По приглашению создателя и владельца ресторана, врача-офтальмолога, заслуженного врача РФ, д.м.н., профессора И.Б. Медведева ведущий рубрики «К незримому солнцу» газеты для офтальмологов «Поле зрения» побывал в ресторане и принял участие в «ужине в темноте».
Такой ужин невозможно сравнить с посещением обычного предприятия общественного питания. Скорее речь идёт об участии в тренинге, психологическом эксперименте, о необычной театральной постановке… Незрячих официантов здесь называют «проводниками тёмного зала». Они не просто рассаживают посетителей за столы, приносят им пищу и напитки, но и отвечают на многочисленные вопросы гостей о реабилитации инвалидов по зрению, особенностях своей жизни и т.д.
В настоящее время в ресторане трудятся шесть инвалидов по зрению. Нашему корреспонденту довелось познакомиться с одним из сотрудников — Али Юнусовым. Он работает здесь уже почти двенадцать лет, с момента открытия. После окончания рабочего дня Али Кемальевич согласился пообщаться с журналистом.
— Али Кемальевич, мне думается, что радость от посещения вашего ресторана обусловлена в том числе ожиданием, предвкушением чуда… Поход в ресторан изначально воспринимается гостями как особое событие в жизни.
— Будущие посетители ресторана ожидают меня и моих коллег, проводников в мир темноты, в ярко освещённом холле. Ожидание, предвкушение темноты — тоже часть психологического эксперимента, нового жизненного опыта. В этот ресторан обычно не ходят часто (хотя у нас есть и постоянные посетители!). Сюда вообще не принято заходить просто так, проходя мимо. Сначала нужно забронировать столик на определённый сеанс. На выбор предлагается несколько сеансов во второй половине дня.
Администратор рекомендует ни в коем случае не опаздывать, а наоборот, прийти за пятнадцать-двадцать минут до начала сеанса, чтобы без спешки раздеться в гардеробе, прослушать предварительный рассказ о проекте и познакомиться с официантом, который и поведёт вас в мир темноты.
— Посещение Вашего ресторана напоминает мне визит в театр.
— Ожидание начала сеанса можно сравнить с последними минутами перед началом театрального спектакля. Почти все зрители уже расселись, гаснет свет, затихают разговоры... И все ждут, когда же поднимется занавес и начнётся представление.
Так происходит и у нас. Пока гости находятся в светлом холле — в воздухе в буквальном смысле этого слова ощущается напряжение. Все взволнованы, людям не терпится поскорее оказаться в темноте. Это особое состояние «ожидания темноты» у зрячего человека трудно объяснить рационально. Вроде бы никто не мешает нашим гостям создать темноту у себя дома, скажем, в ванной или в кладовке. В конце концов, можно надеть на глаза светонепроницаемую повязку и ходить в ней хоть целый день. Но всё это совершенно не то!
— Получается, что у вас в ресторане присутствует какая-то особенная темнота, которую невозможно создать дома?
— Можно сказать и так. Посетителям ресторана в темноте ещё до начала действия начинает казаться, что темнота в этом заведении сказочная, магическая.
Подобной нет нигде больше! Когда группе гостей или одиночному посетителю предлагается войти в зал — это воспринимается как важное событие. Внимание! Эксперимент начинается!
— Вход в тёмный зал в вашем ресторане — это особый ритуал.
— У нас всё продумано! Сначала необходимо образовать из гостей «паровозик»: каждый посетитель кладёт руку на плечо стоящего впереди человека. Официант — это проводник в мир темноты. Именно он становится «ведущим паровозика», а потом рассаживает гостей за столиками, распределяет их по залу.
Официант практически всегда стоит рядом со столиком, он уходит только для того, чтобы принести еду и напитки. Если у гостя возникло желание покинуть тёмный зал, то достаточно просто позвать «своего» официанта по имени. Он сразу же подойдёт и проводит.
— Али Кемальевич, Вы ведь не просто встречаете гостей и ведёте их в мир темноты, но и способны с первых же минут завоевать их внимание, удивить, заинтриговать.
— Моя задача состоит в том, чтобы с первых минут снять психологическое напряжение, которое охватывает некоторых гостей. Важно создать позитивную, доброжелательную атмосферу. Тогда вечер в ресторане станет незабываемым.
Чтобы достигнуть этой цели, я нередко приветствую гостей неожиданным образом. Например, радостным, торжественным голосом декламирую: «С Новым годом!», хотя на дворе стоит середина июля… Такое необычное приветствие вовлекает посетителя в атмосферу игры, лицедейства, театрального капустника. Ещё один пример: мы образовали «паровозик» — и я громко командую гостям: «Побежали!»
— Разве по тёмному залу можно бегать?
— Нет, конечно! Бегать нельзя из соображений безопасности, чтобы не сбить с ног других посетителей и наших официантов. Но такие шутливые замечания официанта раскрепощают атмосферу, делают наше общение непринуждённым, дружеским. Большинство гостей видят меня в первый раз. И уже через несколько минут они начинают воспринимать меня как старого знакомого, доброго приятеля, а не просто человека, приносящего им пищу. Это не может не радовать!
Расскажу Вам ещё об одной особенности нашей работы: мы почти всегда предлагаем незнакомым людям сесть за один большой стол. И в темноте у посетителей завязывается интереснейшее общение. Именно темнота помогает нашим гостям «раскрыться»: лучше понять себя и лучше понять другого человека, сидящего рядом. Темнота «отбрасывает», отметает всё лишнее, пустое, наносное, несущественное… Исчезает внешняя оболочка человека и можно заглянуть в душу. Поэтому беседы в темноте получаются очень искренними, глубокими и душевными.
— Но ведь далеко не всем людям комфортно находиться за одним столом с незнакомыми людьми. К вам ведь приходит много пар, которые, наверное, хотели бы побыть наедине.
— Такая возможность, конечно же, тоже есть. У нас имеются и столы для двоих… Но, с другой стороны, согласитесь, что предложение сесть за общий стол является весьма неожиданным. В других ресторанах гостям этого не предложат! И в этой неожиданности, новизне также заключается «фишка» нашего заведения. Конечно, приятно пообщаться со своим визави в приятной, романтичной обстановке. Но, с другой стороны, не менее интересно узнать и других людей: новых, незнакомых. Это расширяет кругозор.
— Мой ужин в ресторане продолжался около полутора часов. Это стандартное время пребывания в тёмном зале?
— Да, так обычно и происходит. Полутора-двух часов вполне достаточно, чтобы не спеша поужинать и вдоволь пообщаться. Полтора-два часа — это разумное, оправданное время пребывания в тёмном зале. Если находиться в темноте дольше, то у многих зрячих людей может возникнуть чувство страха, тревожности.
Как говорится: хорошего понемножку… С темнотой тоже нельзя перебарщивать! По результатам научных исследований, именно полтора-два часа в темноте обладают наиболее выраженным целебным, реабилитационным эффектом. За это время происходит психологическая перезагрузка.
— Наши глаза могут отдохнуть.
— На самом деле не только глаза отдыхают. За это время человек успокаивается, расслабляется. Посещение ресторана — это возможность заглянуть в себя, понять, что является в жизни наиболее важным и существенным.