Наталья Залевская: «Вся моя душа — в жестах»
Наталья Леонидовна Залевская из Челябинска — единственный деятель искусств России, полностью лишенный зрения, выступающий в жанре жестового пения. Исполнение песен на языке жестов — любимый жанр искусства глухих людей. Но, как правило, певцы-жестовики хорошо видят. Жительница южно-уральского города является исключением. Она — слабослышащая слепая.
Наталья Леонидовна уверенно держится на сцене. В 2012 году она стала победителем Всероссийского конкурса исполнителей жестовой песни в Улан-Уде. В марте-апреле 2015 года принимала участие в культурной программе ХVIII Зимних Сурдлимпийских игр (Олимпиады глухих и слабослышащих спортсменов), проходивших в Ханты-Мансийске и Магнитогорске.
Один раз в четыре года Сурдлимпиада собирает сильнейших спортсменов всего мира, являющихся инвалидами по слуху. В нашей стране подобное мероприятие, также как и Зимняя Олимпиада и Паралимпиада в Сочи, проводилось впервые.
Во время российской «Европейской недели реабилитации и культуры для слепоглухих людей» Наталья Залевская также продемонстрировала свое мастерство. Несколько песен в ее исполнении прозвучали во время гала-ужина, посвященного завершению мероприятия. Особенно понравилась собравшимся песенка Исаака
Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача «Жил отважный капитан».
* * *
— Наталья Леонидовна, хотелось бы разобраться, что же за жанр искусства — жестовое пение. Вроде бы слово «пение» предполагает использование голоса. Но в данном случае процесс исполнения происходит совершенно беззвучно…
— Жестовое пение — это не просто перевод слов песни на язык жестов. Самое главное в этом жанре, что бы жесты в полной мере отражали ритм музыки и ее мелодию. Исполнение жестовых песен должно быть одновременно гармоничным и экспрессивным, образным и доходчивым. Жестовое пение помогает слабослышащим и глухим людям насладиться красотой и своеобразием музыкального произведения.
Хотелось бы сказать, что даже люди полностью лишенные слуха способны воспринимать музыку. Они ощущают музыку не ушами, а всем телом, воспринимают музыкальный ритм. Слабослышащим людям помогают слушать музыку современные слуховые аппараты, а жестовое пение дополняет это впечатление.
— Исполнители жестового пения — тотально глухие. Или у них есть остаток слуха?
— Обычно у исполнителей жестового пения имеется остаток слуха, как у меня. Но певец может быть и тотально глухим, если у него имеется чувство ритма и хорошая мышечная память. Даже если у человека нет слуха, он может представить песню таким образом, чтобы каждый жест соответствовал музыкальному сопровождению. Для этого нужно долго репетировать.
— Что самое трудное и самое интересное в жанре жестового пения?
— Самое трудное и самое интересное: это перевести словесный текст на язык жестов. Певец может сделать это самостоятельно. Или он может воспользоваться услугами режиссера-постановщика. Логика жестового языка существенно отличается от словесной речи. Далеко не все, что сказано словами — можно четко и недвусмысленно передать жестами. И наоборот.
Например, в песне Эмила Димитрова на стихи Бориса Баркаса «Арлекино», которая стала знаменитой благодаря Алле Пугачевой, есть такие слова: «По острым иглам яркого огня бегу, бегу, дорогам нет конца» В словесной речи этот образ вполне понятен. Но в языке жестов есть два разных жеста для «огня» и для «иголок». Соединить эти жесты или представить их вместе — очень сложно. Глухой человек может подумать: «Что за чушь? Какое отношение иглы имеют к огню?»
При исполнении песен на языке жестов ритмичность и музыкальность должны сочетаться с понятным содержанием. Важно избегать любых смысловых недоразумений.
— Язык жестов, который певцы используют на сцене — это тот же язык, на котором глухие люди общаются в повседневной жизни?
— Не совсем. У «словесников» также существуют значительные различия между сценической речью и бытовой коммуникацией. Далеко не каждый человек, обладающий слухом и здоровыми голосовыми связками, может выйти на сцену с драматическим или музыкальным номером.
