Самые крупные взносы в бюджет учреждения исходили от Уполномоченного Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых и церковно-кружечных сборов. Было немало состоятельных людей, которые вносили пожертвования в пользу убежища для слепых. Свидетельством этого является письмо о пожертвованиях, переданных златоустовским купцом Ф.А. Злоказовым и Белебеевской земской управой.
Из «Краткого отчета...», из списка членов Уфимского отделения Попечительства и последующих списочных отчетов следует, что число состоящих в Совете с каждым годом росло. Так, если в 1886 году число членов в Отделении составляло всего 9 человек, то к 1889 году в нем состояло 3 почетных члена — преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский, действительный тайный советник, статс-секретарь К.К. Грот и камергер двора Его Императорского Величества, действительный статский советник П.А. Полтарацкий — губернатор Уфимской губернии, также 12 членов-соревнователей и 39 членов-учредителей. Эти люди представляли собой «сливки» общества, их имена были у всех на слуху, они пользовались высоким авторитетом у населения. Вхождение в состав Совета отделения Попечительства самого губернатора и других влиятельных лиц губернии свидетельствует о значении, которое придавалось обществом такой благой деятельности, как оказание помощи слепым.
В конце 1890 года состоялось общее собрание членов Отделения, на котором был переизбран Председатель Совета Уфимского отделения Попечительства. Им стал новый губернатор Уфимской губернии, генерал-майор Лев Егорович Норд (состоял в должности с 10.03.1889 по 19.01.1894 г.). Следует отметить, что с этого времени именно губернатор становился председателем Уфимского отделения слепых.
Из «Краткого отчета о деятельности Уфимского отделения Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых за 1890 год» следует, что количество призреваемых возросло до 11 человек, а увеличение находящихся в убежище предполагало улучшение качества их пребывания: «В отчетном году во дворе убежища построен барак для занятий призреваемых ремеслами в летнее время. Кроме того, в здании убежища в том году произведен капитальный ремонт дома и именно: под здание убежища подведен каменный фундамент и под частию этого здания, выходящего на Колмацкую улицу (ныне улица Чернышевского), устроен подвальный этаж, в три окна, для щеточной мастерской; самое же здание с наружной стороны, равно заборы выкрашены, а внутри здания перебраны и окрашены полы». В Кратком отчете также указано, что в дополнение к своим основным занятиям, как изготовление корзин и дорожных сундуков, соломенных, мочальных и канатных матов, с октября отчетного года началось обучение слепцов щеточному мастерству. Для этой цели в убежище был принят щеточный мастер — бывший воспитанник Санкт-Петербургского убежища слепых Павел Михайлов. Отмечается, что из 11 слепцов у 8 оканчивался 3-летний срок пребывания в убежище. Из них половина — четыре слепца — были готовы к самостоятельной жизни, соответственно, четверо «как малоразвитые физически и умственно, вследствие неблагоприятной обстановки, в которой они находились до принятия их на призрение, не оказали успеха в изучении преподаваемых им в убежище ремесел».
Внимание уделялось и духовному развитию призреваемых. Они безвозмездно проходили обучение духовному пению и в праздничные дни участвовали в пении в церкви.
В начале 1891 года Уфимское отделение Попечительства направило прошение в адрес состоящего под августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых «о необходимости замены существующего ныне в г. Уфе убежища для взрослых слепых училищем для малолетних слепцов». К письму были приложены «Доклад Совета Уфимского отделения Попечительства
Императрицы Марии Александровны о слепых к общему собранию г.г. членов Отделения Попечительства» и «Протокол общего собрания членов Уфимского отделения Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых» от 15 февраля 1891 года, подписанные председателем Отделения.
В докладе, в частности, говорится о том, что «взрослые слепцы, поступая в убежище из таких семейств, в которых не прилагалось никаких стараний к методическому развитию как умственных, так и физических способностей слепцов с самого юного возраста, оказываются в большинстве случаев неспособными к усвоению приемов наиболее легких ремесел и совсем, или почти совсем, не поддаются развитию умственному... Таким образом, главная цель убежища дать призреваемым слепцам в руки ремесло, которое обеспечивало бы их существование по выходе из убежища, достигается не вполне... Главное Попечительство наиболее полезным типом заведений для обучения и воспитания слепцов признает школы, в которых дети с 6 или 7-летнего возраста в течение 8 или 9 лет правильным методическим путем под руководством специально образованной наставницы подготовляются к переходу в ремесленное отделение школы, которое... будет выпускать молодых людей вполне способных самостоятельно снискивать себе пропитание ремесленным трудом и даже распространять усвоенные ими технические знания между другими слепцами».
Письмо Уфимского отделения после обсуждения на Совете Попечительства Марии Александровны о слепых было отписано Герману Павловичу Недлеру, служившему директором Александро-Мариинского училища для слепых детей с 1885 по 1917 годы.
К вышеприведенному письму были приложены проекты правил и программы будущего училища, которые с некоторыми незначительными исправлениями и дополнениями были утверждены 8 июня 1891 года Председателем Совета Попечительства Марии Александровны о слепых, статс-секретарем К.К. Гротом, что предполагает и утверждение открытия самого училища.
В «Правилах и программе обучения для Уфимского училища слепых мальчиков» представлен список условий для поступления в училище: «неизлечимая слепота на оба глаза, возраст от 7 до 11 лет включительно, способность к образованию и обучению и отсутствие других, кроме слепоты, телесных недугов и физических недостатков».
