В прошлом номере газеты «Поле зрения» мы познакомили читателей с новой рубрикой – «Земский доктор». Она посвящена нашим коллегам из областных и районных центров России, их достижениям и проблемам. В этот раз собеседником корреспондента газеты «Поле зрения» стала заведующая офтальмологическим отделением Псковской областной клинической больницы, главный офтальмолог Псковской области Т.К. Борисова.
Псковская область – регион пограничный. Её соседями являются сразу три зарубежных государства: Беларусь, Эстония и Латвия. «Россия начинается здесь!» — с этим звучным девизом местные туристические компании рекламируют экскурсионные поездки по древней земле, знаменитой своими белокаменными храмами и средневековыми крепостными стенами. Красоты псковщины увековечены в стихах А.С. Пушкина, музыке М.П. Мусоргского и картинах Н.К. Рериха.
Наша беседа поможет узнать много нового об организации офтальмологической помощи в этом регионе.
Татьяна Константиновна, с 1980 года Вы трудитесь в офтальмологическом отделении Псковской областной клинической больницы. С 2009 года Вам доверено возглавлять офтальмологическую службу региона. Хотелось бы узнать, какое место занимает Псковская область в Вашей жизни? Вы родились и выросли в этих краях?
Моя родина – Ярославль. Окончила Ярославский медицинский институт. В Псков, в областную клиническую больницу, попала по распределению. Как это было принято в советскую эпоху. Тогда выпускники вузов обязаны были отработать три года в тех регионах страна, куда их направит государство. Нередко далеко от дома.
В Пскове в то время не существовало медицинского вуза. Поэтому молодые специалисты направлялись из других регионов страны. Немало коллег являлось, также как и я, выпускниками Ярославского медицинского института. Много докторов приехало из Костромы.
Я радею за псковщину, люблю эту землю! Здесь я сформировалась как профессионал. Хотелось бы внести свой вклад в развитие здравоохранения региона.
Почему Вы решили стать врачом-офтальмологом?
Не могу сказать, что в вузе меня привлекала именно офтальмология. Мне были интересны самые разные медицинские специальности. В том числе интересовала патологоанатомия, имеющая важное значение для криминалистики, расследования преступлений. После окончания вуза появилась возможность пройти интернатуру по офтальмологии в Псковской областной клинической больнице. Я согласилась.
Азы профессии осваивала именно здесь. В дальнейшем, в 1986—1988 годах, обучалась в клинической ординатуре в Ленинграде, в Санитарно-гигиеническом институте им. И.И. Мечникова. Моим научным руководителем был профессор В.Н. Алексеев. К моменту поступления в ординатуру я уже приобрела значительный опыт как врач-офтальмолог и офтальмохирург.
Не могли бы Вы представить работу офтальмологического отделения?
У нас 38 коек. В штате – пять докторов. Два специалиста – молодые мамы. В настоящее время они находятся в декретном отпуске. Поэтому пока мы работаем втроём. В год проводится около 1600 хирургических вмешательств. Мы осуществляем все основные виды операций на переднем отрезке глаза. По поводу катаракты, глаукомы, косоглазия. Много работаем с последствиями травм.
Витреоретинальные операции у нас пока не проводятся. Но в ближайшее время, к моей радости, ситуация изменится. В рамках модернизации Псковской областной клинической больницы выделены средства для закупки соответствующего оборудования. Я прошла обучение и получила сертификат витреоретинального офтальмохирурга. Возможно, витреоретинальные операции будут осуществлять и другие коллеги.
Витреоретинальные вмешательства планируется осуществлять уже в этом году?
Думаю, что это произойдёт уже в следующем, 2022 году. Не нужно забывать, что в настоящее время ещё не сняты противоэпидемиологические ограничения, оказывающие влияние на всю систему здравоохранения, в том числе на офтальмологическую службу. Поэтому процесс модернизации лечебных учреждений по объективным причинам замедлился. Все силы брошены на борьбу с ковидом.
Но уверена, что в следующем году мы будем делать витреоретинальные операции. В них есть насущная потребность у жителей региона.
Лазерное лечение у Вас проводится?
