Интервью с главным внештатным специалистом-офтальмологом Минздрава России, директором ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России, заслуженным деятелем науки РФ, заслуженным врачом РФ, президентом Общероссийской общественной организации «Ассоциация врачей-офтальмологов», академиком РАН, доктором медицинских наук, профессором В.В. Нероевым
— Уважаемый Владимир Владимирович, благодарю Вас за возможность побеседовать с Вами! Мы с Вами встречаемся в непростых условиях, когда пандемия COVID-19 изменила наш привычный образ жизни. Многие сотрудники глазных институтов с апреля по июнь находились в условиях самоизоляции. Как Институт им. Гельмгольца пережил ограничительный режим?
— Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, я хочу подчеркнуть, что на протяжении всей истории существования Институт, а теперь НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца оказывал помощь больным даже в самых трудных для страны ситуациях, всегда оказываясь на передовой. В годы Великой Отечественной войны на базе Института функционировал военный госпиталь, в котором оказывалась медицинская помощь, как раненым бойцам, так и мирному населению города Москвы. В последующие годы НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца принимал на лечение пострадавших в результате техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций, террористических актов.
Ситуация с пандемией не стала для нашего Центра и сотрудников исключением. Мы не закрывались ни на один день, продолжали оказывать помощь больным офтальмологического профиля. Так как многие федеральные и региональные офтальмологические центры и отделения были закрыты или перепрофилированы, Центр принял на себя значительную часть пациентов с патологией органа зрения. Ведь промедление в лечении многих заболеваний глаз может привести к необратимой слепоте. Практически все пациенты, госпитализированные в период карантинных мер, относились к наиболее тяжелой категории. Сотрудники Центра оказывали помощь больным с отслойкой сетчатки, травмами органа зрения, онкологическими и воспалительными заболеваниями глаз.
За 6 месяцев текущего года выполнено 53% государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Полностью реализованы квартальные объемы ОМС.
Конечно, нами незамедлительно были приняты все меры санитарно-эпидемических ограничений. Осуществлялся постоянный эпидемиологический надзор и контроль.
Оказывать неотложную помощь в чрезвычайных условиях особенно сложно. Ведь пациенты поступают разные, многие совершенно не обследованы. Врачам приходилось оценивать все возможные риски. Это отличает наш Центр от многих федеральных научно-исследовательских медицинских учреждений, а именно: умение работать в сложных условиях, в круглосуточном режиме, оказывая неотложную помощь.
— Могли бы Вы охарактеризовать эпидемиологическую ситуацию по классу глазных болезней, проанализировать структуры всех звеньев офтальмологической службы?
— В 2019 году в Российской Федерации было зарегистрировано 15,1 млн болезней глаза и его придаточного аппарата, из них почти треть выявлены впервые в жизни. Распространенность болезней органа зрения (общая заболеваемость) в Российской Федерации составляет 10 372 на 100 тысяч населения. Заболеваемость глаза и его придаточного аппарата с диагнозом, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения), ‒ 3140,1 на 100 тысяч совокупного населения.
В структуре офтальмологической заболеваемости среди взрослого населения 1 место занимают болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции (28,6%), на 2 месте ‒ катаракта (23%), 3 позицию занимает глаукома (12,3%), на 4 месте ‒ конъюнктивит (10,3%), на 5 месте ‒ заболевания сетчатки (диабетическая ретинопатия и дегенерация макулы, в совокупности составляющие 7%). Среди детей основное место в структуре заболеваемости занимают болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции (66,1%), на 2 месте ‒ конъюнктивит (15,5%), на 3 месте ‒ болезни зрительного нерва и зрительных путей.
В течение последних 5 лет отмечается тенденция к снижению общей и первичной заболеваемости во многих регионах Российской Федерации, что может быть отражением комплексных проблем первичного амбулаторно-поликлинического уровня оказания офтальмологической помощи.
Амбулаторно-поликлиническое звено офтальмологической службы представлено 6263 кабинетами. Первичную специализированную офтальмологическую помощь населению страны оказывают 9599 врачей (73% от общего числа офтальмологов ‒ 13082). Укомплектованность поликлиник врачами-офтальмологами в 2019 году составила 82,9%. Нагрузка на первичное звено в год превышает 57,4 млн посещений. На врачах-офтальмологах первичного звена лежит основная нагрузка по раннему выявлению заболеваний и мониторингу пациентов, профилактике заболеваний среди прикрепленного населения.
Основными проблемами амбулаторно-поликлинического уровня офтальмологической службы являются кадровый дефицит, особенно в удаленных от центра районах, недостаточное оснащение офтальмологических кабинетов. Привлечение для работы в поликлиническом звене врачей-офтальмологов, оснащение кабинетов в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи я считаю первоочередными задачами службы, необходимым условием повышения качества и доступности первичной специализированной помощи по профилю «офтальмология».
Второй уровень службы представлен стационарами в составе городских, районных, межрайонных больниц. Их задача ‒ квалифицированная диагностика, лечение, в том числе хирургическое, наиболее распространенной патологии глаз, оказание неотложной помощи, организационно-методическая помощь районным поликлиникам. К сожалению, как показали выездные мероприятия наших сотрудников в субъекты Российской Федерации, лишь в части офтальмологических стационаров второго уровня оказывается качественная помощь, проводится хирургия катаракты и глаукомы. Положительный опыт в этом отношении имеют Ленинградская, Ярославская, Тюменская, Свердловская области и некоторые другие регионы. В то же время в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует или слабо развита система медицинских организаций второго уровня, их функции берут на себя организации третьего уровня, что нарушает порядок маршрутизации пациентов, снижает доступность и качество помощи жителям региона.
