мои коллеги-журналисты. Особенно этот интерес возрос после появления Тревел-шоу «Куда глаза не глядят». Это внимание ещё не наскучило?
Нет. Оно не наскучило, хотя интерес прессы никогда не был для меня самоцелью. Думаю, что общественный резонанс помогает продвигать и развивать проекты в сфере инклюзии, создавать среду, удобную и комфортную для всех сограждан. Вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидности.
Какие вопросы чаще всего Вам задают во время выступлений, интервью, встреч с общественностью в различных регионах?
В первую очередь, хотел бы сказать, что я никогда не пытался представлять всех незрячих… Люди с инвалидностью по зрению – такие же разные, как их «глазастые» соотечественники, и совсем не хотят, чтобы их рассматривали как какую-то «особую» группы. Но на многие вопросы я действительно могу ответить. Не только из личного опыта, но на основании общения с другими людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Я не отказываюсь отвечать ни на один вопрос об инвалидности! И не считаю, что есть какие-то бестактные вопросы. Наоборот, максимальная открытость способствует успеху инклюзии.
Меня нередко спрашивают, правда ли, что незрячие люди пребывают в «вечной темноте», что для них ночь никогда не кончается.
Почему, по Вашему мнению, этот вопрос так интересует наших сограждан?
В этом нет ничего удивительного! Слепоту принято ассоциировать с «вечной тьмой», бесконечной ночью… Но здесь не всё так просто! Люди незрячие с рождения или с раннего детства, такие как я, вообще, не имеют никаких зрительных представлений или воспоминаний.
Поэтому ни о какой «ночи» здесь говорить нельзя! Когда меня спрашивают: «А что же ты видишь перед глазами?», я отвечаю: «Ничего!» И это наиболее чёткий и правильный ответ!
Для меня отсутствие зрения – не повод жаловаться на жизнь. Никогда не было ощущения, что чем-то обделён или мне чего-то не хватает. Было и есть немало трудностей, но всегда рассматривал преграды как возможность их преодолеть.
Чувствует ли большинство людей, скажем, свою правую почку? Или левую почку? Нет. Они ничего не чувствуют. Но при этом со здоровьем у них всё нормально. Также и у незрячих с рождения людей со зрительными ощущениями. Они отсутствуют. Но психологически это воспринимается как норма!
После Ваших слов можно сделать вывод, что незрячие с рождения люди находятся в лучшем положении, чем сограждане, потерявшие зрение в сознательном возрасте.
Если говорить о стрессе, связанным со слепотой, незрячие с рождения или с раннего детства – в более благоприятной ситуации. Но если рассматривать изучение окружающего мира, получение необходимой информации, то здесь ситуация другая. Незрячим с рождения бывает непросто получить адекватное представление об архитектуре, живописи, балете, театре, кино и многих других сферах. Это реальные трудности. Но их можно и нужно преодолеть!
Например, познакомиться с архитектурой слепой человек может, изучая макеты зданий. А потом, во время прогулки, прикасаясь к каким-либо архитектурным деталям: колоннам, наличникам, перилам и т.д.
Вы упомянули, что жизнь незрячих с рождения людей не имеет ничего общего с «вечной тьмой». А в какой ситуации находятся те, кто лишился зрения в зрелом возрасте?
Потеря зрения в любом возрасте и при любых обстоятельствах – трагическая, драматичная ситуация. Но никто из незрячих людей никогда не говорил мне, что они чувствуют себя в «темнице» или что пресловутая «темнота» на них давит. Обычно сограждане, потерявшие зрение в сознательном возрасте, говорят, что они находятся в тумане. Или, вообще, не испытывают каких-либо зрительных ощущений. Остаются только воспоминания в голове, которые тускнеют со временем.
Крик в магазине: «Маша! Помоги слепому!»
Владимир, во время Ваших выступлений зрители, слушатели могут лучше понять мир незрячего человека, проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению в повседневной жизни.
Кстати, меня нередко спрашивают: «Уместно ли в современном мире употреблять слово «слепой»?
Это вопрос далеко не только лингвистический. Речь идёт о том, как мы взаимодействуем друг с другом.
Думаю, что само по себе слово «слепой» не несёт в себе какого-либо дискриминирующего или негативного оттенка. Вместе с тем, некоторым инвалидам по зрению – я не принадлежу к их числу! – может не понравиться, если это словечко будет произнесено в их присутствии. Поэтому, чтобы избежать неловких ситуаций лучше вместо «слепой» сказать «незрячий».
Но вопрос далеко не только в этом! Люди с инвалидностью могут нуждаться в помощи в общественных местах. Но хотелось бы, чтобы эта помощь оказывалась деликатно, с уважением личного пространства, на которое имеет право каждый человек.
Я сам неоднократно сталкивался с ситуациями, когда приходишь в магазин (в одиночку или с сопровождающим), и одна продавщица начинает кричать коллеге: «Маша! Помоги слепому!»
И все посетители магазина это слышат?
Конечно! Вроде бы ничего страшного не произошло. Но покупателю с инвалидностью было бы гораздо приятнее и комфортнее, если бы его воспринимали как обычного клиента, а не акцентировали внимание на инвалидности. Это не только вопрос инклюзии, но и элементарной клиентоориентированности. В конце концов, наличие или отсутствие зрения не оказывают прямого влияния на покупку брюк или ботинок. Если человек попросил о помощи – её нужно оказать. Но не напоминать лишний раз клиенту о его особенностях!
Беседа с Вами ещё раз показала, что доступная среда обеспечивается не только пандусами и озвученными светофорами, но и межличностным взаимодействием между людьми.
Совсем недавно мне понадобился пиджак. Я привык покупать одежду вместе с женой. Не только потому, что она зрячая, но, в первую очередь, потому, что её вкусу я доверяю.
Так было и в этот раз. Но почему-то – уже в который раз! – продавщицы мужской одежды решили, что незрячий человек не только ничего не видит, но и ничего не слышит, туго соображает. В моём присутствии обо мне говорили в третьем лице. Продавщицы обращались исключительно к моей супруге, а не ко мне, как будто бы речь шла о младенце или даже неодушевлённом предмете.
А ведь любая покупка – это, в первую очередь, приобретение положительных эмоций, а не просто полезной вещи!
Вероятно, работники сферы обслуживания так поступают из-за того, что им непривычно общаться с согражданами без возможности установить зрительный контакт. Это актуально не только для незрячих, но и для людей с тяжелыми формами слабовидения, когда невозможно «посмотреть в глаза».
Мне приходиться во время выступлений говорить о том, каким образом незрячие люди могут заменить зрительный контакт. У многих инвалидов по зрению хорошо развита интуиция. Они способны определять настроение собеседника по оттенкам голоса. Поэтому и дружеское, и деловое общение вполне возможно без зрительного контакта. Важно, чтобы люди были к нему готовы.
Страницы: 1 2