Был утвержден период испытания поступающих слепых детей сроком от 1 до 6 месяцев. «Если в этот промежуток времени пребывание его в училище окажется по каким-либо обстоятельствам невозможным, то он возвращается родным или опекунам». Причем ребенка могли отчислить из училища в случае, если его пребывание «окажется бесполезным для его собственного развития или же вредным для других воспитанников».
В Уфимское училище бесплатно принимались дети бедных родителей. Дети состоятельных родителей могли быть приняты за плату, в случае наличия вакансии. Нормальный размер платы составлял 300 рублей, но Совет Отделения Попечительства мог уменьшать эту норму в соответствии с имущественным положением родителей и опекаемых.
Обучением мальчиков должны были заниматься учитель или учительница, имеющие право элементарного обучения и практически ознакомившиеся с особенностями обучения слепых и надзора за ними. Учителю вверялась как учебно-воспитательная, так и хозяйственная часть заведения.
Училище состояло из двух классов: приготовительного и необходимого числа нормальных классов; в каждом из этих классов ученики оставались столько времени, сколько необходимо для выполнения учебной программы, но по достижении 15-летнего возраста они переходили в ремесленное отделение школы.
Задача «приготовительного» класса заключалась не столько в обучении, сколько в воспитании призреваемых. В первую очередь — это искоренение вредных привычек, приучение к гигиене, аккуратности, укрепление и развитие органов тела, особенно рук и органов внешних чувств, особенно чувства осязания. Обучение ограничивалось ознакомлением «с основными истинами религии и с важнейшими молитвами, приучение к правильной речи, сообщение ясных и точных представлений о предметах внешнего мира и, наконец, посильное развитие умственных способностей. Обучение грамоте исключается из курса первого года».
Но это вовсе не значило, что отменялись все гуманитарные и технические предметы. Так, в курс подготовительного класса все же были включены уроки русского языка и арифметики. Этот список дополняли Закон Божий, предметные уроки (наглядное ознакомление детей с окружающими их предметами путем осязания), фребельские занятия (плетение, вышивание, лепка, работы из горошин, сгибание бумаги, занятия строительными бумагами), гимнастика и подвижные игры, гимнастика пальцев и кистей рук, упражнение органов чувств, пение светское и духовное. Для последнего был приглашен отдельный учитель.
Если «приготовительный» класс был один, то число «нормальных классов» зависело от количества обучаемых детей. Программа данных классов предполагала работу с учениками строго по составленному плану занятий по каждому классу и предмету.
В конце учебного года учащимся проводились испытания, по результатам которых они переводились в другой класс, т.е. обучение слепых юношей шло аналогично другим учебным заведениям. Каждые два месяца учительницы или учителя составляли краткие письменные отзывы о поведении, прилежании и успехах учащихся как по учебным предметам, так и по ремеслам, и по музыке; отзывы вносились в особый журнал, хранившийся у учительницы. Программа «нормальных классов» в основе своей имела те же предметы, что были в подготовительных классах, но объемы предметов были значительно больше. В дополнение к списку были включены уроки письма, которые предполагали собой не только обучение писанию, но и объяснительное чтение, пересказ устный и письменный, заучивание наизусть, выразительное чтение заученного, элементарный курс грамматики и грамматические упражнения, правила правописания и диктовка, упражнения в письменном изложении своих мыслей. Также в программу были включены уроки «родиноведения и географии (план классной комнаты, этажа, дома училища, околотка (окрестность), города, губернии, выяснение основных географических понятий, география России в объеме учебника Пуциковича)» (Пуцыкович Ф.Ф., «Элементарная география»), истории России, естественной истории (биологии). День в училище начинался с 7 ч. утра (летом в 6 ч. утра) и оканчивался в 9 ч. вечера.
В связи с тем, что решение об открытии училища было принято, появилась необходимость в учителе. На эту должность Уфимское отделение Попечительства рекомендовало воспитанницу Уфимского Епархиального женского училища Елену Дмитриевну Нечаеву. Ее кандидатура в Попечительстве Императрицы Марии Александровны о слепых была одобрена, и после ознакомления с методами работы со слепыми в Санкт-Петербургском Александро-Мариинском училище она приступила к своим непосредственным обязанностям.
Одним из печальных обстоятельств, возникших при открытии училища, явилась необходимость отправки домой призреваемых в бывшем убежище взрослых слепых. На тот момент в убежище числилось 10 слепцов. Как видно из доклада Уфимского отделения Попечительства председателю Совета Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых по упразднению Уфимского убежища для взрослых слепых, 6 слепцов «вследствие неблагоприятной обстановки, в которой находились они до принятия их на призрение в убежище, оказались малоразвитыми физически и умственно и потому неспособны к самостоятельной работе». Все они были направлены по своему месту жительства с уплатой в течение года денежного пособия в размере 3 рублей в месяц. Еще один слепец, мещанин по происхождению, не способный к труду по болезни, был помещен в мещанскую богадельню также с получением ежемесячного пособия. Лишь трое из бывших воспитанников, должным образом изучив ремесленное дело, обеспечили себе самостоятельную жизнедеятельность. Эти слепцы при содействии Отделения Попечительства организовали артель по плетению корзин и изготовлению щеток. Процесс отбытия слепых из убежища являлся завершающей вехой в 3-летней истории Уфимского убежища для взрослых слепых.
В конце 1891 года Уфимское отделение Попечительства было переименовано в Уфимско-Оренбургско-Уральское отделение Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.