Оренбургский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России
Проводимые в Российской Федерации реформы здравоохранения требуют соответствующего кадрового сопровождения, что ставит перед системой подготовки медработников задачу корректировки образовательных программ с учетом происходящих перемен, а перед системой здравоохранения в целом — задачу наиболее эффективного использования квалифицированного труда.
Сестринское дело является важной составной частью системы здравоохранения, в которой профессионализм врача, эффективность использования сложного современного лечебно-диагностического оборудования и внедрение новых методов лечения невозможны без высококвалифицированного сестринского ухода, в котором роль медицинской сестры нельзя рассматривать только как вспомогательную.
В настоящее время медицинская сестра — признаваемая обществом личность, самостоятельно выполняющая широкий круг определенных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Сегодня сестринское дело требует понимания, применения специальных знаний и умений, оно основывается на знаниях и технике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии и других.
В наше время повышенной грамотности населения средний и младший медицинский персонал должен владеть большим объемом знаний практического и теоретического характера. В среде медицинских сестер особое место занимает операционная медсестра, которая под руководством хирурга выполняет необходимый перечень работ по обеспечению оперативного вмешательства.
Работа в операционной неотъемлема от других компонентов лечебного процесса. Профессия операционной медсестры требует специальных знаний и самых разносторонних навыков. Ей должны быть присущи: высокая ответственность и требовательность, тактичность и терпение, владение в полном объеме опытом работы на всех участках хирургического профиля, необходимо стремиться и быть профессионалом высокой квалификации.
В исключительных случаях операционная медицинская сестра может выполнять функцию ассистента, если она обладает большим опытом работы в операционной. По установившейся традиции вся полнота формальной ответственности за исход операции возлагается на хирурга, а медсестра-ассистент, по меньшей мере, морально полностью разделяет с хирургом ответственность за операцию.
Производство операции бригадой предполагает достаточную слаженность, сработанность и доведенное до автоматизма совместное выполнение всей последовательности оперативных приемов. В идеале сестра-ассистент должна знать ход и особенности операции, выполнять предназначенные приемы. Именно тогда она сможет мысленно поставить себя на место хирурга и наилучшим образом помочь ему, особенно в критических случаях.
Офтальмохирургия, как часть хирургии, развивается наиболее высокими темпами и во многом является самой высокотехнологичной. В современной хирургии, в том числе и в офтальмологии, значительно увеличилась доля малоинвазивных вмешательств, имеющих специфику хирургической техники и выполняемых на высокотехнологичном и дорогостоящем оборудовании, представленными новейшими электронно-оптическими приборами, ультразвуковыми и лазерными системами, новейшими инструментами и расходными материалами, современными операционными микроскопами. Выполнение современных операций диктует необходимость квалифицированных действий операционной медицинской сестры по обеспечению безопасности и комфортности оперативного вмешательства, ответственности за сохранность и исправность аппаратуры. Все это требует умения работать с дорогостоящим оборудованием, что с каждым днем повышает требование к квалифицированному образованию офтальмологических операционных сестер.
На этапе реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации значимым и актуальным является проведение модернизации системы медицинского образования. В целях совершенствования качества среднего медицинского образования проводятся реформы, инновации, внедрение новых технологий и т.д.
Каждая операционная сестра должна владеть всем технологическим процессом проведения операции и являться надежным помощником офтальмохирурга. Внедрение в офтальмологию современных технологий требует постоянного повышения профессионального уровня операционных медсестер. Они в процессе ротаций должны знать работу любого офтальмологического хирургического оборудования и этапов оперативного вмешательства, проводимого хирургом, что способствует слаженной работе операционного блока.
Кроме того, они должны обладать необходимым уровнем теоретических знаний, навыками профессионального общения, выполнять сестринские манипуляции, используя современные технологии. Участие медицинской сестры в лечении пациентов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача. Особенности и содержание их работы значительно отличается от работы медицинских сотрудников других операционных блоков.
Совершенствование компетенций офтальмологических операционных сестер как специалистов, повышение их профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, это: введение в цикл повышения квалификации стажировки на рабочем месте; внедрение различных форм дистанционного обучения, что предполагает самостоятельное изучение тем на образовательном портале, участие в вебинарах и онлайн-обсуждениях, получение консультаций в офлайн-режиме; сопровождение лекционного материала обучающими видеороликами или презентациями; введение в обучающий курс материала по анатомии и физиологии органа зрения и методов исследования глаза и его придатков, вопросов психологии общения с пациентами.
В связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач должна быть определена динамика обновления теоретических и практических знаний специалистов. Исходя из этого, постоянно проводится коррекция и оптимизация программ обучения в соответствии с последними достижениями офтальмологической науки и практики и технологии образования.
С этой целью в 2018 году на базе Оренбургского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России был организован и проведен первый практический курс WETLAB для медицинских сестер по теме: «Работа среднего медицинского персонала в операционном блоке».
В рамках данного курса были изучены теоретические и практические вопросы по основным направлениям в офтальмохирургии: катаракта, глаукома, окулопластика, рефракционная и витреоретинальная хирургия и др. Специалисты делились своими знаниями и усовершенствованиями организации деятельности медицинской сестры офтальмологического профиля. Медицинским сестрам была представлена возможность изучить актуальные вопросы обеспечения инфекционной безопасности применяемого инструментария, познакомиться с новыми видами хирургического оборудования и расходных материалов.
