В 2006 году Татьяна Петровна Семёнова полностью потеряла зрение. Выстоять под ударом судьбы ей помогло художественное творчество. В 2007 году она разработала уникальную технику «вязаных картин». За эти годы было создано более двухсот пятидесяти работ, украшающих ныне многочисленные частные коллекции, а также помещения Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (ВОС), городской библиотеки для слепых и слабовидящих, Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению и других организаций.
Илья Бруштейн
Творчество преодолевает депрессию
Татьяна Петровна не является профессиональным художником. По профессии она — преподаватель русского языка и литературы. Рисовала с детства, интересовалась историей искусств. «Я ослепла в результате опухоли головного мозга. Эта опухоль официально называлась «доброкачественной», но добра она мне не принесла…», — с грустной улыбкой замечает Семёнова.
Практически у всех людей потеря зрения в сознательном возрасте вызывает глубокую депрессию. Героиня нашей статьи не стала исключением. «Особенно тяжко было сознавать, что больше никогда не смогу рисовать, писать маслом, стоять за мольбертом, — рассказывает Татьяна Петровна. — Позднее я узнала о творчестве незрячих художников Олега Зиновьева, Сергея Поползина, Дмитрия Дидоренко. Они рисуют с помощью трафаретов… Но меня эта техника не привлекла. Да, незрячий человек может стать автором акварельных или масляных картин. Но он не способен ими любоваться».
Семёнова решила, что должна создавать объёмные картины, приносящие радость и зрячим, и незрячим людям. Что же представляет собой техника «вязаных картин»? Каким образом она возникла? С ранней юности Татьяна любила не только рисовать, но и вязать: кофты, юбки, свитера, шарфы, варежки… Нередко предметы гардероба она украшала связанными крючком объёмными фигурками животных: забавными собачками, кошечками, хомячками, бегемотиками.
После потери зрения пришла мысль, что можно вязать не только предметы гардероба, но и настоящие картины. «Героев своих работ — людей, животных, сказочные персонажи — я создаю крючком, а фон — спицами, — рассказывает художник. — Такая техника вполне логична: крючок позволяет вязать любые объёмные фигуры, воплощать любые замыслы... На последнем этапе фигурки просто пришиваются к фону. И всё — картина готова! Теперь её осталось только приклеить к деревянной раме».
Для того чтобы работать без посторонней помощи, Т.П. Семёнова создала собственную систему обозначения цветов. Каждый клубок пряжи помечается особыми «сигналами» — сочетанием петелек и узелков. Например, один узелок обозначает голубой цвет, два узелка — вишнёвый, три узелка — зелёный, одна петелька — красный, две петельки — розовый, петелька и узелок — синий, петелька и два узелка — коричневый…
Семёнова подчёркивает, что изначально целью художественного творчества было преодоление депрессии. Эта цель была достигнута. «В дальнейшем я обнаружила, что мои работы интересны не только мне самой, но и другим людям. Предложили устраивать выставки, появились публикации в прессе, сюжеты на телевидении… Это очень радует. В первую очередь хотелось бы, чтобы моё творчество дарило радость инвалидам по зрению. Ведь эти картины можно рассматривать пальцами!»
Немало незрячих и слабовидящих людей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области восприняли пример Татьяны Петровны как руководство к действию. Они тоже взялись за спицы и крючок. Семёнова уже провела мастер-классы в нескольких местных организациях ВОС. К ней обращаются за советом и любители вязания с большим стажем, и новички.
«Передача опыта — важная часть моей жизни, — подчёркивает художник. — Когда я ослепла, то поняла, что хочу не только сама преодолеть это испытание, но и помочь своим товарищам по несчастью, быть им полезной».
Один из любимых писателей нашей героини — Алексей Максимович Горький. Ещё в юности она избрала своим жизненным девизом горьковские слова: «Человек — это звучит гордо!» После получения инвалидности девиз немного изменился. Теперь он звучит так: «Незрячий человек — это тоже звучит гордо!»
Вся жизнь — в вязаных картинах
Татьяна Петровна щедро дарит свои работы и частным лицам, и организациям, занимающимся реабилитацией инвалидов по зрению. Автор этих строк тоже был удостоен памятного подарка: картины, посвящённой нашему общению и озаглавленной «Журналист Илья Бруштейн берёт у меня интервью».
«Я решила изобразить журналиста с фотоаппаратом, а себя — со спицами для вязания. Для меня очень важно, чтобы сюжеты картин отражали реальные обстоятельства жизни: встречи, события, впечатления. В этом плане я — художник-реалист».
Одна из картин привлекла моё особое внимание. Она называется «Незрячие подростки читают книгу». Кстати, Татьяна Семёнова сама с удовольствием читает пальцами. Она регулярно знакомится с публикациями всех трёх российских журналов, выходящих рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом: «Наша жизнь», «Литературные чтения» и «Школьный вестник».
