Аннотация нового издания о подготовке детей со зрительной депривацией к школьному обучению
В октябре 2014 года на базе Всероссийского центра глазной и пластической хирургии (г. Уфа) состоялся международный семинар на тему «Регенеративная хирургия зрительного нерва», краткий отчет по которому был представлен читателям на страницах газеты «Поле зрения» (2014, № 6) в статье «Четверть века на службе регенеративной медицины».
В рамках данного научно-практического форума был проведен сателлитный семинар-тренинг «Психофизиологическая реабилитация пациентов с заболеваниями зрительного нерва».
Вниманию участников были представлены лекции по методам диагностики и психофизиологической реабилитации пациентов с поражениями зрительного нерва. Отдельные сообщения были посвящены роли нейрофизиологических исследований, а также психологическим аспектам мониторинга зрительных функций.
В формате круглого стола слушатели делились собственным опытом работы в этой исключительно важной медико-социальной сфере деятельности. Во время обсуждения офтальмолог из г. Челябинска Елена Ивановна Рыжая представила аудитории коллективный труд «Комплексное сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного обучения» (Методическое пособие под общей редакцией кандидата психологических наук Ж.Г. Кульковой, Издательство «Цицеро», 2014).
Авторский триумвират настоящего издания представлен специалистами самого различного профиля: Е.И. Рыжая — врач-офтальмолог ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» (г. Челябинск), Л.А. Исламова — педагог-психолог и С.А. Худякова — учитель-дефектолог, учитель-логопед — также сотрудники указанного центра.
Несомненный успех авторов определяется комплексным подходом к решению проблем лечения, социальной адаптации и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями органа зрения.
Взятая творческим коллективом на во-оружение медико-психолого-педагогическая доктрина ариадновой нитью проходит по всем главам издания. Она сродни догмату триединства в православной теодицеи. Подобная аналогия вполне уместна, если вспомнить о возрасте и характере патологии наших пациентов. Нет необходимости далее развивать сформулированный тезис. Каждый читатель для себя определит, какие места рассматриваемые научные дисциплины — офтальмология, психология и педагогика — могут занять в христианском мироощущении.
Всесторонний подход к лечению, образованию, психологической и социальной абилитации детей дошкольного возраста отражается не только в названии, но и в структуре издания. Так, первая глава посвящена организации офтальмологической помощи слепым и слабовидящим детям дошкольного возраста. Здесь представлены не только медикаментозная терапия, но и различные методы физиотерапевтической коррекции, включая современные технологии цветоимпульсной терапии, возможности рефлексотерапии.
Вторая глава раскрывает цели и содержание психологических коррекционно-развивающих занятий с указанным контингентом детей. Автор главы, психолог Исламова Л.А., описывает пути социализации и интеграции слепого ребенка на уровне семьи, детского коллектива. Вполне оправдано самостоятельный раздел отведен работе психолога с родителями.
И, наконец, в третьей главе читатель может познакомиться с методами педагогической работы со слепыми дошкольниками. Глава содержит подробное описание методик занятий учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Библиография включает сорок четыре источника, которые, несомненно, заинтересуют специалистов. Пособие завершают четырнадцать приложений, содержащих ссылки на нормативно-правовые документы, а также подробное описание самых разнообразных реабилитационных и коррекционных технологий из сферы работы авторов издания.
Представляемый фолиант написан с любовью людьми неравнодушными к своему труду, болеющими за судьбы своих маленьких пациентов. Достойна уважения и сама организация нового типа. Как известно, начиная с 1998 года, в нашей стране начали открываться образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи. И созданный в г. Челябинске центр подобного типа, очевидно, может стать школой передового опыта.
Прочитав любой трактат, невольно задумываешься и о перспективах дальнейших исследований, возможных путях развития любой инновации. Настоящее пособие не исключение.
Так, с первой главы указывается на необходимость индивидуализации траектории лечебного и образовательного процесса. При этом в качестве исходных групп детей с тяжелыми нарушениями зрения авторами выделяются три категории:
– тотально слепые дети (абсолютная слепота);
– дети со светоощущением;
– дети с остаточным зрением (острота зрения от 0,04 до 0,05 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции).
Авторам можно рекомендовать использовать в своей дальнейшей работе методику количественной оценки остроты зрения в интервале от 0,05 до тотальной слепоты с градацией на сотые и тысячные доли. Данная технология разработана сотрудниками научно-исследовательского отдела электрофизиологии и психофизики зрительной системы Всероссийского центра глазной и пластической хирургии под руководством к.б.н. А.Р. Шарипова («Программа для исследования зрительных функций в диапазоне непредметного зрения». Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2006613046). Предоставляемая методика позволяет ранжировать слепых на отдельные категории с использованием объективных критериев. А за этим стоит разная стартовая позиция для пациентов, а соответственно, и строго индивидуальный образовательный вектор.
В сопряжении с персонификацией лечебно-реабилитационного курса следует рассматривать также необходимость максимального использования и развития имеющихся у пациентов зрительных функций. На это обращают внимание и авторы пособия. И здесь на первое место встает медицинская экспертиза слепых и слабовидящих детей. Это, в свою очередь, требует постоянного взаимодействия специальных образовательных учреждений с региональными детскими офтальмологическими центрами.
В подобной кооперации лежит ответ на главный вопрос: какова должна быть траектория психолого-педагогического дискурса с учетом объективно установленных исходных параметров зрительных функций и возможного ресурса их дальнейшего развития. Другими словами, этапность, характер и направленность лечебных, образовательных, психологических мероприятий должны быть индивидуализированы и определяться результатами специальных диагностических исследований, в обязательном порядке включающих цифровой мониторинг зрительных функций у каждого пациента, в том числе в диапазоне непредметного зрения. Очевидно, что при абсолютной слепоте и полном отсутствии у ребенка любых анатомо-функциональных предпосылок развития зрительного анализатора, он патронируется исключительно специализированным образовательным учреждением, представляемым авторами пособия.
И в заключение обратимся к опыту тех, кто, лишенный зрения, достиг выдающихся результатов в своей профессиональной деятельности. Как правило, в таких случаях историки вспоминают древнегреческого поэта, создателя эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера, аргентинского прозаика и поэта, лауреата премии Сервантеса Луиса Борхеса. В этот же ряд можно поставить русского писателя С.Т. Аксакова, профессора медицины и архиепископа В.Ф. Войно-Ясенецкого и других. Жизнь каждого из них — это нравственный подвиг. Отметим, что упомянутые личности потеряли зрение в зрелом или пожилом возрасте.
В контексте обсуждаемой сегодня проблемы ближе всего жизнь и деятельность хорошо известного француза Луи Брайля. Прежде всего потому, что он ослеп в три года. Бороться за сына решил его отец. Он брал Луи с собой повсюду. В лесу и на реке мальчик познавал природу, слушал пение птиц. Рано научился читать с использованием шрифта Гаюи. Всю свою короткую, но яркую жизнь Л. Брайль неистово трудился: в пятнадцать лет он создал собственный точечно-рельефный шрифт, сегодня принятый в мире, работал преподавателем в школе для слепых, был виртуозным органистом. При этом заработанные им деньги вкладывал в издание книг для слепых.
Для Брайля педагогом, психологом и врачом в одном лице стал его отец. Учитель и ученик, отец и сын доказали всему миру, чего может достигнуть человек, с раннего детства полностью лишенный зрения. Именно эти возможности помогает раскрыть аннотируемое издание коллег из г. Челябинска и потому заслуживает внимания врачей-офтальмологов, психологов и педагогов.
Р. Нигматуллин
Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, г. Уфа