Каждый из участников имел возможность не только получить новые знания, задать интересующие вопросы специалистам, но и максимально отработать практические навыки.
Учитывая постоянное усовершенствование и оснащенность операционной высокотехнологичным оборудованием, сложность оперативного вмешательства при оказании специализированной медицинской помощи в современных условиях требует от операционной медсестры высокой квалификации, знания хода операций и владения техникой работы на компьютеризированной аппаратуре, что обеспечивает безопасность, комфортность всего хирургического процесса. Качество проведения сложных операций напрямую зависит от квалификации медицинского персонала. Операционный блок является сердцем любого хирургического стационара, а его сотрудники, особенно операционные медицинские сестры — главная основа и гарантия успеха его работы.
В первом практическом курсе WETLAB для медицинских сестер приняли участие 10 человек из Екатеринбурга, Кемерова, Воронежа, Самары, Пензы. По результатам обучения было проведено анкетирование с целью выявления эффективности проведенной работы. Все респонденты отметили высокую потребность в проведении подобного рода обучения для среднего медицинского персонала, а также нехватку в существующей системе образования подобного рода курсов. Более 90 процентов выделили практическую составляющую, благодаря чему были достигнуты основные цели WETLABа: высокий уровень усвоения информации, возможность получения навыков в практической работе при проведении хирургического вмешательства на высокотехнологичном оборудовании, обмен личным опытом; демонстрация значимости командной работы медицинского персонала. Все обучающиеся выказали желание в увеличении практических занятий по работе в операционной. Большая заинтересованность в принципах работы аппаратов. Практически все респонденты отметили высокое значение темы по обработке инструментов. На обучающем курсе выступали представители компаний, выпускающих расходные материалы, операционные инструменты. На их лекциях подробно рассказывалось как применяется тот или иной инструмент, объяснялась техника использования, причина создания той или иной модели устройства, последовательность использования. Широко рассматривался вопрос ошибок в применении инструментов. Эти выступления в каждой анкете были оценены по значимости по пятибалльной шкале, каждый участник анкетирования выставил максимальную оценку. Из недостатков курса была указана нехватка информации по следующим пунктам: ведение документации в операционной, практика при проведении операций пациентам детского возраста.
Приводим записанное интервью старшей медицинской сестры операционного блока г. Воронежа областной офтальмологической клинической больницы Сухоруковой Елены Леонидовны как отклик на нужды медицинских сестер.
— Елена Леонидовна! Вы впервые принимаете участие на подобного рода курсах?
— Да, именно на подобного рода курсах впервые. Конечно, многие из нас были на стандартных курсах повышения квалификации, но все они носят более общий характер, а узкоспециализированные не проводятся. Эти курсы для нас ценны, так как направлены на работу при оперативном вмешательстве, рассматривались именно вопросы хирургии. Основной упор был сделан на быстро развивающуюся витреоретинальную хирургию.
— На этих курсах была и практика, и теория. С Вашим многолетним стажем, было что-то новое для Вас?
— Мой стаж составляет 30 лет, а операционной сестрой — 29 лет.
И знаете, несмотря на это, теория, которая была нам дана в очень большом объеме, была уместна, так как сразу следовало практическое закрепление. А некоторые вопросы, возникающие по ходу обучения, были для меня озвучены впервые. Затрагивались тонкости нашей профессии. Сама подача материала была новой, обучение проходило в форме диалога. Учитывая то что численность самой группы была небольшой, у нас была возможность тесно делиться опытом. Проживали мы также вместе, что позволяло нам обсуждать увиденное и услышанное практически круглые сутки. Было очень интересно наблюдать как решаются некоторые моменты в рабочем процессе на примере Оренбургского филиала.
— Лекции вам зачитывали коллеги, медицинские сестры Оренбургского филиала. Ваше мнение по этому поводу?
— Конечно, в новинку. Однако сложилась комфортная обстановка, проще задавать вопросы тем, кто не понаслышке знает о каких-то проблемах, связанных с работой операционных сестер.
— На курсе были медсестры из государственных и частных медицинских учреждений. Возможно, была разница в подходах в работе?
— Знаете, нет. Тем более многие частные клиники сейчас обслуживают пациентов по ОМС. В некоторых клиниках на плечи операционной медсестры ложатся какие-то функции даже медицинского инженера, поэтому информацию, которую давал, например, инженер вашего филиала, была кстати. Мы знаем, что ваш филиал организовывает конференцию именно для медицинских сестер, к сожалению, нам не посчастливилось на ней побывать. Знаем, что участие принимают представители всех форм собственности. И также происходит обмен опытом, обсуждение тем, касающихся нашей работы. А это очень важно, чтобы проблемы обсуждались, так и находятся пути их решения. Я очень благодарна нашему руководству, что оно приняло решение направить нас на данный курс.
Оценив высокую эффективность проведенной работы, руководством клиники было принято решение о проведении последующих курсов для медицинских сестер операционного блока. Второй аналогичный курс был проведен с 19 по 23 ноября 2018 г.
Профессор А.Д. Чупров, А.О. Лосицкий, Э.А. Петросян, А.В. Каширина