Высокотехнологичная специализированная офтальмологическая помощь оказывается населению Российской Федерации на третьем уровне ‒ в областных (краевых, республиканских) многопрофильных или специализированных клиниках, а также в федеральных центрах.
В круглосуточных стационарах, медицинских организациях всех уровней системы здравоохранения развернуто 17424 офтальмологических коек для взрослых и детей. В 2019 году в стационарах страны было проведено более 893 000 операций (на 1,5% больше, чем в 2018 году), из них около 166 000 ‒ в рамках ВМП. Хирургическая активность офтальмологических стационаров в целом по стране высокая. В 2019 году она достигла 99,5%, что является индикатором эффективности нашей работы.
Растут объемы медицинской помощи в условиях дневных стационаров: за 2019 год пролечено 340 500 пациентов, проведено более 720 000 операций (на 10,6% больше по сравнению с показателями 2018 года).
Организационные и качественные изменения офтальмологической службы России в целом привели к снижению показателя инвалидности по зрению за последние годы. Уровень инвалидности вследствие болезней глаз к началу 2019 года составил 5,1 на 10 тысяч населения, что ниже уровня 2016 года на 13,2%.
— Владимир Владимирович, в этом году Центр отмечает 120-летие. Хотелось бы попросить Вас рассказать об основных вехах в жизни НМИЦ глазных болезней имени Гельмгольца.
— Национальный медицинский исследовательский центр глазных болезней им. Гельмгольца имеет долгую и славную историю, которая начинается с Городской глазной больницы для бедных, основанной по предложению К.Л. Адельгейма в память императора Александра III, на средства известной московской благотворительницы Варвары Андреевны Алексеевой. Больница приняла первых пациентов 7 ноября 1900 года. В 1936 года она была преобразована в Государственный Центральный научно-исследовательский Институт офтальмологии, который в 1948 году переименован в Государственный научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца. В 1965 году Институт приобрел статус головного учреждения в области офтальмологии в РСФСР с более привычным названием ‒ Московский НИИ глазных болезней имени Гельмгольца. В апреле 2019 года нашей организации присвоен статус Национального медицинского исследовательского центра.
Для того чтобы перечислить даже основные вехи славного пути Центра понадобится немало времени. На Российском общенациональном офтальмологическом форуме 20.10.2020 г. на эту тему будет мой доклад.
Постараюсь кратко. С первых лет своего существования больница накапливала и обобщала клинический материал, который служил основой для образовательных и научных программ. В 1902 году была открыта библиотека, которая по сегодняшний день остаётся самой значимой профильной библиотекой в Российской Федерации и СНГ.
Большой вклад в организацию всей деятельности учреждения внёс академик Михаил Иосифович Авербах, возглавлявший больницу, а затем Институт офтальмологии с 1903 по 1944 годы.
В годы Первой мировой и Великой Отечественной войн Институт работал как госпиталь, были организованы ускоренные курсы медсестер, на которые направлялись студентки московских вузов.
Безусловно, одна из золотых страниц истории Института имени Гельмгольца ‒ вклад в ликвидацию трахомы на всей территории СССР.
Институт всегда отличался глубоким и комплексным подходом к изучению заболеваний глаз. В 80-е годы ХХ века были созданы и успешно работали 6 всесоюзных научно-методических центров по наиболее важным направлениям офтальмологии. Впервые в нашей стране были организованы уникальные для своего времени и функционирующие сейчас отделы и лаборатории, совместная деятельность которых позволяет проводить диагностику и лечение всего спектра офтальмопатологии.
С деятельностью Института связаны имена таких выдающихся ученых-офтальмологов как профессор А.Н. Южаков, К.В.Трутнева, профессор Э.В. Егорова, член-корреспондент АН и АМН СССР С.В. Кравков, профессора М.М. Балтин, А.И. Богословский, З.А. Каминская-Павлова, Г.А. Петропавловская, Л.И. Сергиевский, А.С. Савваитов, П.Е. Тихомиров, М.Я. Фрадкин, Э.С. Аветисов, А.В. Хватова, Л.А. Кацнельсон, В.О. Анджелов, Е.С. Вайнштейн, А.Я. Бунин, Ю.Ф. Майчук, А.А. Яковлев, Ф.Е. Фридман, А.М. Шамшинова, Р.А. Гундорова, О.С. Слепова, доктора наук Е.М. Белостоцкий, Р.А. Гаркави, Е.А.Чечик-Кунина, А.Я. Виленкина, А.А. Малаев и другие.
Вместе с сотрудниками Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» наши специалисты выезжают в различные регионы, где необходима экстренная помощь пострадавшим.
С середины прошлого века мы активно работаем по программам Всемирной организации здравоохранения, функционирует Российский национальный комитет по предупреждению слепоты, Сотрудничающий центр ВОЗ в 2020 году успешно прошёл перерегистрацию.
Страницы: 1 2