Такой опыт у нас есть. Но в настоящее время в штате нет лазерного офтальмохирурга. Кроме того, оборудование нуждается в модернизации. Думаю, что в течение текущего и следующего года вопрос будет решён. Без лазерного лечения я не могу представить себе полноценную работу офтальмологического отделения!
Рефракционными операциями Вы тоже занимаетесь?
Нет. Одна из частных клиник Пскова оказывает такие услуги. Кроме того, псковичи могут в любой момент поехать в Санкт-Петербург, который находится совсем недалеко от нас. Я не считаю, что в государственных лечебных учреждениях необходимо в обязательном порядке развивать рефракционную офтальмохирургию. Коллеги из частных клиник с этой задачей отлично справляются.
Не секрет, что во многих государственных клиниках пациенты не могут своевременно получить хирургическую помощь по поводу катаракты. Образуются длинные очереди. Вас затронула эта проблема?
В настоящее время в течение трёх месяцев мы можем прооперировать всех нуждающихся. Но раньше очереди действительно были. Люди ожидали своей очереди до двух лет.
Какие проблемы, на Ваш взгляд, стоят перед офтальмологической службой региона?
Главная проблема – нехватка врачей-офтальмологов. В Псковской области на сегодняшний день проживает 620 000 жителей, у нас имеется два городских округа (Псков и Великие Луки) и 24 муниципальных района. На всю Псковскую область – всего 25 глазных врачей. Значительная часть – коллеги пенсионного, как сейчас говорят, «золотого» возраста. Если они после долгих лет работы в ближайшие годы решат уйти на заслуженный отдых, то количество глазных врачей может сократиться в два раза!
Уже сейчас в большинстве муниципальных районов области нет ни одного глазного врача. Если ничего не предпринимать, то ситуация может стать ещё более драматичной. Например, в городе Остров, третьем по численности городе псковщины, где проживает более двадцати тысяч жителей, окулисты отсутствуют.
В последние годы в регионе создаются межрайонные медицинские центры, которые обслуживают население сразу нескольких муниципальных районов, в основном, малонаселённых. Идея хорошая! Но, к сожалению, в некоторых межрайонных поликлиниках и больницах также отсутствуют офтальмологи.
Вакансии не заполнены? Или этих вакансий не существует?
Необходимо разбираться в каждом конкретном случае. На практике имеют место оба варианта. Где-то есть незаполненные вакансии, а где-то существует потребность в расширении штатного расписания. Это технический вопрос. Самое главное, чтобы пациентам оказывалась своевременная, квалифицированная помощь!
Какая численность врачей-офтальмологов, на Ваш взгляд, была бы оптимальна для Псковской области?
Нижняя граница ‒ 50 человек. В два раза больше, чем работает сегодня! А 60 докторов – оптимальная цифра.
Этих цифр реально достичь?
При поддержке федеральных органов государственной власти это реальная задача! Озвученные выше цифры – это не только моя экспертная оценка. Организаторы здравоохранения региона также согласны с тем, что проблема существует.
Из-за чего возник кадровый дефицит?
В Псковской области и в советское время, и в новой России не существовало медицинского вуза. Медицинский факультет Псковского государственного университета был создан совсем недавно. Специалистов он ещё не выпускал… Конечно, молодые жители региона выбирают врачебную стезю, в том числе профессию врача-офтальмолога. Но, в основном, выпускники медицинских вузов не возвращаются на малую родину. А системы централизованного распределения сейчас нет.
В настоящее время отсутствует такая форма подготовки врачебных кадров, как интернатура. Организация клинической ординатуры по офтальмологии в Пскове пока не предусмотрена.
Конечно, сказывается и сравнительно невысокий общий уровень оплаты труда в регионе. Он затрагивает практически все специальности, в том числе и врачей. Вместе с тем, мне думается, что, несмотря на объективные трудности, дефицит кафров в офтальмологии возможно устранить в ближайшее время.
Наверное, кадровый голод – не единственная проблема, с которой сталкиваются врачи и организаторы здравоохранения.
В сфере офтальмологии я вижу две «болевые точки»: нам необходимо глазное отделение Псковского областного травматологического пункта. На сегодняшний день всей работой с последствиями травм занимаются доктора нашего отделения. В целом, мы справляемся, но, думается, было бы гораздо лучше, если бы в Пскове существовал «особый» глазной травмпункт. При круглосуточных дежурствах требуется четыре врачебных ставки. Также необходим средний медицинский и вспомогательный персонал.