Такая же ситуация и с языком жестов. Чтобы освоить жестовое пение или участвовать в драматических постановках «театра мимики и жеста» — надо тренироваться с детства. Кружки «жестового пения» и театральные студии существуют во всех специализированных школах для глухих и слабослышащих детей. Я тоже училась в такой школе. Жестовым пением также занимаются в клубах и дворцах культуры, действующих при региональных организациях Всероссийского общества глухих (ВОГ).
— А человек, потерявший слух во взрослом возрасте, может освоить жестовое пение, выучить язык жестов?
— Это вполне возможно, хотя и не просто. Большинство исполнителей жестового пения владеют жестами с самого детства. Они выросли в семьях инвалидов по слуху. У меня было именно так. Мой папа был глухим, мама — слабослышащей.
Язык жестов — это тысячи и тысячи жестов, обозначающих различные явления и понятия. Их можно учить всю жизнь, также как и китайские иероглифы. А сценические жесты могут существенно отличаться от бытовых. Их тоже нужно специально учить.
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я родилась в 1960 году. У меня синдром Ушера. Родилась слабослышащей, а зрение полностью потеряла в 2000 году. Процесс потери зрения был очень медленным, долгим и мучительным. В 1986 году, когда мне было 26 лет, врачи мне сообщили, что я неминуемо ослепну. Это был шок. У меня в то время было двое маленьких детей… Первую группу инвалидности по зрению мне установили в 1998 году. Тогда у меня еще оставался крошечный остаток зрительных функций, но и он вскоре исчез…
Слух у меня тоже упал. В настоящее время без слухового аппарата я не слышу практически ничего, но со слуховым аппаратом могу воспринимать музыку, общаться с людьми.
— Как Вам удается выступать на сцене, продолжать заниматься жестовым пением, будучи полностью слепой? Вы ведь не можете наблюдать за другими исполнителями жестовой песни…
— Это парадоксальная ситуация. Будучи слепой, я действительно не могу воспринимать жестовое пение других исполнителей. Поэтому мне трудно повышать свою квалификацию. Но я ослепла, уже обладая огромным опытом в этом жанре. Свои собственные жесты мне не нужно видеть, их прекрасно помнят мои руки, мое тело… С другими исполнителями я тоже могу, как и все слепоглухие люди, тактильно общаться на языке жестов.
Выступления на сцене доставляют мне огромную радость. И близкие люди мной гордятся! С моим мужем Сергеем мы создали семью в 1979 году. Мы были одноклассниками, дружили с детства… В 1980 году родился сын Ян, в 1981 году — дочь Оксана. Наверное, я не смогла бы преодолеть слепоглухоту, не смогла бы продолжать выступать на сцене без помощи родных и близких. И сама стараюсь быть им полезной.
— Общаясь с Вами, понимаешь, что Вы — сильный человек.
— Я стараюсь быть сильной. И считаю себя счастливым человеком. Мне выпало счастье вырастить достойных детей и принять участие в воспитании внуков…
У сына Яна прекрасная жена Лена. В их семье растет дочь Полиночка, моя любимая внучка, ей уже четырнадцать лет.
У дочери Оксаны судьба сложилась не столь благополучно. Ее муж трагически погиб еще до рождения сына Максима. Став вдовой, устроить личную жизнь Оксана так и не смогла или не захотела... Сейчас Максиму уже четырнадцать лет, также как и Полине. Для меня было очень важно максимально помочь дочери в воспитании ее сына. Фактически это стало делом моей жизни. Поэтому о своих собственных проблемах и болезнях я не думала.
— Хотелось бы подробнее поговорить с Вами о языке жестов.
— Вся моя душа — в жестах! Я очень люблю этот язык за точность, яркость, образность, выразительность, экспрессивность, эмоциональность… Существует очень много красивых, лиричных, поэтичных, наивно-трогательных жестов. Например, мне очень нравится жест «объяснение в любви». В этом случае ладонь нужно приложить к сердцу. Все просто и понятно! А если приложить обе ладони к сердцу, это означает — «очень люблю, жить без тебя не могу».
Фотографии из архива фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»