«Картина о незрячих подростках — многоплановая. Во-первых, мне хотелось показать, что чтение по Брайлю, чтение пальцами даёт человеку удивительно яркие тактильные ощущения. Во-вторых, эта картина затрагивает тему первой подростковой любви. Не случайно парень нежно держит руку девушки… Задний план посвящён мечтам незрячих подростков. Они мечтают о доме, о солнце… На переднем плане можно увидеть зелёную парту, за которой сидят герои. Но если присмотреться повнимательнее, то понимаешь, что перед нами не парта, а зелёная трава. Многие люди, потерявшие зрение (и я в том числе!), мечтают вновь иметь возможность полюбоваться синим небом и зелёной травой…»
Татьяна Петровна — прекрасный рассказчик. Её рассказы о картинах слушать так же интересно, как и рассматривать сами произведения. Одна из наиболее ярких работ называется «Я слепая. Ну и что?!» Эту картину автор снабдила не только названием, но и такими стихотворными строками: «Я слепая, ну и что?! // У меня есть руки, ноги, голова. // И весь мир впридачу, // Есть семья, друзья, работа, дом. // Пожелайте мне удачи!»
На картине художник изобразила себя в окружении членов семьи: дочерей Марины и Лены, зятьёв Евгения и Тимура, внуков Владимира и Виталия. «На переднем плане картины я сижу на диване с вязанием, а трёхлетний внук Виталий, играя, закрывает мне глаза своими детскими ладошками».
Одна из самых масштабных работ Татьяны Петровны — «Твоя Азбука по Брайлю». Её размер — 70×130 см. Картина находится в постоянной экспозиции Народного музея истории Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. «Цель создания панно — помочь людям, потерявшим зрение, запомнить рельефно-точечный шрифт. Рядом с рельефным изображением букв плоскопечатного шрифта я представила их брайлевское обозначение. Каждая буква снабжена забавным рисунком. Буква «и» проиллюстрирована иглой, буква «з» — зайцем на опушке, буква «у» — уточкой, буква «ю» — юлой…»
Сюжеты картин Татьяны Семёновой подсказывает сама жизнь. Например, одна из недавних работ носит название «Мой ангел-хранитель». На ней художник изобразила себя в чёрных очках и с белой тростью. За руку она держит ангела. «Эта картина посвящена всем добровольным зрячим (а порой и незрячим!) проводникам, помогающим мне перемещаться по городу. Опухоль головного мозга не только отняла у меня зрение, но и привела к серьёзным проблемам с ориентированием. В этой ситуации своих поводырей я действительно могу назвать «ангелами».
Семёнова — человек очень коммуникабельный. Во всех буклетах и проспектах, сопровождающих художественные выставки, всегда можно найти личный номер её мобильного телефона. Зрители имеют возможность в любое время позвонить автору и поделиться своими впечатлениями. «Я очень благодарна зрителям за внимание и доброжелательное отношение к моим работам. Со своей стороны, тоже стараюсь по возможности им помочь. Некоторые люди звонят мне, хотя у них нет никаких вопросов по вязанию или художественному творчеству… Им просто одиноко и некому позвонить».
Долгая дорога в Питер
Татьяна Семёнова родилась в 1963 году в Норильске. Позднее семья переехала в посёлок Усть-Абакан, расположенный недалеко от столицы Хакассии, города Абакана. Она окончила филологический факультет Хакасского педагогического института. Вышла замуж за коллегу-учителя. В 1985 году родилась дочь Елена. В 1987 году — дочь Марина.
К сожалению, брак быстро распался. Дочерей Татьяна Петровна воспитывала одна. «У меня было счастливое детство. Мама многому меня научила: рисовать, шить, вязать, готовить… Я тоже постаралась передать дочерям полезные для жизни знания и навыки. Очень рада, что сейчас они создали свои семьи, стали мамами. Обе дочери связали свою жизнь с искусством: Елена стала художником-дизайнером, а Марина — модельером женской одежды».
В 2003 году Елена поступила в один из питерских вузов. Марина в то время тоже планировала учиться в Северной столице. Татьяна Петровна решила быть рядом с дочерьми, жить в городе на Неве. Но после продажи благоустроенной квартиры в хакасском посёлке денег хватило только на покупку комнаты в коммунальной квартире в районном центре Луга Ленинградской области, в ста километрах от города. «Я решила специально купить комнату недалеко от городского вокзала, чтобы удобнее было добираться в Санкт-Петербург».
Работы по специальности в Луге не оказалась. Семёнова устроилась риэлтором в бюро недвижимости. Выходные проводила в городе на Неве, посещала выставки, музеи, театры… Всё изменилось в 2006 году, когда нагрянула тяжёлая болезнь.
На этом жизненном этапе большую помощь Татьяне оказала живущая в Усть-Абакане сестра-близнец Наталья. После потери зрения около года сёстры жили вместе. Но потом Татьяна решила снова начать «самостоятельную жизнь». «Для меня было важно найти выход из сложившейся ситуации, составить собственную «реабилитационную программу».