Это была бы разумная инвестиция в здоровье наших граждан, в сохранение здоровья глаз. Таким образом, врачи нашего отделения могли бы сосредоточиться на оказании плановой медицинской помощи, а коллеги-травматологи взяли бы на себя все экстренные случаи.
Вторая «болевая точка»: необходимость создания областного диабетического центра.
Как сейчас оказывается помощь пациентам с диабетом?
У нас есть эндокринологическое отделение больницы. Наше отделение занимается офтальмологическими осложнениями диабета. Но диабет – это болезнь двадцать первого века. Число пациентов растёт. Было бы разумно объединить усилия эндокринологов, офтальмологов и других специалистов в борьбе с этим недугом.
Во многих регионах России специализированные диабетические центры доказали свою востребованность и эффективность. В Псковской области такой центр тоже нужен. Кстати, обе эти идеи – и специализированного «глазного» травмпункта, и диабетического центра – поддержаны областными властями, но до этапа практической реализации данного проекта пока не дошло.
Татьяна Константиновна, у Вас огромный профессиональный опыт. Не могли бы Вы рассказать о нескольких запомнившихся, примечательных случаях из врачебной практики?
Одного пациента укусил за веко комар. Была занесена личинка, которая привела к появлению в веке паразита (гельминта дирофилярия). Разумеется, человек не мог предположить такое развитие событий! Веко стало самопроизвольно двигаться… Житель Пскова обратился в нашу больницу. Насекомое мы извлекли!
Читателям без медицинского образования этот случай может показаться забавным и курьёзным. Но коллеги прекрасно поймут меня, что в данном случае человек находился в шаге от потери зрительных функций глаза. Если бы паразит оказался в органе зрения, то глаз мог безвозвратно ослепнуть. Мы его уберегли от большой беды!
Ваш пример наглядно показывает, насколько важно обращаться к доктору вовремя!
Именно поэтому я и вспомнила об этом злосчастном червяке! Мы, врачи, всегда радуемся, когда удаётся оказать помощь своевременно, избежать трагических последствий.
Ещё один запомнившийся случай. Произошла тяжёлая автоавария. Жительница Пскова получила ранение и контузию. Мы диагностировали травматическую катаракту. Была проведена факоэмульсификация катаракты с имплантацией торической линзы. Посттравматический рубец мы убрали. Острота зрения после операции составила 60%.
Вроде бы в этом случае нет ничего удивительного. Он, можно сказать, рядовой. Но мне приятно отметить, что наши врачи успешно используют самые современные линзы премиум-класса. В том числе торические линзы. И это даёт результат! Пациентам оказывается квалифицированная помощь, соответствующая самым высоким стандартам.
Расскажу ещё об одном пациенте. Мужчина 60 лет в течение долгого времени дружит с алкоголем, регулярно участвует в потасовках, драках. Одно из таких «столкновений» привело к тяжёлым последствиям. Нанесённый ему удар в глаз стал причиной разрыва склеры с выпадением хрусталика и кровоизлиянием. Хрусталик был удалён вместе с радужкой. Установлена иридохрусталиковая диафрагма.
Острота зрения у данного пациента составила 20%. Она могла быть и существенно выше, но у этого человека имеется макулодистрофия. В любом случае, мы сделали для него всё, что могли.
Нельзя исключать, что это его не последняя офтальмологическая травма, учитывая образ жизни данного пациента.
Такие «хронические» драчуны, к сожалению, есть в каждом регионе. Сегодня их побили, завтра они кого-то покалечат. И всё равно эти люди могут рассчитывать на Вашу квалифицированную помощь.
Моя профессия доставляет мне большую радость! Хотелось бы завершить нашу беседу на позитивной ноте. Уверена, что, несмотря на все трудности, коллектив офтальмологического отделения и дальше будет успешно помогать нашим землякам. Надеюсь, что «офтальмологическая семья» псковщины будет пополняться и укрепляться. Наша работа нужна и востребована!
Беседу вёл Илья Бруштейн
Фотография из архива Т.К. Борисовой
№3/2021 ПОЛЕ ЗРЕНИЯ