В личной «реабилитационной программе» оказалось два главных пункта: создавать вязаные картины и заняться массажем. Татьяна поступила в Санкт-Петербургский медицинский колледж № 2, который ведёт подготовку незрячих массажистов. «Я всегда мечтала жить в Санкт-Петербурге, ежедневно ощущать атмосферу этого города… Не скрою, что решение о поступлении в колледж было связано и с возможностью получить место в питерском общежитии. Кроме того, я убеждена в том, что массажист — прекрасная профессия для незрячих людей. В этом колледже нет ограничений по возрасту для инвалидов по зрению. Поэтому нет ничего удивительного, что я одновременно являюсь… бабушкой двух внуков и студенткой дневного отделения».
Найти подход к маленьким пациентам
Семёнова увлечена массажем так же, как и художественным творчеством. «Не секрет, что чтение и письмо рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом очень развивает чувствительность пальцев. Это я знаю по своему опыту. Когда удалось научиться читать и писать, делать массаж тоже стало легче…»
Особенно привлекает Татьяну Петровну детский массаж. Весной 2013 года она получила диплом об окончании колледжа. У начинающей массажистки уже есть опыт работы в нескольких петербургских районных детских поликлиниках. В настоящее время она работает с частными клиентами.
«Самое интересное в работе детского массажиста — создание благоприятной атмосферы во время массажа, психологический контакт с маленькими пациентами, а также их родителями… Есть свои маленькие «секреты». Например, я знаю много сказок и с удовольствием рассказываю их во время массажа».
Татьяна Петровна с удовольствием делится впечатлениями об общении с пациентами во время прохождения учебной практики в детской районной поликлинике. Это общение происходило не только в медицинском кабинете. Часто люди встречали массажиста на улице, рассказывали о своих делах, предлагали проводить до дома…
«Среди запомнившихся встреч — общение с мамой трёхмесячного ребёнка с синдромом Дауна. Женщина была шокирована диагнозом своего первенца. Она находилась в очень печальном, подавленном состоянии. Я провела мальчику сеанс массажа и, одновременно, попыталась успокоить его маму, вселить в неё оптимизм… После каждого сеанса я рассказывала маме о прогрессе в развитии её малыша. Таким образом, сеансы массажа стали своеобразными сеансами психотерапии».
Общение в темноте
Кроме массажа и работы над созданием вязаных картин, значительное место в жизни Т.П. Семёновой занимает работа в необычном петербургском ресторане «Дан Ле Нуар?» («В темноте?»), открывшемся в октябре 2011 года. Газета «Поле зрения» уже рассказывала об этом заведении, где в полной темноте посетителей обслуживают незрячие официанты. Татьяна Петровна тоже является одним из сотрудников. «Мы не просто подаём на стол блюда и напитки, а являемся для посетителей проводниками, сталкерами в мир темноты, в мир незрячих людей».
Один из наиболее частых вопросов, которые посетители задают незрячим официантам: Не трудно ли им работать в темноте? «Люди часто забывают, что понятие «темнота» имеет для незрячих людей совсем другое значение. Например, у меня отсутствует не только зрение, но и светоощущение, поэтому отличить свет от тьмы я не могу».
Семёновой нравится концепция «Дан Ле Нуар?», которая заключается в том, чтобы предложить посетителям ресторана на время, на полтора-два часа, стать незрячими, погрузиться в темноту. «В этой ситуации люди начинают не только по-другому ощущать вкус еды и напитков, но и по-иному воспринимать своих спутников, с которыми они пришли в наше заведение».
Татьяна Петровна отмечает, что пребывание в темноте учит посетителей «видеть сердцем». В ресторан часто приходят и влюблённые пары, и люди, познакомившиеся только недавно… «В темноте мужчины и женщины учатся слушать и слышать друг друга. Это важнейшее условие для построения гармоничных отношений».
Недавно ей довелось обслуживать необычную пару. Парень и девушка познакомились на сайте знакомств и назначили первое свидание в «Дан Ле Нуар?», ни разу не видя друг друга. Они даже не стали предварительно обмениваться фотографиями… «Это была очень романтичная пара. И парень, и девушка хотели найти родственную душу… Их интересовали внутренние качества будущего партнёра, а не его внешность. У меня создалось впечатление, что после этого ужина в темноте молодые люди обязательно останутся вместе».
* * *
«Слепота стала тяжёлым испытанием. Но, одновременно, она научила меня ценить жизнь, ценить то, что имеешь, радоваться каждому дню, — поделилась своими мыслями моя собеседница в завершение интервью. — В новой жизненной ситуации стало понятно, что хороших людей вокруг гораздо больше, чем плохих. В трудную минуту на помощь мне пришли и члены семьи, и товарищи по несчастью из Всероссийского общества слепых, и преподаватели медицинского колледжа… Каждый день я встречаю на улицах города, в общественном транспорте внимательных, чутких людей, добровольных проводников и помощников».
Фотографии автора